Технологическая карта к уроку русского языка 1 класс по теме "Безударные гласные"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Романчук Юлия Владимировна

Дать представление о правилах написания гласных в ударных и безударных слогах, развивать умение обосновывать написание проверяемой  гласной в  безударном слоге, получат представление о проверочных и проверяемых словах..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zadanie_variant_5.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

Русский язык

Учитель

Школа, класс

Тема урока

Различение гласных ударных и безударных.

Тип урока

Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий

Цель изучения (целевые установки урока):

Дать представление о правилах написания гласных в ударных и безударных слогах, развивать умение обосновывать написание проверяемой  гласной в  безударном слоге, получат представление о проверочных и проверяемых словах..

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

Ценности научного познания

Инициативность, активность, любознательность.

познавательные – проводить аналогию, осуществлять логические действия анализа; осваивать способ решения проблем, внесения коррективов ;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

научатся: находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить;

- различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;

использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература 

УМК «Школа России»  “Русский язык” В.Г.Горецкий, В.П.Канакина 1 класс, карточки, тетради.

ЦОР                  

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Мотивация (самоопределение к деятельности) положительный настрой на урок.

Утро доброе у нас.

 Я приветствую всех вас.

Вот звонок , уж  дал сигнал. Поработать час настал.

Так что, время не теряем,

 И урок наш начинаем.

1-А готов учиться?

Не лениться, а трудиться!

Проверяют готовность к уроку.

любознательность

активность

  1. Актуализация учебной деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Актуализация знаний 1.Чистописание

Учитель организует коллективное обсуждение, учащиеся проговаривают, чем отличаются гласные от согласных  букв.

Учитель направляет учеников на правильное написание букв, показывает карточки с правильным написанием букв и их соединений.

2.Учитель предлагает составить предложения  по картинке. Затем предлагает составить предложение состоящее из определенного кол-ва слов. ,Поставить ударение в словах.  Из всех слов выбрать только те слова, написание которых вызывает затруднение.

Проводит диалог, задает наводящие вопросы, подводит обучающихся  к определению темы и цели урока.

1.Пальчиковая гимнастика

«Семья пальчиков»

Показывает движения пальчиков

-“Этот пальчик большой”- разминает его круговыми движениями.

- “Указательный второй” – аналогично

“Пальчик средний, безымянный”- круговыми движениями разминает поочередно пальцы.

“И еще мизинчик пятый”- считает пальцы с 1 по 5 и разминает мизинчик.

2.Продолжите закономерность. ЕАЕЕАЕЕЕ - Какая закономерность? - Из скольких элементов состоит буква Е, буква А - Посмотрите, красивые и правильные ли буквы у вас получились? –Возьмите ручку с зеленой пастой и  подчеркните самую красивую букву. - Оцените свою работу.

 3. – Что общего между записанными буквами? - Сколько гласных букв в русском языке?

 Назовите их.

 -Сколько гласных звуков? Назовите их.

 - Что вы знаете о гласных звуках?

Учитель открывает доску. На доске картинка с изображение зимнего леса. Учащимся предлагается составить предложение, состоящее из 4 слов.

После прослушивания предложений, учитель убирает картинку, под которой записано предложение:

Красива   з_ма    в     л_су!

-Прочитайте предложение, поставьте ударение в словах зима, в лесу, разделите слова на слоги.

-Как называются гласные, на которые не падает ударение?

 А как вы думаете, можем ли мы проверить безударную гласную?

Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке?

Какую цель поставим перед собой?

 

Участвуют в обсуждении

Учащиеся прописывают буквы , находят “самую красивую ” и подчеркивают ее.

Оценивают свою работу, опираясь на памятку «Оцени себя»

 

Находят общее и различие в записанных буквах. Прописывают буквы .

Проговаривают кол-во гласных  звуков в русском языке

Называют, что уже известно на данный момент о гласных звуках (6 букв, 10 звуков) .

Отвечают на поставленные вопросы.

Ребята выполняют задание  в тетрадях, один ученик у доски

Проверяют, сверяясь с работой, выполненной на доске. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели.

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

- находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить;

-овладевают способностью понимать учебную задачу урока;

  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Учитель организует деятельность учащихся по открытию “нового знания”, формулировка правила, составление алгоритма работы над словами с безударными гласными.

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о проверяемых гласных и способе проверки.

В каких словах звук  не совпадает  с написанием буквы? Давайте вспомним, как мы работали на словами зима, в лесу.

Какое слово будет проверочным?

Что мы делаем сначала?

1. Читаем слово. Ставим ударение.

Дальше подчеркиваем букву безударного гласного.

Далее нам необходимо подобрать проверочное слово, каким образом мы это делаем?

Мы с вами составили алгоритм. Вот что у нас получилось:

1. Читаем слово. Ставим ударение.

2.Находим букву безударного гласного.

3.Подбираем проверочное слово, в котором безударный,  становится ударным.

4.Записываем слово правильно

5.Подчеркиваем безударную гласную.

Пользуясь алгоритмом, выполним следующее задание. (Учитель напоминает: «Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!»)

 В тетрадях  записать слова ,подбирая проверочные  с ударным гласным в слове, поставить ударение.

 С . ВА – ________________

 ГР . ЧИ – _________________

ДР . ЗДЫ – ________________

 З_МЛЯ-__________________

С_СНА-__________________

- Как изменить слово?

 (изменить число), так чтобы безударная гласная стала ударной.

 Оценивание

Ставит проблемный вопрос. На доску прикрепляет карточки со словами

проверочные

проверяемые

 Как вы думаете, какие слова относятся к проверяемым, а какие к проверочным?

Выдвигают гипотезу, доказывают . Проверяют по учебнику, читая правило.

Выявляют и фиксируют причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.

Проговаривают еще раз алгоритм работы над словами с безударными гласными .

Выполняют задания придерживаясь алгоритма.

С . ВА – _______________________ ГР . ЧИ – _____________________

ДР . ЗДЫ – ___________________

 З_МЛЯ-__________________

С_СНА-__________________

Оценивают свою работу.

-писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осваивать способ решения проблем,

  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Построение работы таким образом, чтобы учащиеся нашли  выход из затруднения (работа с учебником).

Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний в соответствии с алгоритмом или моделью.

Учащиеся работают по представленному плану, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности.

Организует диалог с учащимися. - Какую ещё одну цель поставим на уроке?

План:

1.Узнать, какие слова называются проверяемыми, а какие проверочными.

2.Имеют ли эти слова различия. Если есть различия, то в чём ? 

Работа с учебником с. 66 Указывает объект наблюдения и включает учащихся в обсуждение

Давайте с вами выдвинем гипотезу (предположение), какие из них проверочные слова, а какие проверяемые слова? - Почему вы так решили? Проверим нашу гипотезу, обратимся к учебнику на стр.66, к правилам мудрой совы Правы ли вы были?

Формулируют цель урока. Составляют план работы.

Сравнивают,  чем похожи и, чем отличаются слова в столбиках и высказывают свои мнения

Проговаривают правила проверочного и проверяемого слова.

-различать проверочное и проверяемое слово

- проводить аналогию, осуществлять логические действия анализа

- использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова

  1. Выполнение пробного учебного действия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Применение знаний и умений для решения учебно-познавательных, практических задач. Выполнение творческого задания.

Формулирует ,задание контролирует выполнение:

работа по учебнику, упр.6 стр.66 (учебник )

Прочитай. Найди слова, в которых  букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. МОСТ   ПОЛЕ     ГРИБЫ    ЗМЕИ

ГРИБ     ВОЛНЫ  ТРАВА   ПОЛЯ

ЗМЕЯ    ВОЛНА   МОСТЫ  ТРАВЫ

Подбери к каждому слову проверочное. Запиши сначала проверочное, затем проверяемое слово. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

Образец: во´лны- волна´.

С одним из слов составь предложение и запиши.

 

Восприятие материала, отвечают на вопросы.

Работают  в парах . 

МОСТ   ПОЛЕ     ГРИБЫ    ЗМЕИ

ГРИБ     ВОЛНЫ  ТРАВА   ПОЛЯ

ЗМЕЯ    ВОЛНА   МОСТЫ  ТРАВЫ

Выполняют упражнение,  рассуждают, делают выводы.

Проверяют работу, используя самооценивание.

-применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат.

  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Учащимся предоставляются  разноуровневые диагностические  задания  для оценки предметных результатов:

1 уровень- задания оценивающие знание и понимание содержания изученной темы на данном уроке.

2. Задания,  оценивающие умения учеников применять новые знания для решения практической  задачи

3. 3 уровень- уровень функциональный, оценивает способности к переносу знаний (проявление умений действовать в нетипичной ситуации, приближенной к жизненной.)- не каждый учащийся может справится с подобным уровнем.

Организует творческую работу

- Сейчас вы приступите к выполнению  сам./работы.

1 . Вставить безударную гласную.

    Подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово

Проверочное слово

Проверяемое слово

Проверочное слово

с …ва

л … сты

тр … ва

гл … за

… кно

к … са

к … льцо

з … мля

в … да

цв … та

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Алеша был в л…су(_____). В тр…ве (_____) он встретил ежика. Еж нес гр…бы(______) на сп…не (_______).Мальчик  не тронул  зв…рька.

3. Вставь безударную гласную, распредели слова на три столбика(догадайся, какие это столбики)

П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота. Н…га, с…стра, кр…чать, зм…я, тр…па, стр…жи.

Учащиеся работают с карточками,   выполняя задания разного уровня;

1. Вставляют безударную гласную, подбирают проверочное слово.

2. Списывают предложения  включающие в себя слова с безударными гласными, подбирая и записывая проверочные слова.

3.Вставляют безударную гласную, догадываются на какие три столбика можно разделить данные слова и распределяют их.

 

4.Оценивают свою работу.

-использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова.

- осуществляют пошаговый контроль своих действий;

  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Вопросы, помогающие осмыслить достижение учащимися учебной цели и решение ими учебной задачи. Обговаривают перспективы дальнейшего использования полученных знаний в жизни.

Подводит итог урока. Организует работу по обсуждению материала, благодарит ребят за работу.

- Какую цель ставили перед собой на уроке? - Мы достигли её?

- А как узнали, что цель достигнута?

-Где пригодятся нам новые знания.

-Какое слово называется проверяемым, проверочным?

Проговаривают про новые знания.

Отмечают, где они могут пригодиться при использовании их в реальной жизни.

-формируют положительно-эмоциональный настрой;

-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Организует рефлексию.

Учитель задает вопросы , которые помогают учащимся осмыслить способы и приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, а также достижение поставленной цели.

Организует рефлексию.

Сегодня на уроке я… - научился (лась)… 

- было интересно…

- было трудно…

- могу себя похвалить за… - Поставьте самооценку за весь урок.

1. У меня всё получилось, я молодец!

– прикрепите на дерево птичку с ярким оперением. 2.Были сложности – птичку с тёмным оперением.

Оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на поставленные вопросы.

 Размещают птиц на дереве, в зависимости от того, все ли получилось или были затруднения.

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатами .

- извлекают необходимую информацию на основе своего опыта.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Научились  определять и выделять ударные и безударные гласные звуки в слове;  подбирают  проверочные слова к словам с безударной гласной , используя алгоритм; распознают  проверочные и проверяемые слова.

Осваивают способ решения проблемы. Осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной целью;  осуществляют самоконтроль;  высказывают  своё предположение;  в процессе учебного диалога отвечают на поставленные вопросы по изученному материалу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»

На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне  слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Тема урока "Слова с безударными гласными в корне слова". Тип урока комбинированный. Цель: формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретённые знани...

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме:«Безударные гласные в корне слова»...