Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Общее представление о частях речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Антакова Светлана Владимировна

Конспект урока по русскому языку

      во 2  классе по теме:

«Общее представление о частях речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Имя существительное.

Цель: Обобщение и закрепление знаний об имени существительном как о части     речи.

Ход урока:

1.Организационный этап. Психологический настрой.

             Колокольчик наш звенит                                                                                                                              

             И урок начать велит.

        Слышишь звонкий голосок?

             Нам пора начать урок.

- Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске 3 облака -серое с дождем, голубое, с солнцем).

- Какое вам больше нравится?

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что мы с вами отправляемся в путешествие.

- На чем можно путешествовать?

- Мы совершим путешествие на поезде. А отправимся на удивительный остров МОРФОЛОГИЮ.

2.Операционный этап.

- Что такое морфология?

- На какие 2 группы можно разделить все части речи? (кластер)

                                                      Морфология

Имя существительное        Союз

Имя прилагательное         Предлог

Глагол                Частица

Наречие

- Остров МОРФОЛОГИЯ состоит из различных царств. Мы с вами отправимся в самое крупное царство. Угадайте в какое?

        Обозначаю я предмет,

                    Всему опора- спору нет.

                    Ведь солнце, воздух и вода,

                    Земля, леса и города,

                    Заводы, люди и планеты-

                    Все это разные предметы.

                    Значит, я всех важней,

                    Значит, я всех нужней!       (имя существительное)

-Какова будет тема урока?

- Цель нашего урока обобщить и закрепить полученные знания об имени существительном.

- Данную тему мы изучали в течение года, но есть моменты, которые нужно повторить.

- Какие трудности вы испытываете? Где затрудняетесь?

- Поставьте себе задачу на этот урок.

- Наш паровоз готов отправиться в путь!

Карта путешествия:

                                                                Умейкино

                             Распределялкино

                                                                Рассуждалкино

                             Проверялкино

- Первая станция Проверялкино.

- На этой станции проверим на сколько хорошо вы знаете имя существительное.

1) Тестирование. (каждый работает самостоятельно)

Взаимопроверка. Ключ на доске

0 ош.- «5»

1 ош.- «4»

2 ош.- «3»

3 и более ош.- «2»

- Кто выполнил задание без ошибок?

- У кого 1 ошибка?2 ошибки?

- Где испытывали затруднения?

2) Работа по кластеру.

                                                    Существительное

                                                           Предмет

                              Кто?        Что?

                      Одушевленное        Неодушевленное

                        Собственное         Нарицательное

- Сделайте вывод. Что знаете об имени существительном?

3) Работа в тетрадях.

- Народная мудрость гласит «Красиво писать- красоту творить». Запишите дату, классная работа.

4) Словарная работа.

- Отправляемся к следующей станции Рассуждалкино.

 На этой станции добрая хозяюшка приготовила корзину.

- Назовите одним словом предметы. (овощи)

- Помогите хозяюшке, какие овощи необходимо взять

  для приготовления борща?

- Я показываю предмет, вы записываете его название в тетрадь.

Проверка по ключу.

- Что общего у всех слов? (имена существительные, непрове-

ряемая безударная гласная, в И.п.)

-Чем отличаются слова? (род)

- Распределите эти слова по родам.

- Как определить род существительного?

        м.р.                                          ж.р.                                               ср.р.

- Образуйте от этих существительных форму мн.ч.

- От каких существительных невозможно образовать форму мн.ч.? Приведите еще примеры.

- Есть ли существительные, имеющие форму только мн.ч. Приведите примеры.

- Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по числам, имеет категорию рода)

5) Работа по кластеру.

                                                        Род

                                         м.р.        ж.р.        ср.р.

                                                     Число

                                           ед.ч.               мн.ч.

6) КАРТОЧКА №1

7)- Отправляемся дальше на станцию Распределялкино! Эта станция находится в волшебном лесу.

- Распределите названия деревьев, которые встретятся в тексте по склонениям. (в тетрадях).

Тихо в лесу. Только береза шелестит листочками. Могучий дуб раскинул свои ветви. Одиноко на опушке стоит высокая ель. А рябина, какая красавица! Ярким пламенем горят ее гроздья. Возвышается над лесом стройный тополь.

       1скл.              2скл.                3скл.

      береза               дуб                 ель

      рябина                                тополь

- Какие слова вы отнесли к 1скл? Докажи.

- Какие слова вы отнесли к 2скл? Докажи.

- Какие слова вы отнесли к 3скл? Докажи.

- Какой вывод можем сделать? (существительные бывают 1, 2, 3скл.)

8) Работа по кластеру.

                                                 

                                                     Склонение

                                      1скл.            2скл.               3скл.

9) КАРТОЧКА №2

10) Физминутка.

11)-Нас ждет на пути последняя станция. Но поезд не может двинуться без пассажиров. Распределите слова по вагонам. (работа в группах)

телефона        друзьям

салфеткой        гимназия

историю        учеников

о доме        о формуле

- Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по падежам).

12) Работа по кластеру.

                                                    Падеж

13) КАРТОЧКА №3

14) - Чтобы машинист отвез нас домой, он приготовил последнее задание:

Облака, по, летели, легкие, небу.

-Составьте предложение. Разберите по членам предложения.

- Какой вывод можем сделать? (существительные в предложении являются подлежащим или дополнением)

15) Работа по кластеру.

                                                 Подлежащее

                                                 Дополнение

3.Итог. Рефлексия

- Над какой темой работали на уроке?

- Добились ли вы той задачи, которую ставили в начале урока?

- Какие возникали трудности?

- В чем были затруднения?

- Что бы вы еще хотели узнать об имени существительном?

  Оценивание.

- Каждый из вас получит оценку за работу над карточками. На уроке мне особенно помогли….

  Настроение.

- Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. (поднимают облачка)

В конце урока кластер должен иметь следующий вид:

                                                 Существительное

                                                           Предмет

                              Кто?        Что?

                      Одушевленное        Неодушевленное

                         Собственное          Нарицательное

       

                                                               Род

                                                 м.р.        ж.р.        ср.р.

                                                               Число

                                                    ед.ч.               мн.ч.

                                                        Склонение

                                          1скл.            2скл.             3скл.

                                                            Падеж

                                         Подлежащее          Дополнение

                       

        

Приложение.

Карточка №1

1.Исключи лишнее:

а) картина, метель, адрес, чашка.

б) солнце, утро, дождь, дело.

     2.Найди закономерность и допиши еще одно слово.

      Ковер, дом, ключ, снегирь,…

      Свечи, книги, друзья, цветы,…

Карточка №2

1.Выпиши существительные 2 склонения.

      Страна, конь, Москва, парта, огород, тень, лошадь, пень, земля, ведро, трактор, рожь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Составьте словосочетания с этими существительными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

1.Составь правильно словосочетания. Определи падеж существительных.

  Справиться с (задача)                   _____________________________________

   накормить (завтрак)        _____________________________________

   сидели на (диван)        _____________________________________

   говорить (дедушка)        _____________________________________

   чешуя (рыба)                                _____________________________________

2. Составь предложение с одним из данных словосочетаний.

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку на тему: Продолжение освоения наречия как части речи.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.Цель:  организовать деятельность обучающихся по систематизации предметных  ЗУНов, способов  действия по углублению  и рас...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Анализируем глагол как часть речи"

Цели урока:обобщить знания о глаголе как части речи; составить памятку анализа глагола как части речи; обогащать словарный запас учащихся;развивать аналитические способности мышления;воспитывать...