Конспект урока в 4 классе АООП 1 вариант
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Семененкова Ольга Юозасовна

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная педагогика287.63 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс  учитель Семененкова Ольга Юозасовна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Русский язык        

Урок № 19

Тема урока: Постановка вопросов к названиям признаков предмета 

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Создать условия для формирования умений ставить вопросы к признакам предмета;

Задачи урока

  • Образовательные -  учить ставить вопросы к признакам предмета, изменяя форму слова; продолжить работу над развитием умения выделять в предложении слова-признаки и слова-предметы;

Коррекционно-развивающие - коррекция памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики через специальные коррекционные упражнения;

Воспитательные:

  •  - воспитывать познавательную активность, мотивацию к обучению, точность и аккуратность при выполнении заданий.

Формирование БУД:  

Личностные БУД:
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

Коммуникативные БУД:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс, класс - ученик;

Регулятивные БУД:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Познавательные БУД:

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями

Оборудование:

Предметные картинки, карточки, учебники, мультимедийная презентация 

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Личностный компонент (жизненные компетенции)

1.Организационный этап.

Эмоциональный настрой

Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Настроенье у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!

Давайте проведем игру.

  • Игра «Доскажи словечко».

- На уроке будь старательным. Будь спокойным и  … (внимательным).

- Говорите чётко, внятно, чтобы было всё … (понятно)

- Если хочешь отвечать, надо … (руку поднимать)

- Будь прилежен на уроке, не болтай, ты не … (сорока)

- Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать)

- А помочь захочешь другу, подними спокойно … (руку).

- Молодцы! Я думаю, что все ребята будут соблюдать правила поведения на уроке.

А я хочу пожелать вам, чтобы вы сегодня работали дружно, помогали друг другу, открыли что-то новое и интересное для себя.

Подготовка к уроку. Дети приветствуют учителя, гостей.

Игра

Умеет сотрудничать с педагогом

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- развитие долговременной зрительной и слуховой памяти

Учить формулировать тему, ставить цель перед собой

Посмотрите на доску.

  • Работа с презентацией

Рассмотри картинки. Скажи, из каких сказок эти предметы?

              

Поставьте вопрос к каждому предмету. ЧТО? Ключик, КТО? – рыбка. ЧТО? Яйцо. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?. Мы вспомнили, что слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают предмет.

А давай поставим к предметам вопрос.

Ключик (какой?) – золотой

Рыбка (какая?) – золотая.

Яйцо (какое?) – золотое.

Предметы (какие?) – золотые.

Что означает слово золотой? Золотой, ребята, обозначает признак предмета.

Запомни! На вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? отвечают признаки предмета.

Что мы сейчас делали? Ставили вопросы к названию признаков предмета.

Кто может назвать тему нашего урока. «Постановка вопросов к названиям признаков предмета». Чему будем учиться на уроке? Какие задачи поставим перед собой? Будем учиться ставить вопросы к признакам предмета, учиться выделять слова-признаки и слова-предметы, правильно их писать.

Работа с картинками

Работа с презентацией

Ответы детей

Фронтальная работа

Формулируют тему, цели

Умеет сотрудничать с педагогом, со сверстниками

Умеет грамматически верно составлять предложения в устной форме. Может ставить задачу перед собой

3. Актуализация знаний.

- коррекция мелкой моторики руки, навыков каллиграфического письма;

  • Актуализация опорных знаний.
  • Упражнение «Какая буква спряталась?»

  • Пальчиковая гимнастика
  • Чтоб здоров был пальчик наш
    Сделаем ему массаж.
    Посильнее разотрём
    И к другому перейдём.

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. Теперь напишем букву Е в воздухе

Письмо в тетради

Ее  ее   еее  

Ель пушистая.

  • Взаимопроверка.

- Пишем, проверяем друг у друга, подчеркиваем самую красивую букву.

- Пропустите строчку. Запишите число, классная работа.

Находят спрятанные буквы.

Пальчиковая гимнастика

Письмо в тетради

Пишут по образцу

Способен  работать самостоятельно, в паре

Способен писать по образцу

4.Первичное усвоение новых знаний.

- развивать умение ставить вопросы к признакам предмета, изменять слова по вопросам

Охранительный режим, смена деятельности

  • Первичное усвоение новых знаний.

Посмотри на картинки. Подумай, какие признаки можно к ним подобрать? Зададим вопросы:

Зебра (какая?) полосатая, матрас (какой?) полосатый, тигрята (какие?) полосатые, шлагбаум (какой) полосатый, матроска (какая?) полосатая.

Молодцы!

  • Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 28. Упражнение №3. Читай задание.

  • Прочитай предложения.

Осёл послушный, добрый, милый,

Когда его не тащат силой.

У нашей кошки котята-крошки,

Милые, пушистые, серенькие, чистые.

Подошла к ручью напиться

Осторожная лисица.

Найди слова, которые обозначают предмет. Какие это слова? Это выделенные слова. Подбери названия признаков к названиям предметов. Попробуй задать к ним вопрос.

Давайте немного отдохнём.

  • Физминутка

А теперь ребята встали

И немного пошагали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Сели-встали, сели-встали.

Повернулись вправо-влево.

И берёмся вновь за дело.

Фронтальный опрос

Выполняют упражнение

по разному уровню

Выполняют упражнения по словесной инструкции

Умеет сотрудничать со сверстниками

Умеет работать с учебником, понимает прочитанный текст

Умеет сотрудничать со сверстниками

5.Первичная проверка понимания

- развитие фонематического слуха,

зрительного восприятия, связной речи; коррекция внимания, памяти, мышления

  • Первичная проверка понимания

На какие вопросы отвечают слова-признаки предмета?

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  • Упражнение на развитие фонематического слуха
  • Игра «Угадай предмет по признаку»

Я вам буду читать признаки предмета, а вы мне называете предмет. Как вы думаете, что это?

  • Жёлтый, кислый, сочный – (лимон)

Что у нас может быть жёлтым, кислым, сочным? Поставьте вопрос к признаку предмета. Лимон (какой?) …

  • Красный, круглый, сладкий – (помидор)
  • Зелёный, длинный, хрустящий – (огурец)
  • Тёплое, круглое, жаркое – (солнышко)

Что могут рассказать нам слова-признаки? (описать какой предмет по форме, цвету, температуре, вкусу, личные качества)

  • Работа по карточкам. «Слово и картинка»

Соедини линией каждое слово с подходящей картинкой.

Пушистая    колючий    Картинки (сахар, чайник, кактус,

Сладкий     зелёная                        лягушка, забор, лиса)

Деревянный   горячий

Отвечают на вопросы

Угадывают признаки предмета, соотносят с картинкой

Умеет работать самостоятельно

Понимает смысл вопросов, знает признаки предметов

6) Первичное закрепление.

- развитие зрительной памяти

- развитие слухового восприятия;

- воспитывать любознательность, познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль  

  • Первичное закрепление
  • Упражнение «Не ошибись»

Вы хорошо справились с заданием. Давайте немного потренируем память.

  • Упражнение на развитие памяти
  • Прочитай внимательно словосочетания.

Лиса – рыжая

Медведь – косолапый

Облако – белое

Мёд – липовый

Работа – интересная

Тигрята – полосатые

Постарайся их запомнить. Закрываю шторкой второй столбик. А теперь, ориентируясь на первый столбик, попробуй вспомнить какой признак был у каждого предмета.

Молодцы!

  • Упражнение 3.

Допиши названия признаков. Ставь к ним вопрос от названий предметов.

Осёл (…?) … , … , … .

Котята ( …?) … , … , … , … .

Лисица ( …?) … .

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки?

Выполняют упражнение

Читают, с последующим объяснением правописания слов-признаков предмета

Работа с учебником, дифференцированное задание

Умеет грамматически верно составлять предложения в устной форме

Способен записывать слова под диктовку

Умеет сотрудничать с педагогом

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

закрепление полученных навыков

  • Самостоятельная работа

Работа с карточками

На доске картинки: яблоко, лимон

У вас на парте в конвертах лежат слова. Подберите к каждому предмету слова-признаки.

Молодцы, ребята.

Работа с доской, каточками

Егор у доски

Умеют работать в паре

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- воспитывать любознательность, познавательный интерес

  • Итог. Рефлексия.

--Чему учились сегодня на уроке?

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

– Какую цель ставили в начале урока? Добились цели урока?

– Интересно было на уроке?

– Какие затруднения возникли?

- Понравилось на уроке?
- За что бы ты себя похвалил?

- Оценивание

Спасибо за урок.

Подводят итоги работы

Оценивают свою работу

Оценка учителем.

Умеет сотрудничать с педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант

Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....

конспект урока чтения в 4 классе по программе VIII вида вариант 1.

Конспект составлен для детей с ОВЗ, некоторые задания подобраны индивидуально, с учетом возможностей обучающихся.Упражнения составлены таким образом, чтобы дети все время находились в действии, работа...

План-конспект урока чтения в 4 классе по программе II вида(II отделение III вариант) по теме: «Рассказ Е.И.Пермяка «Пичугин мост».

Данный материал предназначен для педагогов специальных(коррекционных) образовательных учреждений II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях инклюзии....

Конспект урока по математике, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).

Конспект урока по математике, проведённогов IV классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1)...

Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).Тема урока: К. Ушинский «Два плуга».

Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1). Тема урока: К. Ушинский "Два плуга"....

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Птицы"(программа II вида, II отделение II вариант)

Материал предназначен для педагогов - дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха....

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...