Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    План-конспект  открытого урока

                   по  русскому   языку   в 3 классе.

                      Разработала: Каменко Л.Н.

Тема:  Обобщение знаний об имени прилагательном и имени      

               существительном.

Цели: 1. Обобщить знания об имени прилагательном и имени  существительном; повторить правила определения безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных; совершенствовать навык морфологического разбора частей речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, непроизвольную  

     память.

3. Воспитывать любовь к Родине; к родному городу; гордость за свою

    страну.

Оборудование:  Картинка с изображением Красной площади и Спасской

башни; учебные таблицы: 1) правописание падежных окончаний

                                               имен прилагательных;

2) правописание падежных окончаний    

   имен существительных;

3) морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных.

                     Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Минутка чистописания:

Мм  Мо  Мм  Мо

Кто в Москве (не) бывал, красоты (не) видал.

- Какую орфограмму надо вспомнить, чтобы правильно написать эту поговорку?

- НЕ с глаголами пишется отдельно!

III. Словарная работа:

- Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Москве. О Москве и о нашей Родине, потому что в душе каждого москвича эти два слова тесно связаны. Поэтому сейчас мы вспомним словарные слова из тематического столбика «Родина». К доске пойдет . . .

- Запишем первое слово : Москва – главный город нашей страны. Москва – столица. Мы, как жители этого замечательного города, конечно, должный знать, как называют жителей Москвы – москвичи.

- Есть в Москве много мест, которые обязан знать каждый москвич. Некоторые из них внесены в наш словарь. Какие это слова? Красная площадь, Кремль.

- Хотя наш родной город – Москва, но все же у нас с вами есть ещё одна мать – наша Родина. Запишем это слово.

- А как называют нашу Родину? – Россия.

- Как называют всех жителей нашей огромной страны? – россияне.

- В древности нашу страну называли по-другому. Как? – Русь.

- Как называли жителей древней Руси? – Русичи.

- В нашей стране есть орган, который направляет жизнь страны, правит. И мы, как граждане этой страны, должны знать его название. Это правительство.

- У нашего правительство есть глава и он называется председатель.

- Также у нас в России есть человек, который является главой нашего государства и лично ответственен за всё, что в нем происходит. Это президент.

- Конечно, мы не можем не записать словосочетание, которое очень ценно для каждого русского человека – русский язык.

IV. Объявление темы урока:

- Определите, какими частями речи являются записанные слова; как это сделать?

- Задать вопрос к слову и определить, что обозначает это слово.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. Перед вами таблица, которая содержит вопросы. Давайте ответим на них.

Имя существительное

Имя прилагательное

                                     Какая часть речи?

                                           Самостоятельная

                                     Что обозначает?

            Предмет                                                          Признак предмета

                           На какие вопросы отвечает?

    Кто? Что?                                                   Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

                                    Как изменяется?

По падежам и числам                                  По родам, числам и падежам, во

                                                                      множественном числе – по родам  

                Каким членом предложения является?

Подлежащим, дополне -                                        Определением

нием, обстоятельством.

V. Физкульт. минутка

VI. Орфографическая работа:

Сады  в алмазах утренн... росы.

Весенн... свежестью наполнен воздух.

На Спасск... башн... пробили часы.

Заря играет на кремлевск... звездах.

Читает один из учеников;

- Какие существуют два способа проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных:

1) с помощью определения падежа и склонения;

2) с помощью слова – помощника;

- Какие слова – помощники мы используем для имен существительных?

- Слова того же склонения, в том же падеже, что и слово, которое надо написать, только с ударным окончанием.

- А для имен прилагательных?

- Вопросы.

- А почему?

- Потому что в вопросах всегда ударные окончания.

Один из учеников определяет безударные падежные окончания в именах прилагательных и в именах существительных (4 человека).

Подготовиться к письму по памяти.

Взаимопроверка (после открытия текста); Учитель проверяет у четверых детей, которые были у доски и ставит оценки.

VII. Запишем под диктовку предложение:

Утреннее солнце осветило стены древнего Кремля нежным светом.

Запись на доске с объяснением орфограмм.

Разбор по членам предложения.

VIII. Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного в словосочетании нежным светом:

Светом – им. сущ., свет, нариц., неодуш., муж. р., II скл., ед. ч., Тв. п., дополн.

Нежным (светом) – им. прил., нежный, м. р., ед. ч., Тв. п., определ.

IX. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что повторили об имени существительном и имени прилагательном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»

На уроке учащиеся повторят, обобщат, систематизируют знания об имени существительном.  Сформируется  представление об основных грамматических признаках существительных;  будем разв...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...