Учебный предмет | Русский язык |
Учитель |
|
Школа, класс |
|
Тема урока | Различение гласных ударных и безударных. |
Тип урока | Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий |
Цель изучения (целевые установки урока): | Дать представление о правилах написания гласных в ударных и безударных слогах, развивать умение обосновывать написание проверяемой гласной в безударном слоге, получат представление о проверочных и проверяемых словах.. |
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные |
Ценности научного познания Инициативность, активность, любознательность. | познавательные – проводить аналогию, осуществлять логические действия анализа; осваивать способ решения проблем, внесения коррективов ; коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; | научатся: находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; - различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова. |
Материально-техническое обеспечение урока |
Учебно-методическая литература УМК «Школа России» “Русский язык” В.Г.Горецкий, В.П.Канакина 1 класс, карточки, тетради. | ЦОР |
Ход урока |
- Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Мотивация (самоопределение к деятельности) положительный настрой на урок. | Утро доброе у нас. Я приветствую всех вас. Вот звонок , уж дал сигнал. Поработать час настал. Так что, время не теряем, И урок наш начинаем. 1-А готов учиться? Не лениться, а трудиться!
| Проверяют готовность к уроку. | любознательность активность |
- Актуализация учебной деятельности
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Актуализация знаний 1.Чистописание
Учитель организует коллективное обсуждение, учащиеся проговаривают, чем отличаются гласные от согласных букв. Учитель направляет учеников на правильное написание букв, показывает карточки с правильным написанием букв и их соединений.
2.Учитель предлагает составить предложения по картинке. Затем предлагает составить предложение состоящее из определенного кол-ва слов. ,Поставить ударение в словах. Из всех слов выбрать только те слова, написание которых вызывает затруднение. Проводит диалог, задает наводящие вопросы, подводит обучающихся к определению темы и цели урока. | 1.Пальчиковая гимнастика «Семья пальчиков» Показывает движения пальчиков -“Этот пальчик большой”- разминает его круговыми движениями. - “Указательный второй” – аналогично “Пальчик средний, безымянный”- круговыми движениями разминает поочередно пальцы. “И еще мизинчик пятый”- считает пальцы с 1 по 5 и разминает мизинчик. 2.Продолжите закономерность. ЕАЕЕАЕЕЕ - Какая закономерность? - Из скольких элементов состоит буква Е, буква А - Посмотрите, красивые и правильные ли буквы у вас получились? –Возьмите ручку с зеленой пастой и подчеркните самую красивую букву. - Оцените свою работу. 3. – Что общего между записанными буквами? - Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их. -Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Что вы знаете о гласных звуках?
Учитель открывает доску. На доске картинка с изображение зимнего леса. Учащимся предлагается составить предложение, состоящее из 4 слов. После прослушивания предложений, учитель убирает картинку, под которой записано предложение: Красива з_ма в л_су!
-Прочитайте предложение, поставьте ударение в словах зима, в лесу, разделите слова на слоги. -Как называются гласные, на которые не падает ударение? А как вы думаете, можем ли мы проверить безударную гласную?
Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? Какую цель поставим перед собой?
| Участвуют в обсуждении Учащиеся прописывают буквы , находят “самую красивую ” и подчеркивают ее. Оценивают свою работу, опираясь на памятку «Оцени себя»
Находят общее и различие в записанных буквах. Прописывают буквы .
Проговаривают кол-во гласных звуков в русском языке
Называют, что уже известно на данный момент о гласных звуках (6 букв, 10 звуков) .
Отвечают на поставленные вопросы.
Ребята выполняют задание в тетрадях, один ученик у доски
Проверяют, сверяясь с работой, выполненной на доске. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели.
| - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения - находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; -овладевают способностью понимать учебную задачу урока; |
- Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Фиксация затруднения в пробном учебном действии. Учитель организует деятельность учащихся по открытию “нового знания”, формулировка правила, составление алгоритма работы над словами с безударными гласными. Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о проверяемых гласных и способе проверки. | В каких словах звук не совпадает с написанием буквы? Давайте вспомним, как мы работали на словами зима, в лесу. Какое слово будет проверочным? Что мы делаем сначала? 1. Читаем слово. Ставим ударение. Дальше подчеркиваем букву безударного гласного. Далее нам необходимо подобрать проверочное слово, каким образом мы это делаем? Мы с вами составили алгоритм. Вот что у нас получилось: 1. Читаем слово. Ставим ударение. 2.Находим букву безударного гласного. 3.Подбираем проверочное слово, в котором безударный, становится ударным. 4.Записываем слово правильно 5.Подчеркиваем безударную гласную. Пользуясь алгоритмом, выполним следующее задание. (Учитель напоминает: «Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!») В тетрадях записать слова ,подбирая проверочные с ударным гласным в слове, поставить ударение. С . ВА – ________________ ГР . ЧИ – _________________ ДР . ЗДЫ – ________________ З_МЛЯ-__________________ С_СНА-__________________ - Как изменить слово? (изменить число), так чтобы безударная гласная стала ударной. Оценивание Ставит проблемный вопрос. На доску прикрепляет карточки со словами
Как вы думаете, какие слова относятся к проверяемым, а какие к проверочным?
| Выдвигают гипотезу, доказывают . Проверяют по учебнику, читая правило. Выявляют и фиксируют причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.
Проговаривают еще раз алгоритм работы над словами с безударными гласными . Выполняют задания придерживаясь алгоритма. С . ВА – _______________________ ГР . ЧИ – _____________________ ДР . ЗДЫ – ___________________ З_МЛЯ-__________________ С_СНА-__________________
Оценивают свою работу.
| -писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осваивать способ решения проблем, |
- Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Построение работы таким образом, чтобы учащиеся нашли выход из затруднения (работа с учебником). Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний в соответствии с алгоритмом или моделью. Учащиеся работают по представленному плану, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности. | Организует диалог с учащимися. - Какую ещё одну цель поставим на уроке? План: 1.Узнать, какие слова называются проверяемыми, а какие проверочными. 2.Имеют ли эти слова различия. Если есть различия, то в чём ? –
Работа с учебником с. 66 Указывает объект наблюдения и включает учащихся в обсуждение Давайте с вами выдвинем гипотезу (предположение), какие из них проверочные слова, а какие проверяемые слова? - Почему вы так решили? Проверим нашу гипотезу, обратимся к учебнику на стр.66, к правилам мудрой совы Правы ли вы были? | Формулируют цель урока. Составляют план работы.
Сравнивают, чем похожи и, чем отличаются слова в столбиках и высказывают свои мнения
Проговаривают правила проверочного и проверяемого слова. | -различать проверочное и проверяемое слово - проводить аналогию, осуществлять логические действия анализа - использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова |
- Выполнение пробного учебного действия
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Применение знаний и умений для решения учебно-познавательных, практических задач. Выполнение творческого задания. | Формулирует ,задание контролирует выполнение: работа по учебнику, упр.6 стр.66 (учебник ) Прочитай. Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. МОСТ ПОЛЕ ГРИБЫ ЗМЕИ ГРИБ ВОЛНЫ ТРАВА ПОЛЯ ЗМЕЯ ВОЛНА МОСТЫ ТРАВЫ Подбери к каждому слову проверочное. Запиши сначала проверочное, затем проверяемое слово. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Образец: во´лны- волна´.
С одним из слов составь предложение и запиши.
| Восприятие материала, отвечают на вопросы.
Работают в парах . МОСТ ПОЛЕ ГРИБЫ ЗМЕИ ГРИБ ВОЛНЫ ТРАВА ПОЛЯ ЗМЕЯ ВОЛНА МОСТЫ ТРАВЫ Выполняют упражнение, рассуждают, делают выводы.
Проверяют работу, используя самооценивание. | -применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат. |
- Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
Учащимся предоставляются разноуровневые диагностические задания для оценки предметных результатов:
1 уровень- задания оценивающие знание и понимание содержания изученной темы на данном уроке.
2. Задания, оценивающие умения учеников применять новые знания для решения практической задачи
3. 3 уровень- уровень функциональный, оценивает способности к переносу знаний (проявление умений действовать в нетипичной ситуации, приближенной к жизненной.)- не каждый учащийся может справится с подобным уровнем. | Организует творческую работу - Сейчас вы приступите к выполнению сам./работы.
1 . Вставить безударную гласную. Подобрать проверочное слово. Проверяемое слово | Проверочное слово | Проверяемое слово | Проверочное слово | с …ва |
| л … сты |
| тр … ва |
| гл … за |
| … кно |
| к … са |
| к … льцо |
| з … мля |
| в … да |
| цв … та |
|
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Алеша был в л…су(_____). В тр…ве (_____) он встретил ежика. Еж нес гр…бы(______) на сп…не (_______).Мальчик не тронул зв…рька.
3. Вставь безударную гласную, распредели слова на три столбика(догадайся, какие это столбики) П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота. Н…га, с…стра, кр…чать, зм…я, тр…па, стр…жи.
| Учащиеся работают с карточками, выполняя задания разного уровня;
1. Вставляют безударную гласную, подбирают проверочное слово.
2. Списывают предложения включающие в себя слова с безударными гласными, подбирая и записывая проверочные слова.
3.Вставляют безударную гласную, догадываются на какие три столбика можно разделить данные слова и распределяют их. 4.Оценивают свою работу. | -использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова. - осуществляют пошаговый контроль своих действий; |
- Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий
|
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
Вопросы, помогающие осмыслить достижение учащимися учебной цели и решение ими учебной задачи. Обговаривают перспективы дальнейшего использования полученных знаний в жизни. | Подводит итог урока. Организует работу по обсуждению материала, благодарит ребят за работу. - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Мы достигли её? - А как узнали, что цель достигнута? -Где пригодятся нам новые знания. -Какое слово называется проверяемым, проверочным? | Проговаривают про новые знания. Отмечают, где они могут пригодиться при использовании их в реальной жизни. | -формируют положительно-эмоциональный настрой; -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Организует рефлексию. Учитель задает вопросы , которые помогают учащимся осмыслить способы и приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, а также достижение поставленной цели. | Организует рефлексию. Сегодня на уроке я… - научился (лась)… - было интересно… - было трудно… - могу себя похвалить за… - Поставьте самооценку за весь урок. 1. У меня всё получилось, я молодец! – прикрепите на дерево птичку с ярким оперением. 2.Были сложности – птичку с тёмным оперением. | Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на поставленные вопросы. Размещают птиц на дереве, в зависимости от того, все ли получилось или были затруднения. | - устанавливать связь между целью деятельности и её результатами . - извлекают необходимую информацию на основе своего опыта.
|
Диагностика достижения планируемых результатов:
|
Научились определять и выделять ударные и безударные гласные звуки в слове; подбирают проверочные слова к словам с безударной гласной , используя алгоритм; распознают проверочные и проверяемые слова. Осваивают способ решения проблемы. Осуществляют пошаговый контроль своих действий. Планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют самоконтроль; высказывают своё предположение; в процессе учебного диалога отвечают на поставленные вопросы по изученному материалу; |