Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хабелькаева Алина Равильевна

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русского языка

 

Челябинск, 2016

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык
Класс:

Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного»
Цели урока:  

- развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу;

- повторить  разбор предложения по членам;

- совершенствовать навык разбора имени существительного, как части речи;

Планируемые результаты:

  -личностные: проявлять интерес к русскому языку; осознавать ответственность за сделанный выбор; оценивать правильность выбора; использовать речь для регуляции свои действий;

  • предметные: обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи, его значении, грамматических признаках (род, число, падеж); Формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.
  • Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:  Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013

Этапы, методы и приемы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

3

-Здравствуйте, ребята!

 Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Учитель: Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Повернитесь лицом друг к другу и подарите своему товарищу по парте свою улыбку. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения, когда люди вступают в контакт.

Приветствовать;

Слушать;

Настраиваться на урок;

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы

Словесн.: слово учителя;

7

- Ребята, прежде чем приступить к теме урока давайте вспомним  Что такое имя существительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  Кто? Что?).

- А сейчас, чтобы определить тему урока послушайте стихотворение.

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знаю назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

- В том не моя вина,

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный,

И вовсе я сердит

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется серьёзная нужна.

А сам, ты смог бы новые придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный, грязнительный,

Лежательный, грубительный,

Ленительный и наконец простительный.

- Ребята, о чём это стихотворение? (о падежах) Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, если мы повторили об имени существительном? (обобщение знаний об имени существительном)

- Какие цели можем поставить на урок? (повторить всё об имени существительном). Хорошо.  

Отвечать на вопросы.

Слушать.

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

К: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3.

Решение частных задач

Практич.: работа по таблице

Слоовесн.: фронтальный опрос

Практич.: работа с памяткой, чтение памятки

Практич.: морфолог. разбор сущ.

Практич.: работа с орфографическим словарем

Практич.: морфологический разбор им.сущ.

Практич.: разбор словосочетания

Словесн.: фронтальный опрос

Практич.: работа с орфографическим словарем

20

-Откройте учебники на стр. 57, найдите №102.

Рассмотрите таблицу.

-Какой падеж с предлогами никогда не употребляется?(именительный)

Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

- Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

-Как же определить падеж имени существительного?

Прочитайте сведения о языке на стр. 58.

-Что такое начальная форма имени существительного?

-Какие падежи называются косвенными?

Прочитайте задание 103.

-Как определить падеж имен существительных?

-Назовите падеж имен существительных.

Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

-Какие предложения вы записали?(ответы детей)

-Хорошо, молодцы!

А теперь посмотрите на упражнение 105 на стр. 59.

Прочитайте задание.

Давайте прочитаем памятку «Порядок разбора имени существительного».

-Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора?(цифрой 3)

Давайте разберем слово березу.

(один у доски проводит разбор, остальные в тетрадях)

Найдите слово потом в орфографическом словаре.

Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

Составьте предложение со словом потом. Запишите.

Запомните написание этого слова.

Ребята, а сейчас давайте найдем на стр. 59 упражнение №106.

Прочитайте предложения. Назовите падеж имен существительных.

Разберите одного из существительных самостоятельно у себя  в тетради.

-Какие слова выбрали для разбора?

-А сейчас прочитайте задание № 107 и скажите, что нужно сделать? (прочитать, списать и вставить пропущенные буквы. Выделить в глаголах приставки и над каждым именем существительным указать падеж).

- Итак, давайте разберём первое словосочетание  вместе, после вы выполните самостоятельно.

Нарисовал в альбоме

- Какой вопрос зададим к существительному? (нарисовал в чём?)

- Какой падеж будет у имени существительного? (П.п.)

- Какая приставка будет у глагола? (на). Выделите её. Какую букву вставим в слове нарисовал (и) – т.к. безуд. Непровер. Гласная в корне.

- Продолжите самостоятельно. Потом проверим.

- Итак, давайте проверим какие падежи у  имён сущ.-ных.

Доехал (да чего?) до деревни – Р.п.

Был (на чём?) на ужине – П.п.

Спрятался (за что?) за кровать – В.п.

Вышел (из чего?) из комнаты – Р.п.

Рассказал (о чём?) о компьютере – П.п.

Подъехал (к чему?) к метро – Д.п.

Обвести (вокруг чего?) вокруг пальца – Р.п.

Прокатить (с чем?) с ветерком – Т.п.

-Ребята как вы понимаете значение выражения обвести вокруг пальца? (обмануть).

- Найдите слово вокруг в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь и обозначьте орфограмму.

- Составьте одно предложение с этим словом и запишите его в тетрадь. Молодцы.

Рассматривать таблицу, вести диалог с учителем.

приводить примеры;

Читать памятку.

Выполнять морфологический разбор слова.

Работать со словарным словом.

Выполнять разбор имени существительного.

Разбирать словосочетания, вести диалог с учителем.

Работать с орфографическим словарем.

Словесн.: ответы на вопросы;

2

- Ребята, а сейчас откройте учебник на стр. 62 и найдите, проверь себя.

- Посмотрите первое задание. Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Для чего мы употребляем его в речи? (ответы детей).

- Прочитайте второе задание докажите что только одно слова является именем существительным. Как можем доказать? (Что? Дружба – сущ. Т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет, дружный  – прил. Т.к. это отвечает на вопрос какой?, и обозначает признак предмета. Дружить – гл. т.к. отвечает на вопрос (что делать?) и обозначает действие предмета).

Отвечать на вопросы;

Приводить доказательство;

П: проводить анализ, сравнение;

Практич.: письм. орфогр.  упр.

5

- Спишите сейчас эти слова, вставьте пропущенные буквы. Над именами существительными укажите род.

Товарищ (м.р.), шоссе (ср.р.), однажды, рябина (ж.р.), чувство (ср.р.), около, трамвай (м.р.), солома (ж.р.), потом, метель (ж.р.), вокруг, восток (м.р.), рисунок (м.р.), комната (ж.р.). кровать (ж.р.), ветер (м.р.)

Определять род существительных;

Объяснять пропущенные буквы;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

Практич.: выбор сл.соч.

- Прочитайте упр.4

- Какое словосочетание с именем существительным в винительном падеже выпишем? (шла через (что?) через поле).

Выбирать словосочетание;

К: участвовать в учебном диалоге;

4.

Подведение итогов. Рефлексия.

2

- Итак, ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

- Ребята, какова была тема нашего урока? Достигли ли вы поставленных целей для себя? Понравился ли вам урок? Возникали какие-либо трудности? Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.

- Как определить род имён существительных?

- Как определить падеж имён существительных?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль

Вспомним ещё разбор имени существительного, как части речи.

- Какой цифрой обозначается этот разбор? (3). Давайте у доски разберем  слово обезьяна.

- сущ. (кто?) Н.ф. – обезьяна. Одушевл.,  нариц., ж.р., в И.п. в ед. ч. подлеж.

- Посмотрим, а как вы разобрали слово на учителя – сущ. (кого?). Н.ф. – учитель. Одуш., нариц., м.р., в В.п., в ед.ч. Втор. Чл.

- Хорошо. Вспомнили, как выполняется разбор имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...

Конспект урока по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умения находить в тексте имя прилагательное;Планируемые результаты: Предметные:- знать как определить ...

Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...

Конспект урока по русскому языку « 2 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...

Конспект русского языка (2 класс). Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о понятии «прилагательное» (значение, вопросы, роль в предложении); формирование орфографического навыка; развитие умения употреблять имя прилаг...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование понятия о выполнении устного и письменного разбора имени прилагательного и закрепление умения определять признаки имени прилагательного.Задачи урокаДи...