Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку, 4 класс. «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_uzyumskaya_o._n.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся наблюдать за особенностями выделения в речи слов-обращений (звательная интонация, пунктуация). | Познавательные-преобразовать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания; Регулятивные-выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь; Коммуникативные-сотрудничать, вести диалог; формулировать собственное мнение и позицию. | Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. |
Тема: «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношения. Предложения с обращением».
Тип урока: комбинированный
Цель деятельности педагога: создать условия для обобщения и систематизации знаний (предложения по цели высказывания) и ознакомления с новым материалом (предложения с обращением).
Планируемые результаты.
Мировоззренческая идея | Язык - средство общения, цель общения - сообщить о чём-либо, спросить о ком-либо, побудить кого-нибудь к чему-либо (просьба, совет, приказ). Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. |
Программное содержание | По программе 2 часа. Освоение средств общения. Изучение видов предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформление их на письме и в тексте. |
План изучения нового материала | 1.Вводный 2.Обучающий 3.Заключительный |
Основные понятия | Предложение, цель высказывания, повествовательные побудительные, вопросительные предложения |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Фронтальная. Групповая, работа в парах. |
Технология | Технология интерактивного обучения |
Оборудование урока | Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. «Русский язык» (М: Просвещение,2015), «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал, презентация |
Домашнее задание | Расставить знаки в конце предложений, определить вид предложений |
Организация структура урока
Технология проведения | Содержание деятельности учителя (задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Мотивация к учебной деятельности Чистописание Цель: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учеб- ную деятельность | - Девизом нашего урока я решила взять слова М. Горького “Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Именно эти умения вы получаете на уроках русского языка. -Запишите высказывание М. Горького. (Слайд 2.) - Чтобы эти умения были прочными, как надо работать на уроке? - Над какой большой темой мы сейчас работаем? - Давайте вместе назовем тему нашего сегодняшнего урока (Слайд 1). Но сначала повторим то, что нужно будет для знакомства с новой темой. -Чему мы должны научиться на уроке? Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет. | Учащиеся говорят о внимании, активности, аккуратности, помощи друг другу и др. - Предложение. | Регулятивные УУД: нацеливать на успешную деятельность, Настойчивость в достижении цели Личностные УУД. |
2. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации Цель, которая должна быть достигнута учащимися: -осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: -способствовать Созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; -активизировать соответствующие мыслительные действия: сравнение, анализ, аналогию. Задачи: -активизировать познавательную деятельность учащихся Методы: словесные, побуждающие от проблемной ситуации диалог 3. Совместное открытие нового знания | Что такое предложение? - Какими бывают предложения по цели высказывания? КАРТОЧКИ (Парная работа) прочитайте, расставьте знаки препинаний в конце предложений (Слайд 3 ) Как хорошо за городом на полях золотится рожь кто это расхаживает по лугу это аист. - Ребята, определите границы предложений Сколько в этом тексте предложений? -Докажите, что здесь 4 предложения. - Прочитайте повествовательное, вопросительное и побудительное предложение - Какими бывают предложения по интонации? Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет. а) Организация открытия нового знания. -Ребята, положите ручки. Проверим ваши тетради, хочу сказать, что Ваня справился с работай, а Саше необходимо развивать орфографическую зоркость. (Слайд 4) б) Включение в систему знаний и повторений - Почему вы положили ручки? Как вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было обращение? Что именно я сказала? Я назвала вас «ребята», обратилась к вам с просьбой - положить ручки. Как узнали Ваня и Саша результаты своей работы? Вспомните, что я сказала. -Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими учениками. - Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. Предложения с обращением.» -Чему мы должны научиться на этом уроке? | Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Повествовательными, вопросительными и побудительными. Дети читают каждое предложение в отдельности. Если есть ошибки, исправляют. - 4 предложения 1-каждое предложение выражает законченную мысль; 2-слова связаны по смыслу; 3-в предложении о чем- либо говорится. Повествовательное. На полях золотится рожь. Это аист Вопросительные. Кто это расхаживает по лугу? Побудительные. Как хорошо за городом! Восклицательными или невосклицательными Все остальные предложения по интонации невосклицательные. Ребята, положили ручки. -Назвала их имена. Высказывают предположения. Формулируют тему и цели урока. | Познаватель- ные УУД: Регулятивные УУД, Коммуникатив-ные УУД Сотрудничать, вести диалог; формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: Постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему, цели на уроке |
Изучение нового материала. Работа с учебником (стр.26 упр.54) | -(Слайд 5). Запишите стихотворение, выбирая нужные знаки. Найдите и выделите слова с приставками, укажите их части речи. -Первое предложение передает чувство крайнего удивления и полувопроса, поэтому мы его оформили с помощью двух знаков препинания?!. -Подчеркните главные члены, укажите части речи в первом предложении. -Является ли членом предложения обращение «Женя»? Как оно выделено в устной, письменной речи? - Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр.27, прочитайте сообщение Ключика. -Сделайте вывод: обращение -это слово (или сочетание слов), называющего того, к кому обращаются с речью. (Слайд 6). Обращение на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Обращение не является членом предложения. Обращение произносится с особой (звательной) интонацией. (Слайд 7) Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет | Выполняют упражнение. -Что же ты наделал, Женя?! Все сломал! Какой кошмар! -У меня разоруженье!- Громко крикнул юбиляр. -В первом предложении есть обращение к мальчику Жене. -Нет, не является членом предложения, выделяется особой интонацией и запятыми. Читают сообщение Ключика, формулируют вывод. | Познавательные: Логические: анализ, синтез для сравнения, выбор оснований. Преобразовать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Сотрудничать, увлекаться общей идеей; вести диалог; формулировать собственное мнение и позицию. |
Словарная работа | -Объясните значение слова юбиляр. (Слайд 8). Где вы найдете информацию о слове? Кто такой юбиляр? Прочитайте информацию в словаре. - Это словарное слово, его написание надо запомнить. Запишите однокоренные слова к слову юбиляр. Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет Физ.минутка (Слайд 9) | -Можно спросить у взрослых -учителя -посмотреть в словаре | Регулятивные УУД: уметь работать с информацией, со словарем |
Групповая работа Самостоятельная работа Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организуют самостоятельную работу (Слайд 10). Почему Заинька у тебя такие длинные ушки Так надо Лиса Почему серенький у тебя такие быстрые ножки А всё потому Лисонька, что у тебя тихие шаги и острые зубы - Как можно назвать этот разговор? - Из чего он состоит? - Всё ли вас устраивает в диалоге? - Какие знаки препинания вы знаете? - Вы сейчас будете работать в группах. Каждая группа получает лист с текстом. Задание: расставить знаки препинания. -Как только ваша команда будет готова, вы должны дать знак. Я буду наблюдать за тем, как вы: • слушаете друга; • помогаете друг другу; • вместе решаете возникшую проблему. (Учитель наблюдает за работой детей, следит за временем, порядком, направляет, но не помогает). 1.Если какая-то группа поставила запятые, то учитель спрашивает: - Почему вы поставили здесь запятые? Каким правилом вы пользовались? 2.Если никто не поставил запятые, то учитель показывает авторский образец и спрашивает: - Почему автор поставил здесь запятые? Каким правилом он пользовался? ПРОВЕРКА (Слайд 11). - Перед нами диалог. Вспомните, что это такое? - Заяц и Лиса ведут диалог. Что важно в диалоге? - Как этого добиться? Да, Лиса и Заяц обращаются друг к другу, называя друг друга Лисонька, Заинька, серенький. Как же можно назвать такие слова? Слайд (12) -Почему, Заинька, у тебя такие длинные ушки? -Так надо, Лиса. -Почему, серенький, у тебя такие быстрые ножки? -А всё потому, Лисонька, что у тебя тихие шаги и острые зубы! Это и является особенностью наших предложений. Итак, мы работаем с предложениями с обращением. С какими предложениями вы сегодня работали? (Слайд 13). - Что такое обращение? - Как обращение отделяется в устной речи? - А на письме? - Зачем нужно обращение в речи? - В самом начале урока мы поставили задачу: понять особенности предложений с обращениями. Решили мы эту задачу? -Что у вас на уроке получалось сегодня лучше всего? -В чем испытали затруднения? -Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудно? Кто доволен сегодня своей работой? -Как бы вы оценили свою работу? - Вы все хорошо работали. Но давайте отметим тех ребят, которые особенно хорошо работали. (Оценивание может проходить сразу после выполнения учащимися заданий. Учитель постоянно обращается к мнению ребят, спокойно и тактично направляя их). Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет | Учащиеся могут сказать, что при чтении здесь происходит остановка, пауза. - Такого правила не знаем. Ответ детей. Диалог – это разговор двух или нескольких людей ( персонажей). - Важно слушать. Важно, чтоб тебя услышали. - Называем того, к кому обращаемся, выделяем эти слова голосом. Хорошо, если дети скажут «обращение». Но этот новый термин может назвать учитель. Мы работали с предложениями с обращением. - Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращена речь. - Интонацией. - Запятыми. - С помощью обращения мы привлекаем внимание к тому, о чём мы говорим. Приобретение начального опыта. | Познаватель- ные УУД, Коммуникативные УУД Познаватель- ные УУД: общенаучные: умение структурировать знания. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Виды предложений по цели высказывания"
Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и сам...
Урок русского языка в 3 классе "Виды предложений по цели высказывания"
Первый урок по данной теме. На уроке использован игровой момент; дифференцированная и фронтальная работа...
Презентация к уроку русского языка (ПНШ) 1 класс "Различение предложений по цели высказывания"
ПНШ...
Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Планируемые результаты: Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств Метапредметные: ...
2 класс. Русский язык. Дополнительные задания на темы "Предложения по цели высказывания и интонации", "Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол".
Упражнения на темы "Предложения по цели высказывания и интонации", "Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол"....
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Предложения с обращением.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Предложения с обращением" с ипользованием карточек учебной платформы Учи.ру...