Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения" (Обстоятельство)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА МИСЮТИНА

Русский язык. Образовательная система «УМК 21 век». ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  РУССКОГО ЯЗЫКА в 3 классе по системе «Начальная школа 21 века»

Тема учебного курса: «Второстепенные члены предложения» (7 ч.)

Тема: Обстоятельство (2 урок в теме учебного курса)

Тип урока: урок «открытия нового знания» ( с применением технологии деятельностного метода).

Цель урока: Способствовать формированию понятия об обстоятельстве; создать условия для развития умения ставить вопросы ко второстепенным членам предложения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:Совместно с обучающимися открыть новые знания, опознавать обстоятельство в предложении. Научиться графически обозначать обстоятельство в предложении.
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре, в группе;
  3. Воспитательные:воспитывать сплоченность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке, уважительное отношение к науке русский язык.  

Ожидаемыеобразовательные результаты:

Личностные: способностьпреодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.

Предметные: Научиться ставить вопросы к обстоятельству; отличать обстоятельство от других второстепенных членов предложения; контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять допущенные ошибки.

Планируемые УУД:

Познавательные УУД:осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Регулятивные УУД:определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действияяв соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположения ( верное) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Формы  работы на уроке

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Работа в парах
  • Коллективная

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По характеру познавательной деятельности:

  • Наглядный
  • Частично-поисковый
  • Деятельностный

2. По источнику знаний:

  • Словесный
  • Практический

3.Методы постановки учебной задачи:

  • Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно»
  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Подводящий к теме диалог
  • Метод создания ситуации успеха

Ход урока:

Этапы урока

Применяемые технологии, формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание урока

I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин).

Цель: Включение в учебную деятельность.

Показывает свое настроение, проверяют готовность учащихся к уроку, мотивирует их к учебной деятельности.

 .

Учитель:

- Добрый день ребята! Давайте друг другу улыбнемся.  И с хорошим настроением начнем урок.

Учитель:

- Как много хорошего настроения. Спасибо!

 

II.

 Актуализация знаний

 

Цель:Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Технологии:

-личностно-ориентированная

-ИКТ

Формы работы:

-фронтальная

-коллективная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический

Работа в парах.

Создает эмоциональный настрой.

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать.

 

Формулирует задание.

Контролирует выполнение задания, создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся к дальнейшей работе.

-Записывают в тетрадь дату и вид работы.

-записывают гласные Аа, Оо, Ии, Ее,      (разбивают на 2 группы, по твердости и мягкости; на гласные, которые обозначают два звука и  на гласные, которые обозначают один звук.) Общее, что в слабой позиции произношение не совпадает с написанием.

- Словарными.

 

Пододвигают карточку, на ней записаны слова с ошибками.

Шелест, осина, пальто, погода, товарищ.

Пальто - несклоняемое

Салют.

Фейерверк.

Грандиозный фейерверк искрами разлетался в небе.

Повествовательное,

невосклицательное

фейерверк разлетался

распространённое

-Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками.

 -Запишите в тетради дату и вид работы.

-А сейчас мы  внимательно посмотрим на доску. Что на ней написано?

-Что общего?  Чем отличаются?

- Как называем слова с безударной гласной непроверяемой ударением?

Сейчас проведем словарную работу, но необычно, а в форме игры «Лови ошибку».

Задача найти и исправить ошибки.

Одновременно у доски работают 3 ученика (слабых) вместе с консультантом.

Задача консультанта следить за тем, чтобы учащиеся нашли все ошибки.

После работы проводится  самооценка.

-Какое слово лишнее и почему?

Знакомство с новым словом.

На экране салют

-Что это?

- Подберите синоним.

Знакомство с  этимологией слова.

 - Составьте предложение  со словом фейерверк.

Выбираем лучшее, записываем.

 - Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов у вашего соседа.

Делаем синтаксический разбор.

-По цели высказывания?

- По интонации?

 

Находим главные члены предложения.

-По наличию второстепенных членов?

Почему?

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (10 мин).

Технологии:

-проблемно-диалогическое обучение

-технология деятельностного обучения

Форма работы:

Методы постановки учебной задачи:

1)сообщение темы с мотивирующим приемом;

2)побуждающий от проблемной ситуации диалог;

3)подводящий к теме диалог

4) деятельностный

Приемы мотивации к определению темы урока: «яркое пятно» (сценка).

Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Создает ситуацию затруднения для выдвижения проблемы.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Подводит учащихся к выводу.

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод о ранее изученных   частях речи.

 

обстоятельство

Высказывают свое мнение, обосновывают ответы.

Устанавливают смысловую связь слов в предложении. Находят: словосочетание разлетался (где?) в небе

Для чего нужны в речи второстепенные члены?

Какие второстепенные члены предложений знаете?

Что о нем можете рассказать?

 

 

Прием фиксации затруднений в пробном действии.

 

Создает побуждающий от проблемной ситуации диалог с учащимися.

 

Давайте вернемся к нашему предложению.  

Есть ли у нас в предложении обстоятельство?

Как узнать?

Подчеркните обстоятельство.

Какой частью речи выражено?

Какова цель урока?

IV.Физкультминутка (1 мин).

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Игровая технология

 

Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость.

Я  говорю нераспространенное предложение. Вы его повторяете и дополняете одним второстепенным членом, следующий повторяет всё и добавляет ещё одно слово и т.  д .

В предложении находим обстоятельство.

V. Построение проекта выхода из затруднения.  Открытие нового знания  

Цель:Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению.

Технологии:

-технология деятельностного обучения

Форма работы:

-фронтальная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-деятельностный, практический

-метод создания ситуации успеха

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

Высказывают свое мнение, обосновывают ответы.

Работают в группах.

-Читают задание.

-Находят грамматическую основу предложения, подчеркивают.

-Находят второстепенный член предложения обстоятельство. Заменяют его  фразеологизмом.

Высказывают свои предположения. Приходят к пониманию

Что повторили?

Посмотрите на экран.

Что хотите сказать?

Работа с учебником с.90 упражнение №2.

Но на каждом уроке мы должны узнать что – то новое?

Что нового узнали, выполняя упражнение №2

С. 91 найдите значок  - обрати внимание.

Что нового узнали про обстоятельство.  

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:Усвоение нового способа действий

(5 мин).

Технологии:

-технология дифференцированного обучения

-личностно- ориентированная технология

Форма работы:

-индивидуальная

-фронтальная

Методы:

-практический

-словесный

-частично-поисковый

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Фиксирует ответы детей на доске.

Выборочный диктант.

направлялся (как?) прямо;

направлялся (куда?)  к чаще;

осыпать (как?) интересно;

осыпать (как?) с головы до ног;

было (где?) на березе.

- Читаем предложение, находим главные члены и обстоятельства.

Записывают самостоятельно словосочетания.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (2 мин).

Технологии:

-игровая технология

-технология оценивания

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-наглядный

-словесный

Совместно с учащимися подводит итог урока.

-Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они.

 

- Играют в игру « Верю – не верю». Показывают карточки с ответами

Оценивают свою работу

-Наш  урок подходит к концу.

-Скажите, какую цель ставили?

-Цели достигли?

-Над изучением какой части речи работали?

- На какие вопросы она отвечает?

 Поиграем с вами в игру стратегию « Верю – не верю».  

* подлежащие – это второстепенный член предложения.

* Обстоятельство это второстепенный член предложения.

*Сказуемое главный член предложения.

* Обстоятельства подчеркиваем волнистой линией.

*Сказуемое отвечает на вопрос кто? Что?

* Обстоятельство отвечает на вопросы как? Куда? Откуда? Где?

- Молодцы ребята.

-Оцените свою работу на уроке:

Если вы не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, то зажгите на «светофоре успеха» красный сигнал.

Если вы хорошо усвоили материал и вам не нужна помощь учителя, то зажгите на «светофоре успеха»  желтый цвет.

Если вы отлично владеете материалом сегодняшнего урока и можете объяснить материал другому, то зажгите зеленый сигнал  на «светофоре успеха».

-

IIX. Домашнее задание

Стр. 88 упр.№ 4.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

- Откройте свои дневник, запишите домашнее задание.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. 4 класс, определение обстоятельства.

Подборка материала для отработки умения находить второстепенные члены предложения, т.е. обстоятельство. Учитель распечатывает листы и разадёт детям.  Дети коллективно разбирают, выполняя первое ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....