Конспект урока по русскому языку по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чернова Татьяна Михайловна

 Конспект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи"  УМК "Школа России". Использование кластера на этапе обобщения знаний в начальной школе.  Урок позволяет закрепить и систематизировать знания о прилагательном, закрепить умение употреблять прилагательное в устной и письменной речи; учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _otkrytyy_urok_prilag.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение  по теме ''Имя прилагательное»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: закрепить и обобщить знания обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде онлайн-газеты.

Задачи:

образовательные

- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся об имени прилагательном, его грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении;

развивающие:

- развивать умение строить монологическую речь; умение творчески работать по теме проекта в группах; умение каллиграфического письма, орфографической зоркости;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в группе, расширять кругозор и словарный запас;

Планируемые результаты:

Предметные: закрепят знания по теме имя прилагательное; будут учиться составлять проект;

Метапредметные:

регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формулирование темы и цели урока;

познавательные: наблюдение, анализ, сравнение языковых явлений, выявление закономерностей, установление признаков;

коммуникативные: научатся творчески работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.

Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Оборудование: карточки для выполнения заданий для каждой группы;

учебник «Русский язык» 3 класс ч.2 Канакина В.П.

Методы: проблемные, практические, частично - поисковые, наглядные, работа в группах, использование ИКТ

Формы работы: групповая, индивидуальная;

Технологии:  здоровьесберегающие, проектная деятельность, развивающее обучение;

Ход урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

Давайте мы с вами попробуем определить тему нашего урока по стихотворению.

Мы имя нашли необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё ... (Прилагательное)

- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу и цели урока.

- Правильно, сегодня на уроке мы повторим, обобщим и закрепим всё, что знаем об этой части речи.

-Пожалуйста, определите порядок, ход работы на уроке.

1.Что такое имя прилагательное?

2. Грамматические признаки имени прилагательного.

3. Роль прилагательного в предложении.

4. Роль прилагательного в речи.

Продуктом нашей деятельности будет кластер.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

  Чистописание    ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

- Прочитайте хором строчку чистописания.

- Что она напоминает?  (окончания имен прилагательных)

- Запишите ее, правильно соединяя буквы.

-Линией разделите на группы.  (Проверка 1 чел.  у доски).

(Родовые    - ая, яя  -  ж.р., ий, ый, ой - м.р.,  ое, ее – ср.р.,  ые, ие – мн.ч.)

Какие окончания вошли в 1 группу, 2,3,4?

IV. Обобщение и систематизация знаний. (25 мин.)

1.Найдите «лишнее» слово в каждой строчке:

Краснеть, белеть, зеленый, чернеть.

Солнце, море, солёное, облако.

Высоко, далеко, вкусно, хорошая.

Легкие, летний, мягкий, добрый

Запишите «лишние» слова.

- Как вы определили?

-Они отвечают на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие?

Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какие?

На кластере выставляю солнышко, лучики с вопросами, облака с надписями: часть речи, обозначает признак предмета.

2. Иногда только по признаку можно определить  предмет.

Злой, голодный, серый (волк)

Желтый, кислый (лимон)

Добрая, нежная, заботливая (мама)

Легкий, воздушный (шарик)

Вывод: Прилагательное связано с существительным.

б) Изменение имен прилагательных по числам.

Разделить данные слова на две группы (2 столбика)

Весеннее солнце, лёгкие облака, черёмуха душистая, пушистые почки, сладкий сок, перелетные птицы, последний снег, голые деревья.

- Какие две группы имен прилагательных вы выделили? (Имена прилагательные ед.ч. и мн.ч.) Как вы определили число прилагательных? (При изменении имен прилагательных меняется их окончание. Во мн. числе: - ые, - ие)

- От чего зависит данная форма прилагательного? (Число имени прилагательного зависит от имени сущуществительного)

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам.

Добавляю в кластер две корзины: единственное число и множественное число.

в) Изменение имен прилагательных по родам.

Распределите слова на три группы:

Весенняя капель, длинный день, большой сугроб, интересная встреча, широкое поле, первые подснежники,  веселое настроение.

- Какие группы имен прилагательных можно выделить? (Ж.р.,М.р., Ср.р. )

- Что указывает на эти признаки? (Род имен прилагательных можно узнать по окончанию.)

Ж.Р. - ая, - яя ; М.Р. - ий, - ый, - ой; С.Р. – ое, - ее

- От чего зависит данная форма прилагательного? (Род имени  прилагательного зависит от имен существительного)

-Какое словосочетание лишнее? Почему?

(Род имен прилаг. определяем только в ед. числе.)

Вывод: Имена прилагательные в ед. числе изменяются по родам.

Добавляю в корзину с единственным числом цветочки – ж.р., м.р., ср.р.

Физ. минутка

Вы смелые? Веселые? Умелые? Милые? Ленивые? Послушные? Красивые? Драчливые? Крикливые? Дружные? (Если «нет» - хлопают руками, если «да» - топают ногами)

г) Изменение имен прилагательных по падежам.

Определи падеж прилагательного в данных словосочетаниях: Первые листочки (……. ), по тёплым лужам (……. ), от резкого ветра (……. ), молодой листвой (……. ), на лесной поляне (……. ).

- Как называется изменение имён прилагательных по падежам? (Склонение) От чего зависят данные формы прилагательного? Какой вывод мы можем сделать?

(Вывод: Имя прилагательное изменяется по падежам и стоит в том же падеже, что и существительное, с которым оно связано.)

Добавляю птичек с падежами.

Значит, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного, надо:

Алгоритм (проговаривает учитель вслух)

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определить род, число, падеж имени существительного.

3. По роду,  числу падежу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Красивую девочку ( Ж.р., ед.ч, В.п.,)

О добрых  мальчиках (мн. ч., П.п.)

д) Определение роли прилагательного в предложении. /Группа выполняет задание и делает вывод.

Составить и записать из слов предложения. Найти имена прилагательные и назовите.

1. На, лопаются, березках, почки, белых.

2. На, появилась, травка, зеленая, лужайке.

3. Ручейки, песенки, свои, запели, веселые.

4. На, первые, зацвели, цветы, полянках.

5. Дорожки, грач, важный, ходит, вдоль.

- Как выделяем имена прилагательные в предложении. Почему?

Вывод: В предложении имена прилагательные являются второстепенным членом предложения – определением

Добавить в кластер –кораблик, на котором написано «В предложении является определением»

Вывод: Используя кластер, расскажите все, что мы знаем об имени прилагательном.

V. Применение знаний и умений при решении практических задач.

- Значит, какие признаки мы научились определять у имен прилагательных? /РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ/

-Являются ли эти признаки постоянными? /Нет/

-В каком виде работы мы можем определить все эти признаки? /В морфологическом  разборе имени прилагательного.

Весной природа пробуждается от зимнего сна.

Найти грамматическую основу. Выпишите имя прилагательное, сделайте морфологический разбор прилагательного.

От зимнего сна – прил./какого?/

Н.ф. – зимний. В ед.ч., в м.р., в Р.п. Вт. чл. предл. – определение.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Как можно озаглавить получившуюся картину? (Весна)

Групповая работа.

-Какие изменения произошли в природе с приходом весны?

(Тает снег, ярче светит солнце, звенит капель, потекли ручьи, дни стали длиннее и т. д. прилетели птицы)

Наступила весна. Пригрело солнце. Растаял снег. Побежали ручейки. Появилась травка. Прилетели птицы.

- Докажите, что это текст (предложения объединены темой, можно озаглавить)

- Что вы можете сказать об этом тексте? (состоит из нераспространенных предложений)

Давайте дополним (распространим) каждое предложение, используя как можно больше подходящих по смыслу имен прилагательных. Работать будем в парах. (Раздаю листочки с записью предложения.)

 (Ребята называют имена прилагательные, учитель вставляет их в текст.)

Как изменился текст?

- Сделаем вывод, какую же роль в нашей речи играют прилагательные? (Ответы детей)

Вывод: Имена прилагательные очень нужны в речи, они делают её более полной, точной, яркой, красочной и описывают предмет всесторонне.

VII. Домашнее задание. (1 мин.)

-Записать текст на тему «Весна»,  используя имена прилагательные.

VIII. Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности. (6 мин.)

-Искусными мастерами художественного слова являются писатели и поэты.

Послушайте несколько стихотворений о весне.

-Какие прилагательные используют поэты? (Стихи читают подготовленные ученики)

- Давайте вспомним - какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Считаете, мы достигли цели? У нас получился результат?

(Ученики отвечают на вопросы.)

- Охарактеризуйте наш урок, с помощью имён прилагательных. ( Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный, познавательный, дружный и др.)

- А теперь давайте посмотрим на ваши успехи. У вас на столе лежат смайлики. Вы уже привыкли оценивать себя. Это самооценка вашей работы. Кто считает, что на уроке он был старательным, внимательным, чувствовал уверенность в своих знаниях и очень хорошо работал – поднимаем желтый смайлик, кто работал хорошо, но мог бы еще лучше – зеленый, а кто очень волновался, боялся ошибиться и у него пока не всё получалось – красный.

-Спасибо за урок!

Список использованной литературы:

1. Канакина В.П.,Горецкий В. Г. Учебник по русскому языку 3 класс.

2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

3. Канакина В.П. «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс».

Приложение 1.

Стихи

Алексей Толстой

* * *

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

 Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт...

Алексей Плещеев

 «Первые весенние цветы»

Ещё не растаял последний снежок,

А смотрит уж нежный подснежник-цветок.

За ним и фиалка проснулась от сна,

Глазок свой лиловый открыла она.

Вот ландыш белеет в затишье лесном,

Глядит незабудка, склонясь над ручьём.

 Токмакова И.

К нам весна шагает

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

 Чёрные проталины на полях видны.

 Видно очень тёплые ноги у весны.

С. Д. Дрожжин

Пройдёт зима холодная

Пройдёт зима холодная,

 Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

 Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: систематизировать полученные детьми знания по лексике; проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение по теме «Имя прилагательное»" 4 класс

Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Тип урока: урок ...

Открытый урок по русскому языку на тему: " Обобщение знаний об имени прилагательном".

Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном. Задачи урока:   приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изученной  теме.Применяемая...