Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ._yaz._v_4_kl._sklonenie_mest._paleva.e._e.zip | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
УМК - «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Предмет- русский язык
Тема урока- Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.
Класс -4
Учитель - Палева Елена Егоровна, учитель начальных классов
МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», Республика Коми, п. Усогорск
Задачи урока:
образовательные:
развитие умения применять полученные ранее знания и умения в изменённых и новых учебных ситуациях;
развивающие:
способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
способствовать развитию познавательной активности учащихся;
воспитательные:
дальнейшее формирование умений взаимодействовать друг с другом;
способствовать воспитанию творческой и активной личности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомиться со склонением местоимений 1 и 2-го лица, с алгоритмом определения лица, числа и падежа; научиться склонять местоимения 1 и 2-го лица, определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные:
а) ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение; классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
б) КУУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра.
в) РУУД: постановка учебной задачи; планирование деятельности; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Форма работы на уроке - фронтальная, парная, групповая
Используемые педагогические и образовательные технологии, приёмы – ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), приёмы: «Знаю-Хочу узнать-Узнал», «До» и «После», технология деятельностного метода, информационно-коммуникативная, технология оценивания, здоровьесберегающая.
Оборудование - проектор, ноутбук, экран
Ресурсы – выход в интернет: музыкальная физминутка - https://youtu.be/y-Y9Le52OAg (You Tube), физминутка - http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm, собственная презентация к уроку - Склонение мест. 1 и 2-го лица ед. и мн. ч. ppt.ppt, Плакаты: Личные местоимения, Склонение личных местоимений. http://vk.com/wall-49825496?q=%23%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5,своя презентация к уроку, электронное приложение к учебнику, распечатки карточек с заданиями для групповой работы, распечатки карточек самопроверки;
ХОД УРОКА.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Слайд № 2.
Учитель: Прочитайте слова: Охотник, осторожный, бегать, ты.
Назовите среди них слово по характеристике: это слово указывает на того, к кому обращена речь.
Какое отношение имеет это слово к нашему уроку? Предполагаемые ответы: Мы изучаем тему «Местоимение».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Учитель: Что я вам должна предложить? (пробное действие) Выполним упр. 117. Учащийся читает стихотворение: Слайд № 3. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы… А ты? Учитель: Предлагаю пробное действие: самостоятельно найти местоимения. Время на выполнение. Учитель: Проверим (в результате пробного действия большинство детей сталкиваются с затруднением, т.к. не могут распознать местоимения, стоящие в косвенных падежах). Давайте вспомним всё, что знаем о местоимении и заполним I столбик таблицы: приём «ЗХУ» (стадия вызов). Учитель заполняет таблицу на доске по мере того, как дети называют всё, что знают о местоимении. Ученики пишут в тетради. (Можно использовать презентацию).
Слайд №4.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Самостоятельная часть речи. 2. Заменяют имя существительное. 3. Указывают на предмет, но не называют их. 4. Бывают 1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн.ч. 5. Изменяются по числам. 6. В 3-ем лице ед.ч. имеют род.
|
Слайд №5. (таблица: местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица ед. и мн. числа). По мере необходимости к ней можно возвращаться по гиперссылке.
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Учитель: Вспомните, какое задание вы выполняли в пробном действии? Каких знаний вам не хватило, чтобы найти все местоимения? Предполагаемые ответы: Не знаем, как изменяются местоимения. Возможно, что есть местоимения в косвенных падежах.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Слайд №6. Учитель: Какую цель поставите на уроке? (Узнать, как изменяются личные местоимения.)
Заполним II столбик таблицы: «ЗХУ» (стадия осмысления) - Хочу узнать: (По клику мышки открывается II столбик таблицы или учитель делает запись на доске, а учащиеся в тетради).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Самостоятельная часть речи. 2. Заменяют имя существительное. 3. Указывают на предмет, но не называют их. 4. Бывают 1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн.ч. 5. Изменяются по числам. 6. В 3-ем лице ед.ч. имеют род. | 1. Как ещё изменяются личные местоимения? |
Каковы ваши предположения? Заполним таблицу:
Слайд №7.
Версии учащихся | До изучения нового материала | После изучения нового материала | Совпало ли мнение «до» и «после»? |
1. Местоимения изменяются по падежам. |
Согласны ли вы с этой версией, отметьте во II столбике таблицы + или - . Учитель: Можем ли назвать тему урока, не зная пока, как изменяются местоимения? Слайд №8. «Изменение личных местоимений….» (тема не закрыта, к ней вернёмся после того, как докажем, как изменяются местоимения).
Слайд №9. Музыкальная физминутка. https://youtu.be/y-Y9Le52OAg (You Tube)
Учитель: Как будем действовать для проверки правильности предложенной версии? Учащиеся выдвигают свои предположения, можно воспользоваться предложенным учителем способом.
5. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. Слайд №10. а). Проверим вашу версию: Просклоняем местоимение 1 и 2 л. ед. и мн. ч. Учитель: Я предлагаю поработать в паре. Работа в паре. Время на выполнение. Сделаем вывод: Местоимения изменяются по падежам. Поставьте знак + в III столбике таблицы. Совпало ли твоё мнение «До» и «После», отметьте в IV столбике таблицы. Слайд № 11. Таблица « Склонение местоимений» будет вашим помощником. По мере необходимости к ней можно будет возвращаться по гиперссылке. Слайд №12. Учитель: Заполним III столбик таблицы: Узнал: (Стадия «Рефлексия»).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Самостоятельная часть речи. 2. Заменяют имя существительное. 3. Указывают на предмет, но не называют их. 4. Бывают 1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн.ч. 5. Изменяются по числам. 6. В 3-ем лице ед.ч. имеют род. | 1. Как ещё изменяются личные местоимения?) | 1). Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются. |
Учитель: Теперь вы знаете как изменяются местоимения. Можем ли теперь назвать тему урока? Слайд № 13. Ответ: «Склонение личных местоимений».
Где можно применить это знание? Предполагаемые ответы: распознавать местоимения в косвенных падежах. Учитель: Как будете действовать, чтобы определить падеж, лицо и число этих местоимений? Я предлагаю обсудить это в группах. Формируются 4 группы: В I группу садятся дети, у кого на парте карточка с местоимением 1-го лица ед.ч., во II группу - с местоимением 1-го лица мн.ч., в III группу - с местоимением 2-го лица ед.ч., в IV группу - с местоимением 2-го лица мн.ч. Дети пересаживаются за столы, где указаны названия групп: 1 л.ед.ч., 1 л.мн.ч., 2 л. ед.ч., 2 л. мн. ч. (Местоимения даны в И. п.). Учитель: Что необходимо сделать, чтобы убедиться в том, все ли правильно сели в свои группы? Ответ: Проверить. Взаимопроверка. Передайте друг другу карточки с местоимением и проверьте друг у друга. До конца урока дети работают в составе этих групп. Составьте памятки: (группы получают карточки с началом рассуждения). Слайд №14.
1). Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо … 2). Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей. Чтобы определить падеж местоимения, надо: … Работа групп. Время на выполнение. Отчёт групп о проделанной работе. Оценка работы группы с помощью сигнала: Слайд №15. зелёный цвет - работали хорошо и дружно; жёлтый цвет - получилась часть работы; красный цвет - не справились. Где мы можем найти правильный ответ? (посмотреть в учебнике, в электронном приложении к учебнику …) Учитель: Я предлагаю посмотреть анимацию «Склонение личных местоимений 1-го, 2-го лица в ед. и мн. числе». Просмотр анимации в электронном приложении к учебнику. Слайд №16. Молодцы! Эти памятки будут эталоном для определения лица, числа и падежа местоимения: 1). Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму. (При необходимости можно вернуться по гиперссылке к слайду №5, чтобы вспомнить начальную форму того или иного местоимения).
2). Чтобы определить падеж местоимения, надо: а) найти слово, от которого зависит местоимение, и поставить от этого слова вопрос; б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж. (При необходимости можно вернуться по гиперссылке к слайду №11, чтобы вспомнить падежные вопросы местоимений). Слайд №17. Физминутка. Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: реализация и фиксация нового знания. Учитель: Что мы теперь должны сделать? – Ответ: Потренироваться. Определите падеж, лицо и число местоимений, которые мы нашли в стихотворении, пользуясь эталоном. Учащийся фронтально рассказывает и делает самооценку своей работы: Слайд №18. – «Проверь себя» (Проверка правильности ответа по клику мышки) ты - 2 л., ед.ч., И.п. нам - (мы), 1 л., мн.ч., (поклонился кому?) Д.п. с тобой – (ты), 2.л., ед.ч., (нам с кем?) Т.п. Слайд №19. Самооценка: 1. Алгоритм самооценки (оценки своих результатов) : 1) Какое было задание? ( Учимся вспоминать цель работы) 2) Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3) Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4) Выполнял самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) 5) Какую себе поставишь отметку?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Слайд №20. Учитель: Выполните самостоятельно упр. 121, проверьте её с эталоном самопроверки, сами оцените свою работу на этом этапе. Если всё было понятно, на полях тетради поставьте +, не всё понятно, есть затруднения + -, не справились -.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Учитель: Как можно использовать полученные знания и умения? Предполагаемые ответы: в письменной речи при выполнении творческих работ, в устной речи, чтобы не было повторов в предложении одного и того же существительного. Учитель: Я приготовила для вас 4 карточки с заданиями. Начинайте выполнять своё задание. После его выполнения поменяйтесь заданием с другой группой, заняв их стол. В течение 7 минут постарайтесь выполнить все 4 задания: I группа: Выполнить упражнение с электронного приложения к учебнику по этой теме.
II группа: Определить падеж местоимений: играю с тобой (…), думаю о вас (…), приходил к вам (…),встречался у меня (…), вижу тебя (...).
Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:
Играю с тобой (Т.п.), думаю о вас (П.п.), приходил к вам (Д.п.), встречался у меня (Р.п.), вижу тебя (В.п.).
III группа: Отредактировать текст.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мною заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
IV группа: в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее:
я, на, он, ты;
мной, меня, мни, мне;
он, оно, но, они;
со мной, через меня, от нас, вас;
яму, его, ему, он;
вы, они, мы, я;
Проверка по контрольной карточке после выполнения задания:
я, на, он, ты;
мной, меня, мни, мне;
он, оно, но, они;
со мной, через меня, от нас, вас;
яму, его, ему, он;
вы, они, мы, я;
Проверяйте правильность выполнения задания по контрольной карточке, которая находится на вашем столе в конверте. Оцените работу группы с помощью сигнала.
Слайд №21. Оцените свою работу на уроке: насколько было интересно, трудно, необходимо это знание для вас. Учащиеся рисуют «Волшебные линеечки» на полях тетради напротив данного упражнения.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка на уроке, осознание метода построения нового знания. Слайд №22. Учитель: Вернёмся к нашей таблице «З Х У». 1. Расскажите, что нового узнали на уроке?
Слайд №23. (оценка своих успехов)
Нарисуйте смайлик: Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Слайд №24.
2 . Предлагаю вам для домашней работы разноуровневые задания: Кто нарисовал смайлик выполняют задание - Составить задание для друга: придумать или подобрать на эту тему 3-4 предложения с местоимениями в косвенных падежах.
У кого смайлик - Выполнить упражнение № 122 с учебника.
У кого - Просклонять местоимения: я, мы.
Слайд №25. Спасибо за урок!
Практическое применение ЭОР на разных этапах урока.
№ | Этап урока | ЭОР |
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Слайд №2. Склонение мест. 1 и 2-го лица ед. и мн. ч. ppt.ppt, |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | |
3. | Выявление места и причины затруднения. | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | Слайд №6., 7., 8., 9. Музыкальная физминутка. https://youtu.be/y-Y9Le52OAg (You Tube) |
5. | Реализация построенного проекта. | Слайд №10., 11., 12. Плакаты: Личные местоимения, Склонение личных местоимений. http://vk.com/wall-49825496?q=%23%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5, 12. , 13., 14., 15., Просмотр анимации в электронном приложении к учебнику. 16., 17. - физминутка - http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm |
6. | Первичное закрепление во внешней речи. | |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд №20. |
8. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Слайд №21. |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Карточки с заданиями для групповой работы:
I группа: Выполнить упражнение с электронного приложения к учебнику по этой теме. |
II группа: Определить падеж местоимений: играю с тобой (…), думаю о вас (…), приходил к вам (…), встречался у меня (…), вижу тебя (...). |
Проверка по контрольной карточке после выполнения задания: Играю с тобой (Т.п.), думаю о вас (П.п.), приходил к вам (Д.п.), встречался у меня (Р.п.), вижу тебя (В.п.). |
III группа: Отредактировать текст. Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке, Но бабушкины руки люблю всего сильней. |
Проверка по контрольной карточке после выполнения задания: Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Она во всех затеях со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней, Но бабушкины руки люблю всего сильней. |
IV группа: в каждой строчке найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее: я, на, он, ты; мной, меня, мни, мне; он, оно, но, они; со мной, через меня, от нас, вас; яму, его, ему, он; вы, они, мы, я; |
Проверка по контрольной карточке после выполнения задания: я, на, он, ты; мной, меня, мни, мне; он, оно, но, они; со мной, через меня, от нас, вас; яму, его, ему, он; вы, они, мы, я; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс
Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс по программе "Перспектива"...
Технологическая карта по русскому языку "Школа России" 2 класс "Понятие о тексте-описании. Роль прилагательных в тексте описании"
УМК " Школа России", 2 класс...
Конспект урока(технологическая карта) по русскому языку 2 класс "Части речи" ( общее понятие)
Данная разработка поможет провести урок по этой теме....
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".
Необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс Тема урока: "Мягкий знак после шипящих"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...
- Мне нравится (1)