конспект урока чтения в 4 классе по программе VIII вида вариант 1.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект составлен для детей с ОВЗ, некоторые задания подобраны индивидуально, с учетом возможностей обучающихся.
Упражнения составлены таким образом, чтобы дети все время находились в действии, работали самостоятельно, парами, фронтально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.11.14_chtenie_borisova_e.m_4v2.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида)
№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.
__________________________________________________________________________
Методическая разработка
урока по чтению
для учащихся 4в (2) класса
с лёгкой умственной отсталостью
Тема: Зимние узоры. Литовская сказка Старый Мороз и молодой Морозец.
Составила
Учитель начальных классов
Борисова Екатерина Михайловна
Дата проведения
19.11.2014
Санкт-Петербург
2014 – 2015 учебный год
Тема:Зимние узоры. Литовская сказка Старый Мороз и молодой Морозец.
Тип урока: комбинированный ( урок чтения и анализа произведения).
Цель:Продолжение знакомства с произведением по теме «Зимние узоры», литовская сказка Старый Мороз и Молодой Морозец с помощью чтения частей текста и закрепляющих упражнений.
Задачи:
Образовательные:
Помогать детям понять содержание сказки.
Отрабатывать навык чтения.
Учить выразительному чтению отрывка сказки.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать связную речь при работе с упражнениями : «Подбери признак предмета», «Запомни новые слова».
Корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнения: « Составь словосочетание из сказки».
Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, обобщение) при работе с упражнением: «Найди лишнее» и « Раздели на две группы».
Корригировать и развивать кратковременную память на основе упражнения: « Какого слова не стало?»
Корригировать и развивать навыки самоконтроля при оценивании себя после выполнения некоторых заданий и в упражнении на повторное чтение.
Совершенствовать артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к уроку чтения с помощью игровых приёмов.
Методы обучения:
Частично-поисковый (дети сами пытаются найти путь решения, ответ).
Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Место проведения: учебный кабинет.
Время урока: 40 минут.
Межпредметные связи:
предмет Окружающий мир. Раздел «Зима». Тема: «Погода и природа зимой».
Ручной труд. Изготовление поделки, раздел: работа с картоном.
Тема: варежка для артикуляционной гимнастики.
Внутренние связи:
Тема №1 «Знакомство со сказкой».
Педагогические технологии (элементы):
• технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии;
• организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;
• психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;
• личностно – ориентированное взаимодействие ученика и учителя;
• здоровьесберегающие технологии.
Оснащение урока:
учебно - методическая документация:
Рабочая программа по чтению на 2014-2015 год.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1- 4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.
Основная литература для учащихся:
Учебник Чтение 4 класс Ильина Н.Т для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Просвещение, 2012.
Дидактический материал обучающий:
Карточки, на которых крупным шрифтом напечатаны слова.
Варежки из картона, снежинка на нитке.
Конверты с подготовленными словами ( признак предмета, предмет).
Иллюстрация на тему сказки.
Картинки с изображением предметов соответствующих по смыслу отрывкам текста.
Дополнительный материал.
Магнитные доски, магниты.
Смайлы с изображением трёх видов эмоций, круги разных цветов обозначающих качество выполнения упражнений.
Зеркала 3 шт.
Салфетки.
Листы бумаги для динамической паузы.
№ | Основные этапы урока | Ориентировочное время | Методические указания. Цели этапов. |
1. | Организационный момент. Мотивация деятельности, актуализация знаний. | 8 мин | Цель: проверка организации класса к работе, организация внимания, включение учащихся в процесс урока, выполнение упражнений. (Приложение 1) |
2. | Динамическая пауза: Артикуляционная гимнастика. | 4 мин. | Цель: способствование расширению диапазона дыхания, выработке движений необходимых для правильного произношения звуков. (Приложение 2) |
3. | Актуализация познавательной деятельности. | 5 мин. | Цель: способствование совместной деятельности учащихся, осуществлению самопроверки. (Приложение 3) |
4. | Проверка домашнего задания - чтение текста, работа с новыми словами. | 7 мин. | Цель: формирование осознанного , правильного чтения. Способствование запоминанию ранее не используемых в речи слов. Обучение сравнению прочитанных отрывков текста, самопроверке. (Приложение 4) |
5. | Динамическая пауза. Гимнастика для рук, глаз. | 2 мин. | Цель: обеспечение кратковременного активного отдыха для учеников в течение урока. (Приложение 5) |
6 | Организация познавательной деятельности. Самостоятельная работа с элементами технологии Критического мышления. | 5 мин. | Цель: с помощью чтения с остановками, способствовать осмыслению, прослушанного текста.( элемент технологии критического мышления. (Приложение 6) |
7 | Рефлексия Осмысление и систематизация познавательной деятельности. | 5 | Цель: Рефлексия деятельности. Дать возможность учащимся вспомнить упражнения, выполняемые на уроке, оценить уровень выполнения заданий, определить наиболее понравившиеся упражнения, подготовить для гостей или учителя аналогичное упражнение. (Приложение 7) |
8 | Оценка деятельности учащихся. Получение домашнего задания. | 3-4 мин. | Цель: Способствование выработке адекватных притязаний. Способствование организации продуктивной деятельности учащихся дома. (Приложение 8) |
Приложение 1.
- Организационный момент.
Я вижу, все готовы к уроку, начнем.
-Посмотрите на доску, перед вами слова прочитайте их.
Мороз, февраль, метель, снег, лед, листопад, декабрь, январь.
Найдите лишнее слово.( Листопад) Почему оно лишнее?
Что объединяет оставшиеся слова? ( Они на тему Зима).
На какие две группы мы можем разложить эти слова? (зимние месяцы и зимние явления).
Угадайте какого слова не стало? ( учитель прячет слово –метель)
А какое слово я зашифровала т.е сделала анаграмму? ( ЗОРМО-мороз)
Очень хорошо поработали.
Чтобы правильно говорить, нам нужно выполнять артикуляционную гимнастику, приступим.
Приложение 2.
Артикуляционная гимнастика.
Скоро наступит зима, и звери припрятали запасы.
Что заготавливает белка?
-Шишки, орешки. Учитель добивается максимально правильного произношения звуков, при необходимости поправляет, помогает.
А лиса бежит по лесу и следы заметает, вот так: учитель показывает упражнения языка, дети выполняют.
Дети едут с горки, -покажем горку. (Упражнение для языка).
Их обдувает холодный ветер, поставили ладошку, дуем на неё холодом, рука - контроль на животе, закрепление произношения свистящих звуков.
Теперь погреем руку, подуем теплым воздухом. Закрепление произношения шипящих звуков.
Ребята играют зимой в снежки. Достаньте варежки, будем сдувать снежинки.
Упражнение выполняется 2 раза.
Приложение 3.
Актуализация познавательной деятельности, закрепление материала. Упражнение на развитие связной речи.
- Посмотрите на доску, картинку из какого произведения вы видите?
Дети узнают иллюстрацию. Сказка Старый Мороз и молодой Морозец.
-Правильно сегодня мы продолжаем работать над этой сказкой.
-Перед вами на столе лежат конверты, в них слова.
-Вам надо работая совместно ( парой) составить словосочетания из сказки.
Слова подобраны таким образом, что работая по одному, словосочетания не получатся.
После выполнения задания, учитель показывает образец, дети сравнивают с ним свою работу. Далее учащиеся оценивают свою деятельность самостоятельно.
Приложение 4.
Проверка домашнего задания, формирование навыков чтения.
Детям предлагается прочитать текст подготовленный дома в течении одной минуты. Не торопясь, стараясь читать правильно. Учитель контролирует правильность прочтения слов. После этого педагог просит поставить отметку карандашом, там, где учащийся остановился. Далее дети читают тот же текст повторно в течении одной минуты. И вновь ставится отметка в месте окончания чтения. Учащиеся сравнивают прочитанные в первый и второй раз отрывки, если второй раз было прочитано больше, оценивают себя положительно, если нет соответственно выполненной работе. Одна из учащихся является неговорящим ребенком, поэтому получает индивидуальное задание. Она подбирает распечатанные слова к иллюстрации из прочитанной дома части сказки, и кладет слово на подходящий по ее мнению рисунок. Учитель проверяет, озвучивает правильно ли выполнено задание, и почему.
Приложение 5.
Динамическая пауза. Гимнастика для пальцев рук, глаз.
Учитель предлагает детям взять листки бумаги, и сильно смяв их руками,
сделать «снежок». Далее дети кидают снежки по сигналу учителя, кто дальше, потом кто выше, потом в назначенную точку.
Приложение 6.
Организация познавательной деятельности.
Продолжение знакомства со сказкой.
Перед детьми лежат картинки по смыслу подходящие и не подходящие к тексту.
Учитель читает новый текст и через небольшие промежутки времени делает паузу. Дети поднимают картинку-ассоциацию к прочитанной части текста т.е ту иллюстрацию, которая показывает о чем читал педагог. Учитель продолжает читать, если задание выполняется правильно. Если допущены ошибки, с помощью направляющих вопросов педагог добивается правильного выполнения.
Приложение 7,8
Осмысление и закрепление полученных знаний и умений. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель сообщает детям, что они хорошо поработали сегодня. Далее все совместно вспоминают последовательность выполненных упражнений, какие из них были выполнены без ошибок. Педагог обсуждает с детьми, какую оценку они получают сегодня и почему. Учащимся предлагается вспомнить, какое упражнение особенно понравилось. Педагог предлагает детям подготовить аналогичное задание для гостей. Дети составляют анаграмму (разрезают слово ножницами и перемешивают буквы) одного из слов, представленных на доске в начале урока. Показывают гостям полученную комбинацию букв на магнитной доске. Возможно, ребенок будет испытывать смущение при виде большого количества людей, тогда анаграмму разгадывает учитель.
В заключении урока дети получают домашнее задание, вкладывают его в дневник.
8.Домашнее задание:
Читать вторую часть сказки, заключительный абзац. Написать в тетрадь два предложения с новыми словами, обсуждаемыми на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в специальной коррекционной школе VIII вида
урок чтения в специальной коррекциооной школе VIII вида "Зимнее утро" А.С. Пушкин...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Конспект урока и презентация по чтению 3 класс коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка".
Конспект урока и презентация по чтению и развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка"....
Доклад "Особенности применения методики Мисаренко Г.Г на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида"
В докладе учитель делится опытом применения на уроках чтения методики Мисаренко Г.Г с целью улучшения техники чтения у учащихся, автоматизации навыков чтения....
Конспект урока по математике, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).
Конспект урока по математике, проведённогов IV классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1)...
Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).Тема урока: К. Ушинский «Два плуга».
Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1). Тема урока: К. Ушинский "Два плуга"....
Урок по чтению, проведённого в IV классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1) с уч-ся с сочетанной патологией: слепота, слабовидение. Тема урока: А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"
Мною был использован итоговый семинар.Класс был разбит на творческие группы (по психологической совместимости) За неделю до семинара уч-ся были ознакомлены с заданиями различного характера, а также бы...