Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка. 2 класс по теме :"Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи".
- Цели урока:- создавать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников;
- - способствовать эмоционально – положительному отношению к процессу познания на основе инновационной организации внутригруппового общения; индивидуальной работы с учащимся;
- - воспитывать уважение к родной речи (через деятельность учителя);
- - анализировать собранный материал, структурировать, определять главное и второстепенное, решать поисковые задачи;
- - овладевать современными формами группового взаимодействия для определения интересующих учащихся задач урока, анализировать тексты для детей и разговорную речь (через деятельность учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка 2 класс | 487.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2Д классе учителя начальных классов Баландиной Н.В.
МОУСОШ №15
Тема урока: Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Цели урока:
- создавать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников;
- способствовать эмоционально – положительному отношению к процессу познания на основе инновационной организации внутригруппового общения; индивидуальной работы с учащимся;
- воспитывать уважение к родной речи (через деятельность учителя);
- анализировать собранный материал, структурировать, определять главное и второстепенное, решать поисковые задачи;
- овладевать современными формами группового взаимодействия для определения интересующих учащихся задач урока, анализировать тексты для детей и разговорную речь (через деятельность учащихся);
Задачи урока:
- Развивающие: выявлять индивидуальные особенности учащихся, развивать коммуникативные навыки, умение работать в ситуации выбора, способствовать развитию творческих способностей, воображения.
- Образовательные: актуализировать и расширить знания о диалоге как основном средстве общения. Культура диалога.
-Воспитательные: воспитывать потребность в позитивном содержательном общении, культуру диалога, нравственные качества и этические нормы общения: приветливость, доброжелательность,
Оборудование:
использование ИКТ, дифференцированные задания, образцы текстов, карточки с заданиями, слова на доске, картинки для работы по заданию.
Ход урока
I.Организационный момент и мотивация на урок.
(Слова на магнитах, вывешаны на доску.)
1.Добрый день!
2. Привет!
3. Хеллоу!
4. Здравствуйте!
5. Салют!
-Подумайте какие из этих слов вы употребите вежливо здороваясь со взрослыми? Со сверстниками?
- Как вы будете обращаться ко взрослому ты или вы?
-Во всем мире люди приветствуют друг друга добрыми словами, желают здоровья, передают друг другу «тепло своей души».
- Покажите ладони. Чувствуете что-нибудь?
- Потрите ладони, что сейчас чувствуете?
- Соедините ладони с ладонями соседа. Что сейчас чувствуете?
- Думаю, наш урок пройдёт в тёплой, доброжелательной обстановке, вы узнаете что-то новое. И к концу урока у нас обязательно будет успех и мы вместе увидим, каким он будет.
II.Постановка учебной проблемы.
-Не сразу и не всем открывается тайна слова. Хотите постичь секреты родной речи, научиться говорить с окружающими доброжелательно, приветливо, чтобы не обидеть собеседника, а напротив попытаться улучшить его настроение? /проблема/
( Работа в группах на листах с печатной основой. Лист из «мини - энциклопедии» на букву «П».)
-Впиши недостающие волшебные слова.
Утром я пришёл в школу и сказал всем «______________________». Помог однокласснице снять пальто и услышал от неё «_____________________». Мой друг поблагодарил бабушку за вкусный завтрак словом «________________». Я случайно толкнул соседа по парте и попросил прощения словами «___________________». Обращаясь к кому – либо с просьбой мы говорим «_______ ____________________». Прощаясь, произносим «_________________________».
(здравствуйте, спасибо, благодарю, простите, пожалуйста, будьте любезны, до свидания)
III. Целеполагание.
- Сегодня будем учиться распознавать виды речи.
- Что будем изучать? - Чему будем учиться?
- Будем вести разговор так, чтобы не обидеть собеседника.
Смотрим видеоурок «Русский язык 2 класс.Тема «Диалог и монолог»(Диск).
- Где и с кем вы чаще вступаете в диалог?
-С близкими людьми дома. -Со сверстниками в школе в гостях.
-Со взрослыми в культурных учреждениях, на улице, в транспорте.
IV. Планирование совместной деятельности.
-Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
-А если прям что-то очень важно хочется сказать?
-А как тогда нужно поступить?
Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца.
Учитель: Важным элементом в общении являются жесты и мимика.
Вы знаете, что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.
-А что делает человек, когда видит друга? (Улыбается )
-А вы умеете улыбаться?
- Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно!
-Какие у всех красивые улыбки!
-Когда люди улыбаются, они становятся красивы.
Нужно улыбаться собеседнику!
V.Актуализация знаний.
Учащиеся в группах решают ряд познавательных задач:
(- Какой из текстов монолог, а какой диалог?- Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?- Составьте памятку, как записать диалог.)
- А теперь работаем в группах. Каждая группа выполняет свои задания. Командиры команд получают задания.
(1 ученик (слабый) индивидуально с учителем работает на компьютере. Выполняет индивидуальное задание)
1 группа.
Задание 1.
Выберите и подчеркните название вида речи, представленного в тексте.
- Бабушка-бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырёх моих дочек.
(монолог, диалог)
Задание 2.
Дополните рассказ о диалоге подходящими словами.
Диалог – это речь или _________________ двух или___________________ лиц. В диалоге каждый участник может высказаться – произнести____________________ . Реплики в диалоге должны следовать__________________________ , по порядку. Каждая последующая_______________ должна быть_______________________.
(нескольких, одна за другой, разговор, ответом на предшествующую, реплика, реплику)
2 группа.
Задание 1.
Выберите и подчеркните название вида речи, представленного в тексте.
— Пора нам подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе.
(монолог, диалог)
Задание 2.
Дополните рассказ о монологе подходящими словами.
Монолог – это речь____________ лица, к слушателям. В монологе говорит один__________________ . Все остальные участники_____________________ его речь. При произнесении монолога речь должна соответствовать ___________________________________ . Выступающий должен говорить ______________________ и понятно для________________________ .
(одного, литературной норме, слушателей, четко, слушают, выступающий, обращенная)
3 группа.
Задание 1.
Выберите и подчеркните название вида речи, представленного в тексте.
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха, а ты кто?
- А я блоха-попрыгуха.
- Ступай ко мне жить.
(монолог, диалог)
Задание 2.
Дополните таблицу названиями видов речи по их описанию.
Способность человека выражать и передавать свои мысли при помощи письма | |
Устное или письменное полное высказывание одного лица | |
Способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта | |
Устное или письменное общение двух или нескольких лиц |
(Письменная речь Устная речь Монолог Диалог)
VI Инсценирование диалога, как вида текста.
- Определите вид речи. Если это монолог, то мы сидим и слушаем. А если диалог, то из стороны в сторону поворачиваемся и разговариваем.
( Выходят 2 ученика)
Стасик - Ну, это что! Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.
Мишутка - Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.
Стасик - Совсем нет.
Мишутка - Почему же ты сейчас живой?
Стасик - Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика…
(1 ученица)
- Слушайте! Слушайте! Слушайте! Передаём экстренное сообщение! Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Граждане берегите пальцы, носы и уши! Плотнее закрывайте форточки.
VII Физминутка.
Каждый встает по очереди. Подходит, берет картинку и помещает ее на доску.
Распределите картинки по видам речи.
На доске: (диалог, монолог)
VIII .Формирование умений и навыков.
Задания получают каждый. Работа индивидуальная. Подписываем работы.
Задание 1.
Прочитайте текст. Определите вид речи: монолог или диалог. Напиши ответ.
1. - Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придёт._____________________________
2. - Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда. ___________________________
3. - По-моему, пчёлы что-то подозревают!
- Что именно?
- Не знаю я. Но только, по-моему, они ведут себя подозрительно.
- Может, они думают, что ты хочешь утащить у них мёд? ______________________________
4. Лейся, лейся дождик, дождик! Я хочу расти, расти! Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!________________________________________
Взаимопроверка.
Задание 2.
Определите, является текст монологом или диалогом. Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.
Текст -1
- Как тебя зовут?
- Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
- А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.
Текст - 2
- Всех важней, - сказала Ната,
- Мама-вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
Текст - 3
- Я лучше всех! - сказала иголка,
- Посмотрите, какая я острая.
- Я лучше всех! - сказал карандаш,
- Я рисовать умею.
- Нет, я лучше всех! Я писать умею, - сказала ручка.
Текст - 4
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя отвезу я вперёд!»
Текст - 5
- Какой же это индюшонок? - сказала утка.
- Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!
Текст - 6
- Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
- Нет! Это чужая квартира!!!
- А где Мойдодыр?
- Не могу Вам сказать... Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Диалог | Монолог |
- Какие секреты диалога вы для себя открыли? Как вы теперь будете общаться с близкими, сверстниками и людьми старше вас по возрасту?
IX. Домашнее задание.
Выписать диалог из любимой сказки.
X. Рефлексия.
- Над чем работали?
- Что нового узнали?
- В чем были затруднения?
- Что помогло решить поставленные задачи?
- Кто самостоятельно сможет решить поставленные задачи?
- Кому необходима помощь?
- Где могут пригодиться полученные знания?
- Дайте оценку своей работе.
( Дети на доску вывешивают свои ладошки: вверх ладошка - «молодец», вниз – «надо позаниматься»)
XI. Подведение итогов.
- Дети, сегодня мы с вами познавали секреты общения, учились вести диалог вежливо, доброжелательно, искренне. Цените слово, любите родную речь, уважайте собеседника.
- Будьте здоровы! Всего хорошего! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"
Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».
Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением»....
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_...