Разработка урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_urok.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята

Ребята, поприветствуем гостей.

Начинается урок. Открыли тетради, записали дату, классная работа.

А теперь внимание на экран:

На интерактивной доске фразеологизмы

-Ребята, прочитайте выражения.

- как можно назвать эти выражения? (фразеологизмы)

- как мы будем работать сегодня  на уроке?

Выставляю на доску:

Работать засучив рукава- результативно, грамотно

Рука об руку- дружно

Зарубить на носу- запомнить, отвечать правильно, четко

Слушать во все уши- внимательно.

Молодцы!

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

2015 год Президент Российской Федерации объявил годом литературы. Литература тесно связана со многими предметами, но особенно с русским языком.

Сегодня урок мы посвятим творчеству М.Ю. Лермонтова.

-А как вы думаете почему?                                             (15.10.2014) ПОРТРЕТ

-Прослушаем романс на стихи  М.Ю. Лермонтова, обращая внимание на то, как звучит музыка и голоса  исполнителей.

Звучит романс

- -ребята, узнали стихотворение (Парус)

- Как звучал голос исполнителей? (громко, бодро, певуче, напевно)

- Как звучала музыка? (прекрасно, завораживающе, волнующе, оживляюще)

- какой частью речи являются эти слова и названные вами слова (наречием)

-а что же  вы знаете о наречии?

Взяли в руки пульты, работаем в паре, помогая друг другу, т.е работаем как? Дружно.

Мониторинг качества знаний……

Ребята, вы молодцы, работаете результативно!

Сделайте вывод: Что вы знаете о наречии?

( Наречие - это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?  Где?  Когда? откуда?)

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

В одном из известных стихотворений Лермонтов написал строки

«Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Обратите внимание на часть этого предложения.

На доске запись: Россия помнит.

Дайте характеристику именно этому  предложению. (Повест., полное, невоскл., нераспр.)

Подчеркните главные члены предложения.

Россия помнит.

-Распространите предложение дополнением.

Россия помнит героев.

Что такое дополнение? (второстепенный член предложения)

-Распространите получившееся предложение определением.

Россия помнит   доблестных героев.

Что такое определение? (второстепенный член предложения)

Какими членами мы распространили предложение? (второстепенными)

А какой еще второстепенный член предложения вы знаете? (обстоятельство)

Какова же тема сегодняшнего урока? (Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.)

Запишем тему урока в тетрадь.

Определим цели урока.

Я смогу, я хочу, я узнаю…

будем работать как? Внимательно!

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Где  можно найти необходимую информацию по теме урока?  (в учебнике)

-Открываем учебник. Страница 17, знакомимся с  правилом.

Распространим предложение обстоятельством.

Россия помнит вечно доблестных героев.

-почему данное слово является обстоятельством?(отвечает на вопрос как?) МОЛОДЦЫ!

Запишем предложение в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА.

Конкурс на самого внимательного. Ребята, посчитайте сколько вы услышите обстоятельств.

 Руку влево. Руку вправо.

 Руки вверх. Руки вниз.

 На носочки поднимись,

 И на пятки опустись.

 

Дружно вместе потянулись,

Влево, Вправо, повернулись,

Вниз присядь, вверх потянись.

И за парту ты  садись.   (10)

  1. Этап реализации построенного проекта.

Продолжаем работать как? четко и дружно!

Работа на нетбуках в парах.

Распределите слова  по вопросам, сделайте вывод.

1 ряд- где?  Вывешиваю вопрос

2 ряд- когда? Вывешиваю вопрос

3 ряд- как? Вывешиваю вопрос

Заслушаем ответы и выводы. Я СОСТАВЛЯЮ КЛАСТЕР САМА.

1 ряд- слова, отвечающие на вопрос где? Являются второстепенным членом предложения обстоятельством места.  ВЫВЕШИВАЮ МЕСТО

2 ряд- слова, отвечающие на вопрос когда? Являются второстепенным членом предложения обстоятельством времени.

3 ряд- слова, отвечающие на вопрос как? Являются второстепенным членом предложения обстоятельством способа действия.

Чем могут быть выражены обстоятельства (существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога; наречием)

А все ли вы записали слова? (нет)

Какие остались?(  освежиться (цель)          на ночлег (по какой причине)

Ребята, это обстоятельства причины и цели. С ними вы познакомитесь в 5 классе.

                Обстоятельство

Второстепенный член предложения

место        время        способ действия

где?        Когда?        Как?

Куда?        Каким образом?

Откуда?

Пунктир с точкой

В учебнике правило, а на доске получилось что? Схема, кластер, который поможет запомнить разряды обстоятельств по значению.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Ребята, где происходит действие в романсе «Белеет парус одинокий»?

В море и т.д.

Работа с учебником упражнение 27, страница 16

Выполните 3 задание, но только из предложений, связанных с морской тематикой.(7,8,9,10)

7. Корабль выходит в море. (выходит (куда?) в море)

8. Из гавани он выйдет утром. (выйдет (когда?) утром)

9. Вдали мелькают огни маяка. (мелькают (где?) вдали)

10. Белая чайка бесшумно скользнула над кормой. (скользнула (где?) над кормой)

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ребята, представьте, на рукопись Лермонтова по неосторожности попала вода, давайте попробуем восстановить рукопись.

Давайте проявим свое творчество и проведем лингвистический эксперимент.

Работа по карточкам индивидуально.

Проверяем как у поэта в оригинале.

        Пока идет эксперимент у некоторых  детей задание провести толкование выделенных устаревших слов в «Бородино», которые являются обстоятельством  по толковому словарю.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш
редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Ребята, М.Ю. Лермонтов – не только великий русский поэт, драматург, но еще и талантливейший художник и музыкант.

Талант Лермонтова - художника многогранен. Он был великолепным пейзажистом, рассмотрим картину «Вид Тифлиса» Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так  появилась  картина Лермонтова «Вид Тифлиса».

-Придумайте  как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельством, или словосочетания, в которых есть обстоятельства.

Молодцы!

Заслушаем теперь ребят, которые работали с толковыми словарями,

Приглашаем вас сюда.

Лермонтов был патриотом своей родины, Поэт-патриот учит нас любить Россию, ее необъятные просторы, богатство и красоту.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
     М. Ю. Лермонтов

Ребята, а вы знаете какая великая дата нас ожидает в этом году?

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Какой член предложения был использован при проведении  эксперимента? (обстоятельство)

Проведем тест

На листочках индивидуально:

Поменялись тестами для проверки (взаимопроверка)

Проверка по документ камере (вызываем одного ученика)

Ребята, если ваш сосед по парте справился, встаньте.

Все должны встать.

Вы молодцы. Давайте похлопаем друг другу за вашу успешную работу.

Итог урока. Д\З

На доске написано: на выбор

  1. Придумать три предложения с обстоятельствами, можно с фразеологизмами
  2. Описать картину М.Ю. Лермонтова, использую обстоятельства места, времени, способа действия.
  3. Упр. 12. с.12 в рабочей тетради

Оценивание с комментированием.

Вы сегодня (на доске)

внимательно слушали

активно работали

правильно рассуждали

результативно отвечали

красиво писали

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Определения."

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школа».)...

Урок по русскому языку" Второстепенный член предложения – дополнение".

Урок предназначен для учащихся 3-го класса, занимающихся по программе Л.Занкова. Он построен так,    все задания урока позволяют решать поставленные задачи. На данном уроке предла...

Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения" (Обстоятельство)

Русский язык. Образовательная система «УМК 21 век». ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенный член предложения – обстоятельство"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Второстепенный член предложения – обстоятельство". Цель урока: закрепить знания о второстепенном члене предложения &ndash...