Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть урока проводится в группах, преобладает деятельность учащихся. Отбор материала и состав групп определяется типичными затруднениями у учащихся на основе их анализа своей деятельности при изучении темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_tnme_imena_sushchestvitelnye_2_klass.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива»
Тема: Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное»
Цель: создание условий для систематизации учащимися учебного материала
по теме «Имя существительное»
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| познавательные
с именами существительными, отвечающими на заданные вопросы;
регулятивные
коммуникативные
|
положительную учебную мотивацию
как явления национальной культуры |
Оборудование: дидактические карточки для работы в группах, учебники и
рабочие тетради, карта движения по изучению темы, презентация,
электронная доска.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Настраивает на продуктивное занятие. Напоминает об оценивании работы в том объёме, который выполнен в соответствии с темпом ученика. | Приветствуют гостей, проверяют готовность к уроку. |
Целеполагание | Я проанализировала вашу последнюю работу и получила следующие результаты: - Что вы можете сказать, глядя на результаты? - Посмотрите в ваши карты. Какое место занимает наш урок. -Озвучьте тему. - Определите цель нашего урока. |
Анализируют диаграммы, высказывают свои мнения. Называют тему урока по карте, определяют цель: устранить свои затруднения по теме для подготовки к контрольной работе |
Актуализация учебной деятельности | - Какова наша типичная ошибка? Почему она возникла? - Несмотря на то, что вы перечислили причины затруднения, вы все-таки успешно справляетесь с существительными, котрые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, а затруднения вызывают существительные в косвенной форме. - Но кроме общих затруднений, есть ещё и ваши личные, индивидуальные трудности. Проанализируйте результаты по карте и определите ваши затруднения, отметьте галочкой в первом столбце. - Если у нас возникли трудности, значит нам нужен помощник. А это…( правило) - Вспомним, что мы знаем об имени существительном? | Определяют, что типичным затруднение для класса является умение определять существительные в речи или тексте. Определяют причины затруднений. Определяют и указывают в карте движения по теме свои трудности. Работают с правилом с 90 в учебнике, восстанавливают кластер. |
Обобщение и систематизация ( работа с типичной ошибкой по классу) | - Мы вспомнили учебный материал, определили затруднения. Предлагаю для их устранения выполнить задание по определению существительного в предложении. В роли помощников-консультантов сегодня будут те ребята, которые выполнили задание без ошибок. Мне поможет у доски _______________. У Веры в доме живет красивый щенок. -Какие приемы использовала ____ для нахождения существительных? - Теперь, работая в парах, продолжим применять этот алгоритм выполняя упражнение 158 на с 34 в ТПО. Пара разбирает по одному предложению. Смена пары по сигналу. Консультанты работают с парами 3 ряда. - Самопроверка по ключу. Проставьте результаты на полях тетради | Записывают в тетрадь предложение и определяют существительные. Определяют способы. (потрогать, увидеть, почувствовать) Работают в парах сменного и постоянного состава. Выполняют упражнение. Проверяют работу, обозначают результат. |
Применение в новой ситуации. (разноуровневые задания) | - Для совершенствования навыка предлагаю задания разного уровня сложности. Выполнять будете самостоятельно, проверка по эталонам . (красный – репродуктивный уровень; синий – конструктивный, зеленый - творческий) - (Даёт опережающее задание 3 ур. – найти слова похожие на слово «мясное» и определить их часть речи). | Самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку по эталону. Вносят результаты на поля тетради. |
Контроль и анализ ошибок, коррекция. (работа с индивидуальными затруднениями) | - Следующим шагом к нашей цели станет работа с вашими трудностями. Работать будете в группах, исходя из тех затруднений, что вы отметили в начале урока. 4 группы будут работать с консультантами, три самостоятельно. ( Группы: «Собственные» -2, «Род» - 2, «Число» -1, «Одушевленные» - 1, «Творческая» - 1) - Попрошу консультантов проверить задания по их ключу. Результаты записать на полях. | Переходят в группы в зависимости от своих ошибок. Консультанты работают с группой по инструкции. Группа выполняет задания по карточкам, обсуждая и помогая друг другу). Задания разноуровневые. Консультант проверяет работы и вносит результат на поля тетради ученика. Творческая группа зачитывает результат своей работы. |
Рефлексия деятельности и итог урока. | - Мы выполнили различные упражнения по устранению наших затруднений. Вспомним, что нам помогает находить существительные? Определять одушевлённость?, А число? Род? - Как бы вы определили теперь свой уровень движения по изучению темы?
- Настало время проверить ваши предположения. Графический диктант.
1 2 3 Ч.р. Одуш. Собств. Число Род(ж.) - Поменяйтесь работами, выполите взаимопроверку по известным вам критериям. Подчеркните категорию, если товарищ допустил ошибки. Верните работы. - Возьмите карты движения . -Выставьте результаты в карту и сравните с предыдущими. - Проанализируйте свой результат. Укажите подтвердилось ли ваше предположение? - На основе ваших данных о работе на уроке, поставьте себе отметку. Кто хочет прокомментировать? | Повторяют основные вопросы раздела «Имя существительное». Прогнозируют свой уровень выполнения работы. Выполняют графический диктант. Осуществляют взаимопроверку. Выбирают из слов указанную категорию. Часть речи – свет, метёт, красивый Одушевлённое – вечер, Барсик, парус. Собственное – река, «Мурзилка», мечта. Число (мн.) – книга, дороги, окно. Род (ж) – море, камень, страна Выполняют взаимопроверку. Сравнивают с прогнозированем. Ставят отметку. 2- 3 дают комментарий. |
Домашнее задание. | Исходя из ваших затруднений, выберите себе домашнее задание.
Число. Часть речи. Упр 119, ТПО упр 160 Род, одушевлённые. «Карточки-кармашки» Без ошибок.
- Урок окончен. | Выбирают домашнее задание. Записывают в дневник. |
Приложение.
3
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Запишите только второй абзац, укажите существительные .
Этот _____________________ не уступает любому хищнику по разорению птичьих гнёзд.
Всю зиму ______________ живет на растительной пище. Ест заготовленные грибы, орехи. А весной любит полакомиться мясным.
2
Запишите, подчеркните существительные.
Чтобы промыть рану, вода должна течь тонкой струйкой. После сражения в корабле началась течь.
1
Спишите предложение и подчеркните существительные
Дедушка Юрий подарил внуку маленьких зайчат.
Собственные.
- Образуйте от нарицательного существительного имена собственные по данным таблицы.
Составьте и запишите с ними 1 предложение.
глобус | ИМЯ | ОТЧЕСТВО | ФАМИЛИЯ | Географическое название |
- Используя журнал, запишите предложение, соблюдая правописание. Подчеркните имена собственные.
В марте вышел новый номер журнала ________________________ под редакцией__________________________________.
Род.
- Вставь пропущенные буквы. Запиши слова. Укажи их род.
С т к н
К р т н
Д р в
- Запиши слова парами с предшествующими явлениями. Над словами укажи род .
День -
Корова –
Кефир –
Число.
- Выполни упр. 118 с. 88 учебника. Запиши первое и третье предложение. Подчеркни существительные множественного числа.
- Запиши слова второй строки из упр. 117 с. 88 учебника по образцу. Обсудите: какие окончания множественного числа встретились? Какое окончание ещё может быть во множественном числе?
Одушевлённые.
- Образуй одушевлённые имена существительные.
Лес --
Футбол -
Море -
- Используя данные таблицы, составьте и запишите 2 предложения. Подчеркните одушевлённые существительные.
род | вид | отличие |
дом | конура | для собаки |
дом | скворечник | для птиц |
Творческая.
- Проанализируйте таблицу. Прочитайте карточку. Составьте прогноз погоды для нашей местности. Подготовьтесь к представлению текста.
- Выполните задание. Расскажите о результатах.
- Из предложенного материала составьте памятку для рассказа о категории рода в русском языке.
Инструкция для консультанта.
(Группы)
- Прочитай инструкцию.
- Объясни, если не поняли задание.
- Слушай рассуждения в группе, следи за речевой культурой.
- Контролируй комментирование записи.
- Проверь по эталону.
- Поставь знак на полях.
План работы в группе.
- Слушаем консультанта.
- Обсуждаем задание. Устно выполняем задание № 1.
- Записываем с комментированием. Если нужно помогаем друг другу, соблюдая речевой этикет.
- Также выполняем задание № 2.
- Сдаем на проверку консультанту.
Существительные общего рода
В русском языке особое место занимают так называемые существительные общего рода. К ним относятся существительные с окончанием -а (-я), называющие лиц мужского и женского пола. Родовая принадлежность этих слов зависит от конкретного употребления в речи.
Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.(Плакса — м. р.) Моя Настенька не плакса! (Плакса — ж. р.) |
Все торты и пирожные съел наш лакомка. (Лакомка — м. р. Эти профитроли я несу внучке, нашей лакомке. (Лакомка — ж. р.) |
КЛЮЧИ
К-2
Дедушка Юрий подарил внуку маленьких зайчат.
С-2
Чтобы промыть рану, вода должна течь тонкой струйкой.
После сражения в корабле началась течь.
З – 2
Название: Белка.
Существительные: зверёк, белка…
Ловушки: весной, мясным.
Всю зиму ______________ живет на растительной пище. Ест заготовленные грибы, орехи. А весной любит полакомиться мясным.
Эталон для консультантов.
Собственные
- Глобус Глобусович Глобусов живет в селе Глобусово.
( плывет по реке Глобусовка.)
- В марте вышел новый номер журнала «________________ под редакцией _________________________________.
Род
С т к н стакан- м.р.
К р т н картина – ж.р.
Д р в дерево - с.р.
День (м.р) - утро (с.р.)
Корова ( ж.р) – телёнок (м.р.)
Кефир (м.р.) – молоко ( с.р.)
Число
- Стрижи и сороки – это птицы.
Ландыш и шиповник – это растения.
- Квартиры, лопаты, магазины , мальчики
Одушевлённые
- Лес -- лесник
Футбол - футболист
Море - моряк
- Конура - это дом для собаки.
Скворечник – это дом для птиц.
Карта движения по изучению темы «Части слова»
№ урока | Тема | Результат урока | Трудности | Действия | |
Как собрать и разобрать слово. | |||||
Родственные слова. | |||||
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. | |||||
Правописание безударных гласных в корне слова. | |||||
Правописание парных согласных в корне слова. | |||||
Правописание парных согласных в корне слова. | |||||
Приставка. | |||||
Приставка. Правописание разделительного твёрдого знака. | |||||
Суффикс. Роль суффикса в слове. | |||||
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. | |||||
Окончание. |
Вывод : __________________________________________________________
Ошибки : ______________________________________________
Действия: ________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению". 2 класс
Конспект урока русского языка по программе "Школа России"...
Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".
Данный материал использовался как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...
Урок русского языка по теме: "Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?
Введение темы 1 урок....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс....
Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс
Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть урока проводится ...
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Имена прилагательные. Закрепление.2 класс"
Разработка данного урока поможет ученикам отработать и закрепить материал по теме: Имена прилагательные....