Разработка урока русского языка: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства».
Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный член предложения - обстоятельство.
Задачи:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Предметные: Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова «Русский язык 3 класс», компьютер, презентация.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. Песня Г.Гладкова о русском языке.
- Мотивация урока
Начинаем урок русского языка.
Добрый день, дорогие ребята и гости!
Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:
- Зачем нужна грамматика?
(СЛАЙД)
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
- Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
Открываем тетради и записываем число и классная работа.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМ КАК С ГУСЯ ВОДА
- Словарная работа. (Слайд 3)
На доске написаны слова: Сл…пой, к…ртина, д…р…га, п…м…дор, в…гон, с…рень, т…льняшка, б…лото, с…л…вей, р…кета, т…традь.
- Спиши, вставьте пропущенные буквы.
- Что общего у этих слов? (сущ., ед. ч., Им.п., и т.д.)
- Чем различаются эти слова? (род, склонение)
- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти существительные? (подлежащим, т.е. главным членом предложения)
- Составьте устно предложения с любым словом, где бы они были главным членом. (Картина висит на стене. На тарелке лежит спелый помидор. В саду растёт душистая сирень. Болото содержит большие запасы пресной воды и т.д.)
- А если эти существительные поставить в другие падежи, то каким членом предложения станут эти существительные? (второстепенным членом предложения)
- Значит, над какими членами предложения мы будем сегодня работать? (Над второстепенными членами предложения)
В словах 1, 3, 5, 7 выпиши первые слоги и прочитай, какое слово получилось (следователь) Работа с Толковым словарём Ожегова.(один ученик читает, что обозначает слово «Следователь»
У: мы сегодня с вами будем следователями. Давайте прочитает диалог Миши и волшебницы Анишит Йокоповны.
(На доске теме урока: «Второстепенные члены предложения»)
- Постановка проблемной задачи
- Послушайте разговор наших друзей: волшебницы – Анишит Йокоповны и Миши.
-Знаете, какие вопросы задают, когда ведут какое-нибудь расследование? – спросила Анишит Йокоповна.
- Где? Когда? Куда? Откуда? Как? – ответил Миша, большой любитель детективов.
- Правильно, Михаил! – одобрила Анишит Йокоповна. – Просто диву даёшься, как ты иной раз точно можешь ответить… Следователю нужно знать ОБСТОЯТЕЛЬСТВА(на доске) дела: ГДЕ и КОГДА что-то случилось, КАК именно всё было… Какова цель урока? Какие задачи поставим перед собой?
- Вот и мы сегодня будем, как следователи: в предложениях находить второстепенные члены, которые отвечают на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (записано на доске). Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства)
- Итак, в конце урока мы (как следователи) должны ответить на вопросы:
- На какие вопросы отвечают обстоятельства?
- Какой частью речи выражено обстоятельство?
- Как подчёркивается обстоятельство?
5 . Изучение нового материала.
1. Работа в парах.
На доске 3 предложения ( на карточке на каждой парте):
- На п…ляне ст…яла б…льшая б…рёза. 1 ряд
- Зимние птицы с…дятся на б…рёзу. 2 ряд
- С б…рёзы сл…тел яркий дятел. 3 ряд
- Найти в предложениях обстоятельства и выяснить, какой частью речи оно является.
- Чтобы выполнить это задание, как вы будете действовать? (по инструкции)
- Списать предложение
- Подчеркнуть основу предложения
- Выписать словосочетания
- Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
- Выяснить, какой частью речи является обстоятельство
2. Проверка работы в парах
На п…ляне ст…яла б…льшая б…рёза.
берёза (какая?) большая
стояла (где? на чём?) на поляне
Зимние птицы с…дятся на б…рёзу.
птицы (какие?) зимние
садятся (куда? на что?) на берёзу
С б…рёзы сл…тел яркий дятел.
дятел (какой?) яркий
слетел (откуда? с чего?) с берёзы
- Сделайте вывод, какой частью речи выражено обстоятельство? (сущ. с предлогом).
- Прочитайте правило на с.147 и ответьте, что нового вы там ещё узнали?
(обстоятельство подчёркивается прерывистой линией с точкой)
- Подчеркните так в ваших предложениях обстоятельства.
Физминутка
6. Закрепление. Дифференцированная работа.
1) На выбор: упр. 150 или текст на листочке(надо заменить вопросы подходящими по смыслу словами)
Замени вопросы подходящими по смыслу словами.
Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья. Он выпал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему.
Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда, медленно, на дорожку.
ПРОВЕРКА:
У: -Скажите, какими членами предложения являются вставленные слова? (главными или второстепенными?)
- как вы думаете, что они называют и для чего нужны в предложении?
2) ВЫВОД (зачитать на листочке)
7. Рефлексия деятельности «Солнышки» на интерактивной доске.
8. Домашнее задание с. 148 упр.149
9. Итог урока, оценки.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали. А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
-Выполнили мы поставленные задачи? Добились своей цели?
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
- А зачем мы этим занимались?
- Какой вывод мы сделали?
- Что было трудным на уроке сегодня ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения. Определение" 3 класс
открытый урок по русскому языку. Самоанализ урока русского языка...
Конспект урока русскому языку "Второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Второстепенные члены предложения"...
Презентация к уроку русского языка «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство», 3 класс
Используется на первом уроке темы "Обстоятельство"...
Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения" (Обстоятельство)
Русский язык. Образовательная система «УМК 21 век». ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.3 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Второстепенный член предложения – обстоятельство"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Второстепенный член предложения – обстоятельство". Цель урока: закрепить знания о второстепенном члене предложения &ndash...
Разработка урока по русскому языку «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство»
Урок русского языка....