Конспект урока по Русскому языку на тему "Что такое имя существительное"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Тип урока: открытие новых знаний
Учебный предмет: Русски язык
Класс: 2
Тема: Что такое имя существительное?
Цели: Содержательная: формирование представления об имени существительном и его лексическом значении.
Деятельностная: формирование у учащихся умения распознавать имена существительные, аргументировать свой выбор.
Цель (для учащихся): знакомство с понятием «имя существительное», нахождение слов, которые отвечают на вопрос «кто?», «что?», определение их лексического значения.
Задачи:
Образовательные:
1. Распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
2. Составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
3. Объяснять своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.
4. Применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; непроверяемые гласные и согласные;
5.Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
6. Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
7. Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки.
Развивающие:
- Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполнять свою часть работы;
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
- Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_chto_takoe_imya_sushchestvitelnoe.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект урока
по русскому языку
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV, группа 41Н
Москалева Вера Владимировна
Учитель: Никифорова Н.Н
Оценка_________
Подпись учителя______________
2023г.
Дата: 17.02.2023
Школа: МБОУ Новопогощенская СОШ
Тип урока: открытие новых знаний
Учебный предмет: Русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Никифорова Нина Николаевна
Студент: Москалева Вера Владимировна
Класс: 2
Тема: Что такое имя существительное?
Цели: Содержательная: формирование представления об имени существительном и его лексическом значении.
Деятельностная: формирование у учащихся умения распознавать имена существительные, аргументировать свой выбор.
Цель (для учащихся): знакомство с понятием «имя существительное», нахождение слов, которые отвечают на вопрос «кто?», «что?», определение их лексического значения.
Задачи:
Образовательные:
1. Распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
2. Составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
3. Объяснять своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.
4. Применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; непроверяемые гласные и согласные;
5.Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
6. Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
7. Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки.
Развивающие:
- Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполнять свою часть работы;
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
- Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Распознаёт слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
2. Составляет предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
3. Объясняет своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.
4. Применяет изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; непроверяемые и проверяемые гласные и согласные;
5.Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
6. Пишет под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
7. Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки.
Личностные:
- Стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознаёт важность русского языка как средства общения и самовыражения;
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Познавательные:
- Сравнивает различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливает основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливает аналогии языковых единиц;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Коммуникативные:
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник
Образовательный ресурс: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России). – С. 44-45
План урока:
1.Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Этический заряд. Работа с пословицей.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Игра «Лови ошибку»
2.2. Дидактическая игра «Третье лишнее»
3. Этап выявления места и причины затруднение
3.1. Наблюдение над языковым материалом.
3.2. Формулирование проблемы урока.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с картинками (упр. 74)
5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися
5.3. Работа с правилом (стр. 45)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Запись имен существительных, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Выделение орфограмм в словах (упр. 74)
6.2. Работа с лексическим значением имен существительных
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Запись слов с заданным лексических значением (упр.75)
7.2.Составление предложения с данными словами
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Работа с пословицами (упр. 76)
8.2. Запись предложения, нахождение имен существительных
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируе мые результат ы |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Владимировна и сегодняшний урок у вас проведу я. 1.2. Проверка готовности к уроку. - Проверьте всё ли у вас готово к уроку. У вас должны быть: пенал, тетрадь, учебник. 1. 3. Этический заряд. Работа с пословицей. - В лесу был, а дров не видел. -Как вы понимаете смысл пословицы? -Я вам желаю сегодня на уроке быть наблюдательными и внимательными. | Дети настраиваются на работу, объясняют смысл пословицы: где бы ты ни был, нужно быть внимательным. | Фронтальная | Л1, Л2, Пр3,К1, К2 |
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1. Игра «Лови ошибку» Ребята, я приготовила вам фразы, вы должны определить, являются ли они правильными. Если я ошиблась, исправьте меня. 1. Части речи – это группы слов, которые называют предметы, признаки, действия. 2. Слова-названия предметов отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? 3. Слова названия действий предметов отвечают на вопросы: что делает? что сделает? 4. У каждой части речи есть своё название имя существительное, имя прилагательное, глагол. 5. Слово «дождливый» отвечает на вопрос: что? 2.2. Дидактическая игра «Третье лишнее» - Ребята, молодцы, вы хорошо знаете названия частей речи, а сумеете ли вы их распознать? Я приготовила ещё одно задание. Посмотрите на слайд, здесь три слова. Какое из них лишнее и почему? (ясный, звёздный, месяц) - А остальные слова отвечают на какой вопрос и относятся к какой части речи? -Посмотрите следующие 3 слова: кататься, девочка, зайчик. А остальные слова? Какой вывод вы можете сделать? | Слова-названия предметов отвечают на вопросы кто?, что? Нет, слово «дождливый» отвечает на вопрос какой?. Лишнее слово месяц, потому что отвечает на вопрос что?, это имя сущ. Отвечают на вопрос какой?, имя прил. Лишнее кататься, отвечает на вопрос что делать?, это глагол. Отвечают на вопрос кто, имя сущ. Чтобы определить часть речи нужно задать вопрос. | Фронтальная Фронтальная | Пр1, П1, П2, К1, К 2, Л1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организа-ция анализа уча-щимися возник-шей ситуации и на этой основе выя-вить места и при-чины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний,умений или способностей. | 3.1. Наблюдение над языковым материалом. - Молодцы, ребята, проверим, как вы это делаете, посмотрите на слайд, прочитайте слова: белый, белизна, белеть. Что общего у этих слов? -Чем отличаются? -Задайте вопрос к каждому слову, сделайте вывод. 3.2. Формулирование проблемы урока. -Какие вопросы у вас возникают -Найдите имя сущ. белизна, что вы о нём можете сказать? -Всё ли мы знаем об имени существительном? -Итак, какова проблема урока? |
Общий корень, это однокоренные слова Вопросами, это разные части речи Какой? Белый - прил. Что? белизна - сущ. Что делать? белеть - глагол Чем отличаются части речи, чего мы не знаем. Отвечает на вопрос что, обозначает предмет. Не всё. Каковы признаки имя сущ., чем отличается от других частей речи. | Фронтальная | Пр1, П2, К2, Л1 |
4. Этап построе-ния проекта выхода из затруднения Задача: постанов-ка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Какова же тема нашего урока? 4.2. Формулирование цели урока -Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 44, прочитайте тему. -Какова же будет цель нашего урока? 4.3. Планирование деятельности -Что мы для этого должны сделать? -Посмотрите на страницу учебника. -Да, ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое имя сущ., научимся находить его в предложении. | Что такое имя существительное Узнать, что такое имя сущ. Познакомиться с правилом, выполнить упр., вставить слова | Фронтальная | П 2, Р1, К1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися ново-го способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с картинками (упр. 74) -Ребята, начнём изучать имя сущ. с рассматривания картинок Посмотрите на упр. 74, рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета. К какой части речи относятся эти слова? 5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися -Так что же такое имя существительное? -Молодцы, ребята, вы сами сформулировали новое правило. 5.3. Работа с правилом (стр. 45) - Давайте сверим наши выводы с правилом тетушки Совы на странице 45. Поработайте в парах, составьте вопросы товарищу, проверьте его знания. | (Что?) яблоко, (что?) машина, (кто?) девочка, (что?) ролики, (кто?) сорока, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал, (кто?) заяц, (кто?) обезьяна, (что?) молоток, (кто?) снегирь, (что?) капуста Это слова являются именами сущ. Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет Что такое имена существительные? Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают имена существительные? | Фронтальная Индивидуальная, парная | Л1, Пр1, П 3 Пр 3, П2, К1, К2, Р3, Р4, Л 2 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Запись имен существительных, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Выделение орфограмм в словах (упр. 74) -Итак, ребята, а теперь давайте запишем слова из упр. 74 так: сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что? по образцу. - Подчеркните в словах изученные орфограммы. -Какой вывод вы можете сделать? 6.2. Работа с лексическим значением имен существительных (упр. 75) -Ребята, что обозначает имя сущ.? Что мы подразумеваем под словом предмет? - Давайте проверим ваши предположения. Посмотрите на записанные слова. Найдите слово, которое обозначает людей, животных, птиц, овощи, посуда, фрукты… | (Что?) яблоко, (что?) машина, (что?) ролики, (что?) чашка. (что?) карандаш, (что?) пенал, (что?) молоток, (что?) капуста (кто?) девочка, (кто?) сорока, (кто?) заяц, (кто?) обезьяна, (кто?) снегирь, Имена сущ. отвечают на вопросы кто? что? Предмет Это всё что можно потрогать, увидеть, представить. - девочка; - заяц, обезьяна; сорока, снегирь; - капуста; чашка; яблоко. | Фронтальная | Пр1, Пр 4, Пр5, П 3. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнитель-ская рефлексия (коллективная и индивидуаль-ная) достижения цели пробного учебного дейст-вия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Запись слов с лексических значением (упр.75) --Давайте попробуем разделить слова из упр. 75 на группы по их лексическому значению. Нужно быть очень внимательным и правильно задавать вопрос к словам. Итак, ребята, 1 вариант запишет в тетрадь значение люди; 2 – животные; 3 – растения. К доске выйдет Петя и выпишет слова, относящиеся к лексическому значению одежда. - Вижу, все справились. Внимание на слайд, ребята, проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили упражнение. Если есть ошибки, исправьте их. 7.2.Составление предложения с данными словами -Ребята, давайте составим предложение с понравившимся вам словом. Запишите его. Витя прочти своё предложение вслух. | Люди: (кто?) учитель, школьник, ребята, врач Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь Растения (что?) земляника, ромашка, осина Одежда (что?) платье, пальто, костюм, шляпа Врач лечит больных людей. | Самооценка Индивидуальный контроль Фронтальная, индивидуальная самопроверка, самоанализ индивидуальная | Пр1, Пр3, Пр5, Пр 7, П3, Р 4, К1, К2 Пр 2, Л 1. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Работа с пословицами (упр. 76) - Итак, ребята, с какими лексическими значениями мы работали? Что могут обозначать имена существительные? - Давайте посмотрим, какие лексические значения имеют существительные, употреблённые в пословицах упр. 76. - Прочитайте, почему так говорят? - Какие слова в пословицах выделены? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? - Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос «что?». - Сделайте выводы. 8.2. Работа над упражнением 77 - Ребята, посмотрите упражнение 77, прочитайте, что нам нужно сделать. Прочтите стихотворение жужжащим чтением про себя. - что нужно сделать дальше. - Ребята, давайте же найдем какие слова имеют значение «Сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря» - Молодцы ребята, но это ещё не все задания в этом упражнении. Что нам ещё нужно сделать? - Выполните это задание самостоятельно в своих тетрадях. - обменяйтесь тетрадью с соседом по парте, и проверти правильность выполнения, сверяя с эталоном на доске. Вьюга, снежная пурга, | - Мы работали с лексическими значениями: люди, одежда, животные, растения. Время года, месяц Месяц январь - зимы государь. Январь - начало нового года, потому его называют государем. Январь − весне дедушка. Февраль − отец, январь − дедушка. Январю - морозы, февралю - метели. Для января характерны морозы, а в феврале постоянно бушуют метели. Выделенные слова времена года и месяцы Зима, весна, январь, февраль (что?) - Существительные могут обозначать времена года, названия месяцев. - Существительные могут отвечать на вопросы чего, чему и т.д. - Мы подчеркнули все слова - Прочитайте. - какие слова в стихотворении имеют значение «Сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря»? Значение «сильный ветер со снегом», «снежная буря», «метель» имеют слова вьюга и пурга - Спишите. Проверьте себя. Подчеркните имена существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос что. | Фронтальная | Пр1, Пр2, Пр3, К2, П2. |
9. Этап рефлек-сии учебной деятельности Задача:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Какова была цель нашего урока? Достигли мы цели? - Так что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? (Кто? Что? ) Что обозначает? - Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал активно и плодотворно? Как ты считаешь…? А ты как считаешь…? ИЛИ - Оцените работу товарища по парте. - Домашнее задание: Выучить правило на странице 45. Выполнить упражнение ... -Спасибо за работу! До свидания. | - Сегодня мы познакомились с именем существительным. - Целью урока было узнать, что такое существительное. - имя сущ. это часть речи, обозначающая предмет - Имена существительные отвечает на вопросы кто?, что?, кому?, чему? и т.д. | Взаимооценка Самооценка | Р 2, Р4, К1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 1 урок" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 1 урок" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 3 урок" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Имя существительное. 3 урок" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по русскому языку.Тема: "Что такое текст- рассуждение?"
Тема: "Что такое текст- рассуждение?"...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»
Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель: формирование понятия «главные члены » предложения и «основа» предложения...