КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_urok.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»
3 класс
Автор:Дорохина Яна Сергеевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Стаж работы: 1 год
Квалификационная категория соответствие занимаемой должности
Тема урока | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | Формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам, лексическому значению слов и по грамматическим показателям – совпадении падежных форм в определённых падежах |
УУД | Личностные: • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке • формирование осознания смысла своих учебных действий Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Регулятивные: • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке Коммуникативные: • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания Познавательные: • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение • формировать умение осознавать и формулировать проблему |
Планируемые предметные результаты | Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам. |
Основные понятия | Существительное,одушевленые и неодушевленные имена существительные |
Образовательные ресурсы: | Учебник, тетрадь на печатной основе, учебная презентация. |
Организация пространства | Коллективно – учебный диалог , парная, индивидуальная работа. |
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I.Организацион- ный этап. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: - выработка внутренней готовности к учебной деятельности Каллиграфичес -кая минута Цель: -выработка правильного написания чисел; названия цифр, необходимых для записи числа | Приветствие учащихся. - Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я , друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного. Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе. Две веселые лягушки Ни минутки не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите, как правильно нужно сидеть. (Следите за посадкой) | Приветствуют. Демонстри - руют готовность к уроку, слушают учителя Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. Прописывают двузначное | личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) | ||
II. Актуализация знаний Цель: - актуализация изученного материала; - создание ситуации успеха | Галя и Серёжа решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В задании необходимо было разделить слова: «стол», «собака», «улитка», «дерево», «снеговик», «слон», «сестра», «стена», «берёза», «кукла», «народ» на группы одушевленных и неодушевленных предметов: вот, что получилось у Гали: стол собака народ толпа стена сестра берёза снеговик кукла улитка Серёжа прочитал вариант Гали и не согласился. Ребята, почему Серёжа считает вариант выполнения задания Гали ошибочным? Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы помочь ребятам выполнить задание правильно? |
| Принимают учебную задачу Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) |
Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам подготовиться к конкурсу «Русский медвежонок». Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога | |
III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности Цель: создание проблемной ситуации | Это и будет тема нашего урока: (на доске запись). Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Проведём мини- исследование. Сделаем небольшое открытие, За работу! Задание№1 Какой можем сделать вывод ? Напишите фразу-конструкт: Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________. Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1 | Задание №1 Найдите на столах карточки жёлтого цвета и выполните задания Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова. 1 группа Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф. 2 группа Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан. ___________________________________________ Напишите фразу-конструкт: Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________. | Знакомятся с обсуждают цели темой урока, урока и пытаются самостоятельно их сформулировать (Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую часть задания Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы) Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы) Оценивают свои достижения при выполнении задания №1 | - составлять фразу-конструкт; - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные | УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); познавательные (постановка и формулирование проблемы; |
IV. Решение учебной задачи. Цель: - поиск решения учебной задачи, - конструирование нового способа действия. | Какая тема нашего урока?: Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Предлагает провести исследование. Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить: -- известные вам признаки имён существительных (число, падеж). Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы. Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова Васи и Жени. Найдите карточки голубого цвета Задание№2 Что вы заметили? Как вы думаете ,почему? На доске: Одушевлённые: В.п. мн.ч. = Р.п. мн. ч. Неодушевлённые: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2 | Задание №2 (в группах, в 4-ах)
Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице. Поставьте каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Выделите графически окончания в словах. Понаблюдайте, формы каких падежей совпадают у одушевлённых имён существительных, какие у неодушевлённых имён существительных. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Рассказывают об имени существительном. Вспоминают падежи русского языка с вопросами Работают в четвёрках Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют в таблице. Старшие в группе делают вывод. Читают вывод в учебнике на стр.45 Оценивают свои достижения при выполнении задания №2
| - рассказывать о признаках имени существительного; - рассказывать о падежах и вопросах; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам; - проводить исследование имен существительных и оформлять результаты в таблице;
| УДД: логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); |
V. Динамическая пауза | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика. (слайд №6) | Встать и выполнить действия героев физминутки | Выполняют движения | Личностные УУД Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.
| |
VI. Решение частных задач Цели: - первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | Сообщение учителя
А теперь вернёмся к словам Гали и Серёжи. Галя утверждает , что слова «кукла» и «снеговик» называют неживые предметы. Серёжа утверждает, что это одушевлённые имена существительные. Задание№3 Какой вывод сделайте вы? Для этого вам предстоит выполнить следующее задание Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3 Сообщение учителя
Понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает. Слова «кукла», «снеговик» называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые имена существительные. У них совпадают Одушевлённые: В.п. мн.ч. = Р.п. мн. ч. Значит ,эти имена существительные- одушевлённые. Вот такие есть секреты в русском языке. Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые. | Задание №3 (в парах) Найдите карточки розового цвета. Сравни склонение слов «кукла» «снеговик» «стол». Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать? Сравним результаты ваших исследований. | Работают на карточках в парах Сравнивают результаты исследований. Делают вывод Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные. Оценивают свои достижения при выполнении задания №3 | - проводить исследование имен существительных и оформлять результаты в таблице; | УДД: регулятивные (волевая саморегуляция); познавательные (общеучебные логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); |
VII. Закрепление знаний, применение их на практике | Сообщение учителя Никому и голову не приходило оспаривать, что гусь, овца, лошадь – одушевленные существительные. Какой вопрос задается к этим словам: стая, стадо, табун? Сегодня даже ученые затрудняются выбрать: кто? что? По грамматическим признакам эти слова совершенно определенно относятся к неодушевленным предметам. Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо выполнить задание. Задание №4 Какое открытие вы сделали? Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4 Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5 - Сейчас мы сделаем ещё одно открытие. Задание №6 | Задание №4 (в парах) Найдите карточки зелёного цвета. Сравни склонение слов «народ» «стая» . Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать? Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова . Все эти слова относятся к неодушевленным существительным. Задание № 5 с взаимооценкой Поменялись карточками,оценили работу соседа) Допишите каждое предложение, используя слова для справок: Летит стая…. Пасется стадо…. Мчится табун…. Слова для справок: гуси, овцы, лошади. Определите вид каждого имени существительного. Задание № 6 (в парах) Диагностическое задание: Напишите в каждом словосочетании вопрос. Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой норке(____?). В норку (______?) норкину вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет. | Работают на карточках в парах Делают вывод Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают Неодушевлённые: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Вывод. Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные Оценивают свои достижения при выполнении задания №4 Работают на карточках индивидуально Выполняют взаимооценку учебного задания Оценивают свои достижения при выполнении задания №5 Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют
| - формулировать вопрос к существительному одушевленному и неодушевленному; - изменять по падежам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; | УДД: познавательные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); |
VIII Домашнее задание Цель: - организация выполнения домашней работы | Учебник: с. 14, правило, упр. 20 | Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания | Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | ||
IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организация рефлексии собственной учебной деятельности; | Обобщение полученных на уроке сведений Определите, кто оказался прав: Галя или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок». Помогли мы ребятам в задании? Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок. Достигли мы цели урока? Над каким умением работали на уроке? Что учились делать? Какие необычные открытия мы сделали? Какую оценку поставил себе … Почему?
Спасибо за урок! | Ответить на вопросы Задание на самоанализ. Допишите предложение. Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. . 2. . Задание на самооценку. Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что……………… Домашнее задание: | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока Оценивают свою работу на уроке | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Шевелёва Н.Н. Русский язык. Все примеры и задания на все правила и орфограммы. 3 класс / Н.Н. Шевелёва, Д.В. Порохня. - М.: АСТ, 2016
- Шевелева Н.Н. Русский язык. Самые нужные правила и упражнения. 3 класс / Н.Н. Шевелева. - М.: АСТ, 2017
- Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. / В.П. Канакина. – М.: 2019
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник./ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – М.: 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка 2 класс ОС школа 2100...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" ФГОС
Урок рефлексии с использованием системно-деятельностного метода...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»
На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....