Урок по русскому языку" Второстепенный член предложения – дополнение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Диденко Наталья Владимировна

 

Урок предназначен для учащихся 3-го класса, занимающихся по программе Л.Занкова. Он построен так,    все задания урока позволяют решать поставленные задачи. На данном уроке предлагаются различные формы работ: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная. Урок сопровождается презентацией «Второстепенный член предложения – дополнение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        План – конспект урока

                          по русскому языку

  Тема: Второстепенный член предложения – дополнение.

                                 

                                          3 «В» класс

           учитель Диденко Наталья Владимировна

Цели:

  1. Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнении;

             показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей;

             учить находить в предложении дополнение; совершенствование      

            орфографических навыков.

  1. Развать мышления, творческое умение,умения рассуждать.

  1. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, любознательность прививать любовь к природе.

Оборудованиеание: компьютер, телевизор, карточки с тестами.

 

                                        Ход урока.

  1. Орг. момент.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,за работу я возьмусь.

II. Основная часть

  1. Чистописание.

          Дд вод доп

            Послушайте стихотворение и скажите,какой звук заблудился.

            Мама с бочками(дочками) пошла

            По дороге вдоль села.

            На поляне весной

            Вырос зуб(дуб)молодой.

            Сели в ложку(лодку) и – айда!

            По реке туда-сюда.

          Заблудился звук Д.Какой буквой он обозначается на письме?

           Сегодня мы будем писать заглавнуюи строчную букву Дд и соединения с этой буквой(вод-нижнее,нижнее,доп-нижнее,верхнее).Запишите.

Дополните до слова вод-(вода,провод,…)доп(…)

Какое слово ещё можно подобрать вы узнаете изучив новый материал.

  1. Словарно – орфографическая работа.
  1. Определите и запишите через запятую, что изображено на рисунке, выделим зелёной пастой орфограммы: подснежник(разбор по составу), капель, ручьи, зелень, солнце,месяц. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7)
  2. Месяц.Что вы видите на экране.(месяц)Какое ещё значение у слова месяц?(Двенадцатая часть года,30(31)дней.Какой месяц изображён?(март)
  3. Какое слово объединяет все эти слова? (весна) (слайд 8)
  1. Работа по теме урока.
  1. Какое слово лишнее (ручьи)? Почему? (мн. число) На какие три группы можно разделить оставшиеся слова? (род, склонение)
  2. Составьте предложение, в котором слово ручьи выполняет роль подлежащего, сделайте разбор по членам предложения   (слайд 9)

В лесу побежали ручьи.(Ученик у доски)

Определите падежи имён существительных.

-Благодаря какому слову предложение стало полным,красивым? Можно ли сказать,что благодаря слову с гор предложение становится более понытным,красивым,дополненным?

Каим членом предложения является в лесу?

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, место,явления природы называется дополнением. Дополнение выражается чаще всего именем существительным. Подчеркиваем пунктирной линией.

Сравним свои выводы с формулировкой в учебнике. Стр. 67.

Какое  слово можно подобрать к минутке чистописания?

Тема нашего урока Второстепенный член предложения – дополнение. (Слайд №10)

Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении дополнение.

4. Первичное закрепление.(Слайд 11)

На экране:

Выглянуло солнышко.

Светит месяц.

Набухли почки.

Из- за тучи выглянуло солнышко.

На небе светит месяц.

На деревьях набухли почки.

Прочитайте первые предложения.В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо).Каким членом предложения является из-за тучи?Докажите.

Вторые. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо).Каким членом предложения является на небе?Докажите.

Третьи. В чём разница этих предложений? Спишите распространённое предложение(ком.письмо).Каким членом предложения является на деревьях?Докажите.

         5.Физминутка (Слайд 11).

              Откуда взяты слова «Выглянуло солнышко?»

6.Закрепление изученного.

А теперь мы выполним упр.404.Почитайте задание. Спишите последнее предложение самостоятельно.Прочитайте следующее задание(коллективно разбирают по членам предложения и частям речи).

Прочитайте следующее задание(Подлежащее всегда выражено существительным в именительном падеже,а дополнение в косвенных падежах).

 7.Творческое задание.( Слайд 12)

На экране вы видите неполное стихотворение.Его нужно дополнить словами.Я буду читать,а вы хором дополнять.Найдём в этом стихотворении дополнения.Гуляли (с кем?) с ребятами,

увидали(кого?)зайца,увидали ( в чём?) в лесу,рассказал(о ком?)о белке,сыграл(чем?) лапкой,

сыграл (на чём?) на тарелке,дал (кому?) девочкам,дал (кого?что?) корзинку,предложил(кого?что?) малинку,проводил (до чего?) до овражка,пошёл играть(с кем?) с барашком.

Какой частью речи чаще всего выражено дополнение?

На какие вопросы отвечает?

Как подчёркиваем?

       8.Запись под диктовку.

В марте тает снег. Ледок тронулся на речке.

По ходу записи:как напишите в марте(предлог в,окончание е-2 скл.,П.п.),снег(парная согласная г),ледок(безуд. гл. е-проверочное слово лёд),на речке(предлог на,ЧК-чн пишется без мягкого знака,окончание е- 1скл.)

Попробуйте сами найти и подчеркнуть дополнения.Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.Если есть ошибки,укажите соседу.Кто написал без ошибок?Кто 1 раз ошибся?2раза?

III. Итог урока.

Давайте ещё раз скажем,что такое дополнение.(Слайд 13)

IV. Рефлексия

У каждого на столе рисунок с солнышком. Подумайте, какую погоду сделал наш урок: ясную, облачную или пасмурную  (слайд 14)Выберите соответствующий рисунок.С обратной стороны-тест.Выполните его.

                                                                       Тест.

1.О каком члене предложения говорится:

 Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, место,явления природы называется:

а)подлежащим                         в)дополнением

б)сказуемым                            

2.Какой частью речи выражено дополнение?

а)глаголом                                  в)существительным

б)прилагательным                  

3. Подчеркни дополнение:

а)Дети играют.                                    в)Идёт дождь.

б)В марте прилетели грачи.          г)Дует ветер.

Рисунок вложите в тетрадь.

V. Домашняя работа

(стр. 67, упр. 402, правило стр.67)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Урок русского языка в 3 ем классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Дополнение». УМК «Школа 21 века»,

          Вашему вниманию предлагается конспект урока  русского языка в 3 классе ( УМК «Школа 21 века»)  по теме: «Второстепенные члены предложения. Доп...

Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»

Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»

Презентация Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение»...

Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенный член предложения - дополнение"

Презентация знакомит с второстепенным членом предложения - дополнением. Подойдет для любого УМК....

Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения - дополнение»( 3-й класс)

Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения  - дополнение»( 3-й класс)  Цели урока:- познакомить с второстепенными членами предложения, дополнением, формиро...