Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

elenapaleva

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russ._yaz._v_4_kl._sklonenie_mest._paleva.e._e.zip2.1 МБ

Предварительный просмотр:

                                       Методическая  разработка  урока.

УМК - «Школа России»,  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Предмет- русский язык

Тема урока- Склонение  личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.

Класс -4

Учитель - Палева Елена Егоровна, учитель начальных классов

МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», Республика Коми, п. Усогорск

Задачи урока:

       образовательные:

развитие умения применять полученные ранее знания и умения в изменённых и новых учебных  ситуациях;

      развивающие:

  способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

  способствовать развитию познавательной активности учащихся;

      воспитательные:

  дальнейшее формирование умений взаимодействовать друг с другом;

  способствовать воспитанию творческой и активной личности.

Планируемые образовательные результаты:

     Предметные: познакомиться со склонением местоимений 1 и 2-го лица, с алгоритмом определения лица, числа и падежа; научиться склонять местоимения 1 и 2-го лица, определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах.

    Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный   выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Метапредметные:

         а) ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение; классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

         б) КУУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра.

         в) РУУД: постановка учебной задачи; планирование деятельности; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.   

Форма работы на уроке - фронтальная, парная, групповая

Используемые педагогические и образовательные технологии, приёмы – ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), приёмы: «Знаю-Хочу узнать-Узнал», «До» и «После», технология  деятельностного метода, информационно-коммуникативная, технология оценивания, здоровьесберегающая. 

Оборудование - проектор,  ноутбук, экран

Ресурсы – выход в интернет: музыкальная физминутка -  https://youtu.be/y-Y9Le52OAg (You Tube), физминутка - http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm, собственная  презентация к уроку - Склонение мест. 1 и 2-го лица ед. и мн. ч. ppt.ppt, Плакаты: Личные местоимения,  Склонение личных местоимений. http://vk.com/wall-49825496?q=%23%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5,своя презентация к уроку, электронное приложение к учебнику, распечатки карточек с заданиями для групповой работы, распечатки карточек самопроверки;                                      

                                          ХОД УРОКА.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.                                                                                                Слайд № 2. 

 Учитель: Прочитайте слова: Охотник, осторожный, бегать, ты.

Назовите  среди них  слово по характеристике: это слово указывает на того, к кому обращена речь.

Какое отношение имеет это слово к нашему уроку?                                                                                 Предполагаемые ответы: Мы изучаем тему «Местоимение».

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 Учитель: Что я вам должна предложить? (пробное действие)                                                                                                                           Выполним упр. 117. Учащийся  читает стихотворение:                                                                                                           Слайд № 3.                                                                                                                                                                      Колокольчик голубой                                                                                                                                                Поклонился нам с тобой.                                                                                                                                         Колокольчики-цветы                                                                                                                                                    Очень вежливы…                                                                                                                                                                            А ты?                                                                                                                                                                                                Учитель: Предлагаю  пробное действие:  самостоятельно найти местоимения.                                                                 Время на выполнение.                                                                                                                                               Учитель: Проверим  (в результате пробного действия большинство детей сталкиваются с затруднением, т.к. не могут распознать местоимения, стоящие в косвенных  падежах).                                                                   Давайте вспомним всё, что знаем  о местоимении и  заполним I столбик таблицы: приём «ЗХУ» (стадия вызов). Учитель заполняет таблицу на доске по мере того, как дети называют всё, что знают о местоимении. Ученики пишут в тетради. (Можно использовать презентацию).

Слайд №4.  

  Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Самостоятельная часть речи.                                                   2. Заменяют имя существительное.

3. Указывают на предмет, но не называют их.

4. Бывают  1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн.ч.

5. Изменяются по числам.  

6. В 3-ем лице ед.ч. имеют род.                                                                                            

                                                                                             

Слайд №5.                                                                                                                                                                     (таблица: местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица  ед. и мн. числа). По мере необходимости  к ней можно возвращаться по гиперссылке.  

                                                                                                                                                             

3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Учитель: Вспомните, какое задание вы выполняли в пробном действии?                                                          Каких знаний вам не хватило, чтобы найти все местоимения?                                                         Предполагаемые ответы: Не знаем, как изменяются местоимения. Возможно, что есть местоимения  в косвенных  падежах.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Слайд №6.                                                                                                                                                                     Учитель: Какую цель поставите на уроке? (Узнать, как изменяются личные местоимения.)                    

Заполним II столбик таблицы: «ЗХУ» (стадия осмысления) - Хочу узнать:                                                    (По клику мышки открывается  II столбик таблицы или учитель делает запись на доске, а учащиеся в тетради).                                                                       

  Знаю

Хочу узнать

Узнал

 1. Самостоятельная часть речи.                                                   2. Заменяют имя существительное.

3. Указывают на предмет, но не называют их.

4. Бывают  1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн.ч.

5. Изменяются по числам.  

6. В 3-ем лице ед.ч. имеют род.                                                                                            

1. Как ещё изменяются личные местоимения?

Каковы ваши предположения? Заполним таблицу:

Слайд №7.                                                                                                                                                                                                                                                                             

Версии учащихся

До изучения нового

материала

После изучения нового

материала

Совпало ли мнение «до» и «после»?

1. Местоимения  изменяются по падежам.

Согласны ли вы с этой версией, отметьте во II столбике таблицы + или - .                                        Учитель:  Можем ли назвать тему урока, не зная пока, как изменяются местоимения?                                         Слайд №8.                                                                                                                                                                  «Изменение личных местоимений….» (тема не закрыта, к ней вернёмся после того, как докажем, как изменяются местоимения).

Слайд №9. Музыкальная физминутка. https://youtu.be/y-Y9Le52OAg (You Tube)

Учитель:  Как будем действовать для  проверки правильности предложенной версии?                                                                         Учащиеся выдвигают свои предположения, можно воспользоваться предложенным учителем способом.                                                                                                                                                                                 

5. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания.                                                                                                                           Слайд №10.                                                                                                                                                                         а).  Проверим  вашу  версию:  Просклоняем  местоимение  1 и 2 л. ед. и мн. ч.                                                       Учитель:   Я предлагаю поработать в паре.                                                                                                           Работа в паре. Время на выполнение.                                                                                                                                             Сделаем вывод: Местоимения  изменяются по падежам.                                                                          Поставьте знак + в III столбике таблицы.  Совпало ли твоё мнение «До» и «После»,  отметьте в IV столбике таблицы.                                                                                                                                                       Слайд № 11.                                                                                                                                                                         Таблица « Склонение местоимений» будет вашим помощником.  По мере необходимости  к ней можно будет возвращаться по гиперссылке.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Слайд №12.                                                                                                                                                                      Учитель: Заполним III столбик таблицы: Узнал: (Стадия «Рефлексия»).                                                           

  Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Самостоятельная часть речи.                                                   2. Заменяют имя существительное.

3. Указывают на предмет, но не называют их.

4. Бывают  1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн.ч.

5. Изменяются по числам.                                                                                              

6. В 3-ем лице ед.ч. имеют род.                                                                                            

1. Как ещё изменяются                 личные местоимения?)

1). Местоимения  изменяются  по падежам, т.е. склоняются.

Учитель: Теперь вы знаете как изменяются местоимения. Можем ли теперь назвать тему урока?                                                                                                                                                                                   Слайд № 13.                                                                                                                                                                         Ответ: «Склонение  личных местоимений».                                                                                                      

 Где можно применить это знание?                                                                                                            Предполагаемые ответы:  распознавать  местоимения  в косвенных падежах.                                                      Учитель: Как будете действовать, чтобы определить падеж, лицо и число этих местоимений?                                                                                                                                                Я предлагаю обсудить это в группах. Формируются 4 группы: В I группу садятся дети, у кого на парте карточка с местоимением 1-го лица ед.ч., во II группу - с местоимением 1-го лица мн.ч.,  в III группу -  с местоимением 2-го лица ед.ч., в IV группу - с местоимением 2-го лица мн.ч. Дети пересаживаются за столы, где указаны названия групп: 1 л.ед.ч.,  1 л.мн.ч., 2 л. ед.ч.,  2 л. мн. ч. (Местоимения даны в И. п.).                                                                                                                                        Учитель:  Что необходимо сделать, чтобы убедиться в том, все ли правильно сели в свои группы? Ответ: Проверить. Взаимопроверка. Передайте друг другу карточки с местоимением и проверьте друг у друга.                                                                                                                                      До конца урока дети работают в составе этих групп.                                                                                Составьте памятки: (группы получают карточки с началом рассуждения).                                                   Слайд №14. 

1). Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах,  надо …                                                                                                                                                                                       2).  Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей. Чтобы определить падеж местоимения, надо: …                     Работа групп. Время на выполнение.  Отчёт групп о проделанной работе. Оценка работы группы с помощью сигнала:                                                                                                                                                         Слайд №15.                                                                                                                                                                     зелёный цвет - работали хорошо и дружно;                                                                                                            жёлтый цвет - получилась часть работы;                                                                                                              красный цвет - не справились.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Где мы можем найти правильный ответ? (посмотреть в учебнике, в электронном приложении к учебнику …)                                                                                                                                                    Учитель:  Я предлагаю посмотреть  анимацию «Склонение личных местоимений  1-го, 2-го лица в ед. и мн. числе».  Просмотр анимации в электронном приложении к учебнику.                                                                                                                                                                 Слайд №16.                                                                                                                                                            Молодцы!                                                                                                                                                                           Эти  памятки будут эталоном для определения лица, числа и падежа местоимения:                                        1). Чтобы узнать  лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах,  надо поставить местоимение в начальную форму. (При необходимости можно вернуться по гиперссылке к слайду №5, чтобы вспомнить начальную форму того или иного местоимения).  

                                                                                                                                                                                                   2). Чтобы определить падеж местоимения, надо:                                                                                                        а) найти слово, от которого зависит местоимение, и поставить от этого слова вопрос;                                              б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж. (При необходимости можно вернуться по гиперссылке к слайду №11, чтобы вспомнить падежные вопросы  местоимений).                                                                                                                                                                       Слайд №17.                                                                                                                                                                 Физминутка.                                                                                                                                                                            Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),                           Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

                                                                     

6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: реализация и фиксация нового знания.                                                                                                    Учитель: Что мы теперь должны сделать? – Ответ: Потренироваться.                                                                          Определите  падеж, лицо и число местоимений, которые мы нашли в стихотворении,  пользуясь эталоном. Учащийся  фронтально рассказывает и делает самооценку своей работы:                                                                                                                                                                                 Слайд №18.                                                                                                                                                                                  – «Проверь себя» (Проверка правильности ответа по клику мышки)                                                                                                                                                                                               ты -  2 л., ед.ч., И.п.                                                                                                                                                                                нам - (мы), 1 л., мн.ч., (поклонился кому?) Д.п.                                                                                                                                                                                           с тобой – (ты), 2.л., ед.ч., (нам с кем?) Т.п.                                                                                                                                                                Слайд №19.                                                                                                                                                             Самооценка:                                                                                                                                                                          1.  Алгоритм самооценки (оценки своих результатов) :                                                                                                                                                                          1)  Какое было задание? ( Учимся вспоминать цель работы)                                                                                       2)  Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)                                                           3)  Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)                                4)  Выполнял самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)                                   5)  Какую себе поставишь отметку?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка  умения применять новые знания в типовых условиях.

Слайд №20.                                                                                                                                                                 Учитель: Выполните самостоятельно упр. 121, проверьте её с эталоном самопроверки, сами оцените свою работу на этом этапе. Если всё было понятно, на полях тетради поставьте +, не всё понятно, есть затруднения  + -, не справились -.

 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель:  Включение нового знания в систему знаний,  повторение и закрепление ранее изученного.                                                           Учитель:  Как можно использовать полученные  знания и умения?                                                                                    Предполагаемые ответы:  в письменной  речи при выполнении творческих работ, в устной речи, чтобы не было повторов в предложении одного и того же существительного.                                   Учитель:  Я приготовила для вас 4 карточки с заданиями. Начинайте выполнять своё задание. После его выполнения поменяйтесь  заданием с другой группой, заняв их стол. В течение 7 минут постарайтесь выполнить все 4 задания:                                                                                                                               I группа:  Выполнить упражнение с электронного  приложения к учебнику по этой теме.

II группа:  Определить падеж местоимений:  играю с тобой (…), думаю о вас (…), приходил к вам (…),встречался у меня (…), вижу тебя (...).                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:

        Играю с тобой (Т.п.), думаю о вас (П.п.), приходил к вам (Д.п.), встречался у меня (Р.п.), вижу тебя (В.п.).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     III группа:  Отредактировать текст.   

       Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

      Бабушка во всех затеях со мною заодно.

      Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке,

      Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:

       Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

      Она во всех затеях со мною заодно.

      Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней,

      Но бабушкины руки люблю всего сильней.                                                                                        

                                                                                                                                                                                                      IV группа:  в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее:                                                                  

      я, на, он, ты;

      мной, меня, мни, мне;

      он, оно, но, они;

      со мной, через меня, от нас, вас;

      яму, его, ему, он;

      вы, они, мы, я;

      Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:

      я, на, он, ты;

      мной, меня, мни, мне;

      он, оно, но, они;

      со мной, через меня, от нас, вас;

      яму, его, ему, он;

      вы, они, мы, я;

Проверяйте правильность выполнения задания по контрольной карточке, которая находится на вашем столе в конверте.                                                                                                                                         Оцените работу группы с помощью сигнала.

Слайд №21.                                                                                                                                                                      Оцените  свою работу на уроке: насколько было интересно, трудно, необходимо это знание для вас. Учащиеся рисуют «Волшебные линеечки» на полях тетради напротив данного упражнения.

                                                                                                                                                                                                       9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка на уроке, осознание метода построения нового знания.                                                                                               Слайд №22.                                                                                                                                                                            Учитель:   Вернёмся к нашей таблице «З Х У».                                                                                                         1. Расскажите, что нового узнали на уроке?    

            

Слайд №23.                                                                                                                                                                         (оценка своих успехов) 

Нарисуйте смайлик:                                                                                                                                                                       Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!  

                                                                                                                                             

Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!  

                                                                                                                                                                                             Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!  

Слайд №24. 

2 . Предлагаю вам для домашней работы разноуровневые задания:                                                                   Кто нарисовал смайлик                                                                                                                                                                                      выполняют задание - Составить задание для друга: придумать или подобрать на эту тему 3-4 предложения с местоимениями в косвенных падежах.

У кого смайлик            - Выполнить упражнение № 122 с учебника.                                                                

             

У кого             - Просклонять местоимения: я, мы.

Слайд №25.                                                                                                                                                                     Спасибо за урок!


Практическое применение ЭОР на разных этапах урока.

Этап урока

ЭОР

  1. 1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд №2. Склонение мест. 1 и 2-го лица ед. и мн. ч. ppt.ppt,

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Слайд № 3., 4. , 5.

3.

Выявление места и причины затруднения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд №6., 7., 8., 9. Музыкальная физминутка. https://youtu.be/y-Y9Le52OAg (You Tube)

5.

Реализация построенного проекта.

Слайд №10., 11., 12. Плакаты: Личные местоимения,  Склонение личных местоимений. http://vk.com/wall-49825496?q=%23%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5, 12.  , 13., 14., 15.,                         Просмотр анимации в электронном приложении к учебнику.                                                                                                                                                                 16., 17. - физминутка - http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm                                                                                                                                                               

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

Слайд №18., 19.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд №20.

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Слайд №21.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд №22., 23., 24., 25.

Карточки с заданиями для групповой работы:

I группа:  Выполнить упражнение с электронного  приложения к учебнику по этой теме.

II группа:  Определить падеж местоимений:  играю с тобой (…), думаю о вас (…), приходил к вам (…), встречался у меня (…), вижу тебя (...).                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:

Играю с тобой (Т.п.), думаю о вас (П.п.), приходил к вам (Д.п.), встречался у меня (Р.п.), вижу тебя (В.п.).

III группа:  Отредактировать текст.   

       Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

      Бабушка во всех затеях со мною заодно.

      Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке,

      Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:

       Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

      Она во всех затеях со мною заодно.

      Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней,

      Но бабушкины руки люблю всего сильней.                                                                                        

IV группа:  в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее:                                                                  

      я, на, он, ты;

      мной, меня, мни, мне;

      он, оно, но, они;

      со мной, через меня, от нас, вас;

      яму, его, ему, он;

      вы, они, мы, я;

Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:

      я, на, он, ты;

      мной, меня, мни, мне;

      он, оно, но, они;

      со мной, через меня, от нас, вас;

      яму, его, ему, он;

      вы, они, мы, я;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс по программе "Перспектива"...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".

  Необходимость  изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".

   Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...