Приставка, как значимая часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka.docx171.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: организация деятельности по ознакомлению учащихся с приставкой как значимой частью слова.

Задачи: 

Образовательная: сформировать представление детей о приставке как значимой части слова; научить находить и выделять приставку в словах; научить образовывать новые слова с помощью приставки.

Развивающая: развивать умение выделять в словах приставку через выполнение задания, вставлять подходящие по смыслу приставки в слова, развивать орфографическую зоркость, интерес к изучению родного языка через использование наглядного материала на уроке, развивать речь детей.

Воспитательная: содействовать воспитанию осознанного отношения к учебе, к школе; уважения к себе, и своим одноклассникам.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Знают, что такое приставка; умеют находить и выделять приставки в словах; умеют каллиграфически писать буквы; умеют выделять главное.

Метапредметные

Познавательные УУД

Умеют выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования; умеют анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать тему, цель на уроке с помощью учителя; умеют планировать действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении следующих заданий; выполнять совместные (в парах) задания;  при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Коммуникативные УУД

Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные ответы; готовить небольшие выступления о результатах парной работы (выполненного мини-исследования); слушать и понимать речь других.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята.

Настрой учащихся на активную и плодотворную работу.

Проверка готовности детей к уроку.  

-Прежде чем узнать тему нашего урока, откроем тетради, запишем число и классную работу. Тетрадь держим под наклоном, пишем красиво и аккуратно. Сидим правильно.

-Также сегодня в ходе урока вы будете оценивать свою работу на листах самооценивания.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на активную работу.

Проверяют свою готовность.

Записывают число, классная работа.

Постановка учебной задачи

Организует работу по подведению детей к теме урока:

-Мне нужен один помощник. Я дам листочек и ножницы. С ножницами работаем аккуратно.

-Итак, срежь угол листа, что он сделал?

-Записываем это слово с красной строки с заглавной буквы, а последующие через запятую. (Учитель записывает данное слово на доске).

-Разрежь листок напополам.

-Что он сделал?

-Записываем в тетрадь. (Учитель записывает слово на доске).

-Отрежь прямоугольник.

-Что он сделал?

-Запишите в тетрадь. (Учитель записывает слово на доске).

-Вырежи круг.

-Что он сделал?

-Запишите слово в тетрадь.

Учитель просит учащегося сесть за своё рабочее место.

Организует беседу с детьми.

-Слова обозначают одно действие или разные?

-Можем ли мы назвать, что данные слова являются однокоренными? Как образовались данные однокоренные слова?

А какая часть слова стоит вначале? Можете ли вы ее выделить?

-Какая проблема возникла?

Где находится эта часть слова: перед корнем или после корня?  

-Чтобы узнать, как называется часть слова, которая стоят перед корнем, послушайте стихотворение:

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что мы будем изучать? Слайд 1.

-Верно. Какую цель можем поставить? Слайд 2.

-Чтобы урок прошел плодотворно, составим план урока.

Учитель помогает учащимся составить план урока.

Слушают учителя.

Один ученик работает у доски.

Отвечают: срезал.

Записывают слово в тетрадь.

Отвечают: разрезал.

Записывают слово в тетрадь.

Отвечают: отрезал.

Учащиеся записывают слово в тетрадь.

Отвечают: вырезал.

Учащиеся записывают слово в тетрадь.

Слушают учителя и отвечают на вопросы:

-Обозначают одно действие.

-Да, данные слова являются однокоренными.

-Однокоренные слова образовались при помощи части слова, которая стоит перед корнем.

Учащиеся не знают, не могут выделить.

-Перед корнем.

Слушают учителя.

-О приставках.  

Учащиеся ставят цель: узнать, что такое приставка и научиться её выделять в словах.

Учащиеся совместно с учителем составляют план урока.

План:

1.Узнаем, что такое приставка.

2.Научимся находить приставку в словах.

3. Оценим свою деятельность на уроке.

Учебное действие по открытию нового знания

Организует работу по теме урока.

-Обратите внимание на наш план. Что нам предстоит узнать?

-Приступим к выполнению первого пункта нашего плана.

Организует небольшую исследовательскую работу в парах для того, чтобы узнать, что такое приставка.

-Сейчас я предлагаю провести исследование в парах и узнать, что такое приставка. Как надо работать в парах?

-Для этого найдите карточку под №1. Вы должны ответить на вопрос, который дается в начале, подчеркнуть необходимую информацию и сделать вывод.

- 1 пара - отвечают на вопрос где находится приставка?

- 2 пара - отвечают на вопрос для чего служит?

- 3 пара – отвечают на вопрос как обозначается?

- Время на выполнение пол минуты.

Карточка №2

Где находится приставка?

Карточка №2

Для чего служит?

Карточка №2

Как обозначается?

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

 

-Кто готов, покажите свою готовность. Сядьте красиво.

Учитель организует проверку.

-Ребята, какой вывод можем сделать? Что такое приставка?

(Учитель показывает на доске обозначение приставки).

- Вы прекрасно провели исследование. Но давайте еще сравним наше выдвинутое правило с учебником на странице 84. Верно ли мы выявили определение?

-Молодцы! Оцените свою работу в паре, в столбце «Парная работа».

Отвечают на вопрос учителя: узнать, что такое приставка.

Слушают задание.

Называют правила работы в парах.

Учащиеся в парах выполняют задание.

1 пара: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

2 пара: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

3 пара: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Проверяют свою работу.

Вывод: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов, обозначается уголком.

Проверяют по учебнику.

Учащиеся оценивают свою работу.

Учебное действие по закреплению изученного материала

Организует работу по второму пункту плана:

-Обратите внимание на план. Мы с вами узнали, что такое приставка?

-Переходим к выполнению второго пункта. Научимся выделять приставку в словах.

Учитель просит вернуться к проблеме, которая возникла в начале урока:

-Давайте еще раз прочитаем слова, которые мы записали в начале урока.

-Сможем ли мы сейчас выделить приставку?

-Выделите.

Организует проверку.

-Оцените свою работу в столбце «Затруднение».

Учитель организует работу по учебнику:

-Сейчас потренируемся, попробуем найти в словах приставку и выделить, для этого выполним упражнение 153 из учебника.

-Ваша задача списать слова и выделить в них приставку.

Учитель организует проверку.

-Для чего служит приставка в словах? Где она находится? Как вы обозначили приставку в словах?

-Молодцы! Оцените свою работу в столбце «Упр. 153»

Отвечают: Да.

Слушают учителя.

Учащиеся читают слова: срезал, разрезал, отрезал, вырезал.

Отвечают: Да.

Выделяют приставки в словах.

Учащиеся оценивают свою работу.

Учащиеся слушают задание.

Выполняют упражнение 153 в тетрадях:

Записывают слова и выделяют в них корень.

Переходит, подходит, обходит, выходит, уходит, входит.

Проверяют.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Учебное действие по контролю и самоконтролю

Организует работу для проверки усвоения новой темы:

-Сейчас выполним индивидуальное задание на карточках. Для этого найдите карточку под №2.

На карточках вам дается текст, где надо вставить пропущенные приставки.

Карточка №2

Вставь пропущенную приставку.

Вася шёл в школу. Сначала он …шел из дома. Потом …шёл прямо. …шёл по большой луже. …шёл дорогу. …шёл в магазин. Наконец, Вася пришёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Как ты долго шёл!»

                                                               https://xn--90aennigc8b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/09/karitnki-pro-shkolu-1.jpg

https://e7.pngegg.com/pngimages/15/563/png-clipart-student-drawing-student-child-photography.png

         

Организует воспитательный момент:

-Ребята, как вы думаете, нужно ли ходить в школу? Для чего?

-Если выполнили, то покажите мне свою готовность.

Учитель организует взаимопроверку по слайду:

-Попрошу вас поменяться карточками и оценить работу друг друга в столбце «Взаимопроверка»

Учащиеся слушают задание.

Выполняют задание.

Вася шёл в школу. Сначала он вышел из дома. Потом пошёл прямо. Прошёл по большой луже. Перешёл дорогу. Зашёл в магазин. Наконец, Вася пришёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Как ты долго шёл!»

Отвечают.

Учащиеся показывают готовность.

Учащиеся выполняют взаимопроверку.

Учебное действие по оценке и самооценке

Учитель организует рефлексию.

-Обратите внимание на план. Выполнили мы 2 пункт плана? Научились находить и определять приставку в словах?

-Все ли пункты плана мы с вами выполнили?

-Что нам осталось сделать?

-Всё верно.

-На доске вы видите лесенку успеха. Всего – 3 ступеньки. Я предлагаю поставить человека на:

1 ступень – если урок прошёл не совсем удачно, и вы не поняли, что такое приставка, для чего она нужна и как она обозначается.

2 ступеньку – если урок прошел удачно, но у вас возникали трудности.

3 ступеньку – если вы с собой довольны, у вас все получилось, вы поняли новую тему.

-Теперь покажите листы самооценивания.

-Молодцы!

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Отвечают: Да.

Отвечают: Нет.

Отвечают: оценить свою работу на уроке.

Ученики оценивают свою работу на уроке.

Показывают листы самооценивания.

Итог урока

Организует работу по подведению итога урока:

-Что мы с вами сегодня изучили?

-Какую цель мы ставили?

-Все ли пункты плана выполнили?

-Сейчас поиграем в игру «Верно, ложно». Если утверждение верно хлопните раз, если нет топните ногой.

Приставка – это часть слова? (да)

Приставка стоит за корнем?(нет)

Приставка служит для образования новых слов?(да)

Приставка обозначается дугой? (нет)

Ученики подводят итог урока и играют в игру «Верно, ложно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приставка как значимая часть слова

Представлен конспект урока в третьем классе с УУД....

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...

Сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка как значимая часть слова.Лексическое значение приставок"...

Приставка как значимая часть слова.

Цель урока :организовать деятельность детей по изучению приставки как значимой части слова....

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ « Окончание, корень, приставка, суффикс – значимые части слова»

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ООО)Предмет: русский языкТема урока: Окончание, корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Вы...