Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний и умений по правописанию безударных окончаний существительных 3-го склонения.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) расширить представления об окончаниях имен существительных 3-ого склонения; 2) формировать умение правописания безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения. | Предметные: научатся: 1) правильно писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения; 2) определять безударное окончание имен существительных, в соответствии со склонением по вспомогательной таблице; |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности 2) воспитывать умение работать в коллективе |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2 ч, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 22.04.2024 Школа: МБОУ «СОШ №108» Класс: 3 «А» Урок: 1 Время:08:50-09:30 Кабинет: 27 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 41 Учитель: Соболева Евгения Викторовна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний и умений по правописанию безударных окончаний существительных 3-го склонения.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) расширить представления об окончаниях имен существительных 3-ого склонения; 2) формировать умение правописания безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения. | Предметные: научатся: 1) правильно писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения; 2) определять безударное окончание имен существительных, в соответствии со склонением по вспомогательной таблице; |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3)формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности 2) воспитывать умение работать в коллективе |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2 ч, презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна. Рада вас видеть. Занимайте свои места. - Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией на весь сегодняшний день и неделю, для этого мы будет использовать вот такой мячик, он предназначен специально для урока, и будет вас всегда просить говорить. Первый вопрос, который он задает: Какими качествами должен обладать настоящий ученик? - Сейчас вы по цепочке, по рядам, друг другу передаете мячик, и когда я скажу «Стоп», тот у кого остался мячик в руках отвечает на вопрос. - Покажите свою готовность к уроку. - А теперь перед тем, как начать работать, давайте вспомним, с чего у нас начинается урок? - Верно, давайте представим, что на вашей парте, очень много-много пыли и крошек и нам нужно их быстро и резко сдуть, на сколько сильно я протягиваю слово, также же быстро или медленно вы должны дуть, начинаем: Раз, двааа, триии, четыре и т.д. - Верно, начнем нашу работу. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. - Аккуратность, внимательность, усидчивость, и т.д. - С дыхательной гимнастики Слушают Подготовить речевой аппарат к работе. Читают хором по слогам, медленно, целыми словами в среднем темпе, в быстром темпе. | УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация, слайд 1-2 |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Актуализирует знания по пройденным темам. - Как называется большая тема над которой мы работаем? - Что еще мы сегодня должны сделать перед тем как узнать тему урока? Выразительное чтение стихотворения вместе с учителем Весна! Вот это слово! Весело склоняется. И склонение надолго Весной запоминается: (И.п.) Придёт весна. Отлично! (Р.п.) Дождись весны, отличник! (Д.п.) - Привет весне! - споёмте, (В.п.) Встречать весну пойдёмте. (Т.п.) Дыши весной весною (П.п.) И думай только о весне! Мы, окончания усвоив, Запомним всё вполне. - О чем это стихотворение? Организует минутку чистописания. - Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «22 апреля». А снизу пишем «Классная работа». - Верно, побольше вспомним о имени существительном, на экране вы видите характеристики вам нужно выписать только те, которые относятся к им.сущ. часть речи, предмет, кто? род, сказуемое, число, падеж, подлежащее, действие. - Помните, что пишем аккуратно, красиво, но в тоже время быстро, не забываем про правила посадки. - Все ли характеристики мы тут отобразили? - Правильно, сейчас вы докажите написание безударного окончания имен существительных. Это задание вы выполняете в группах, вспомните правила работы в группе. - Сейчас 1 участник группы, доказывает – что слово «лошадь» 3 склонения. 2 участник – что слово «окно» 2 склонения. 3 участник - слово «цапля» 1 склонения. А участник 4, что слово «печаль» в р.п, д.п. и в пр.п. пишется на конце с буквой «и» Организует подводящий диалог к теме урока. - Что вас смутило, и над чем, вам необходимо было хорошо подумать? - Тогда заострим на это наше внимание. | Отвечают на вопросы учителя. - Безударные окончания имен существительных. - Провести интонационную разминку. - О склонении имени существительное - весна. Открывают и работают с рабочими тетрадями. - часть речи, предмет, кто? род, число, падеж, подлежащее, - Нет, не хватает склонения. 1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Лошадь – 3 скл., т.к. ж.р. нулевое окончание и в конце стоит «Ь» (пример: печь) Зерно – 2 скл., т.к. ср.р., окончание О (пример: окно) Цапля – 1 скл., т.к., ж.р., окончание Я. (пример: мама) Возникает затруднение у 4 участника. - Как правильно определить окончание у существительного «печали». | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - А может у вас появились предположения, какая тема урока, будем сегодня нами обозначена? - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры: Узнаем… Научимся… - Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее. 1. Узнать как … определять безударное … имени существительного … склонения . 2. Составить … для применения. 3. Поработаем … . 4. Сделать … по … . (правильно, окончание, 3-ого,таблицу, самостоятельно, выводы, теме урока). - Здорово у вас получилось, посмотрите, Незнайка, тоже заинтересовался темой урока, возьмем его с собой? | Формулируют тему и цели урока. Тема урока: «Безударные окончания имен существительных 3-ого склонения» Узнать как определять правильное окончание имени существительного 3 склонения. Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных 3-ого склонения. 1. Узнаем как правильно определять безударное окончания имени существительного 3-ого склонения. 2. Составим таблицу для применения. 3. Поработаем самостоятельно. 3. Сделаем выводы по теме урока. - Да. | УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация. |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Незнайка, пропустил часть урока, и не понимает, какие имена существительные относятся к 3-ему склонению. Чтобы ему помочь, он будет задавать слово, а вы определять склонение, если вы слышите им.сущ. 1 скл., то садитесь, если 2 скл. – то делает 2 хлопка, если 3 скл. – прыгаете и показываете 3. | Определяют склонение и выполняют движение. дверь, нога, окно, карамель, линейка, любовь, лошадь, стол, юла, сирень, отец. | ||
«Открытие» нового знания (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Открытие детьми нового знания. - Мы с вами не знаем, как определить окончание «нет печали», предположите, что нужно сделать сначала? Незнайка спрашивает: а что такое начальная форма? - А какое слово тогда будет? - Хорошо, вы правильно определили начальную форму, теперь определим склонение. - Как мы проверяли написание им.сущ 1-ого и 2-ого склонения? - Правильно, сегодня мы дополним ее, Незнайка раздал вам эти таблички, теперь только нужно заполнитель последний столбик. - Посмотрите в самом верху у нас пропущено слово-помощник, предположите, какое это будет слово, оно сегодня уже звучало во время динамической паузы. - Верно, почему слово называется помощником? - Хорошо, начнем пробовать: - Как вы думаете, почему именно «любовь» стало словом-помощником? (попробуйте поставить ударение в получившиеся слова) - Отлично, мы с вами заполнили таблицу, теперь можно пробовать определять окончания у других слов. | - Поставить в начальную форму. - Это когда слово поставлено в им.п. ед. ч. - Печаль. - 3 скл, т.к. ж.р., нулевое окончание и в конце стоит «Ь» - По вспомогательной таблице. - Любовь. - Значит слово помогает правильно определить окончание у им.сущ. такого же склонения. ЛюбовЬ ЛюбвИ ЛюбвИ ЛюбовЬ ЛюбвьЮ ЛюбвИ Ответы детей. Пробуют заполнить таблицу. - Потому что окончания получились под ударением. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация, рабочая тетрадь. |
Первичное закрепление (4 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - Давайте вспомним слово, с которым у нас возникло затруднение в начале урока. - Кто желает поработать у доски с этим словом? - Напиши столбиком как изменяется окончание и у этого слова. - Помним, что тему урока: безударные окончания, значит мы должны будем поставить ударение в слове и выделить окончание. - Молодец, садись, кто хочет поработать со словом «жизнь»? - Те кто работает с места, уже не списывает с доски, а только сверяет свои ответы. - Хорошо, все верно, садись. | - Печаль. Выходит желающий к доске. Остальные работают с тетрадью. Выходит желающий к доске. Остальные работают с тетрадью. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, рабочая тетрадь. |
Самостоятельная работа (7 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Отлично, смотрите к нам снова обращается Незнайка. Он предлагает сыграть в игру «крестики-нолики», будем? - Если, вы считаете утверждение правильным, то ставите «+», если нет, то «-», напишите свое и фамилию в левом верхнем углу и начинайте: 1. Имя существительное отвечает на вопрос кто/что? (да) 2. Все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа (нет) 3. Через, про, на, за, в, во, под: это предлоги родительного падежа (нет) 4. В русском языке 5 падежей? (нет) 5. Дательный падеж имеет 2 предлога? (да) 6. Предложный падеж без предлогов не употребляется? (да) (даже в вопросе есть предлоги) 7. В русском языке 3 типа склонения? (да) 8. Имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению? (нет) 9. Слово «любовь» , является словом-помощником в определении падежного окончания им.сущ. 3-ого скл. (да). - Обменяйтесь с соседом листочками и проверьте рисунок с доской. И оцените работы в соответствии с критериями. - Сдаем эти листочки, спасибо вам за помощь в проверке. | - Да.
2-3 ошибки – 4 4-5 ошибок – 3 6 и более - 2 | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация, рабочая тетрадь. |
Включение в систему знаний (7 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | Организует связь между новой темой и пришлого урока. - Незнайка предлагает выполнить задание в парах, вам нужно будет списать текст, вставить пропущенные окончания и объяснить их написание в скобках. Образец: в тумане (2-е скл., П. п.). После долгой ноч… в туман… встаёт холодное, тусклое солнц… . Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стуж… - ни звук… , только изредка потрескивают от мороз… деревья - Теперь, проверим ваши работы с эталоном на доске. - Оцените работу по критериям. 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4 и более – 2. | Один читает задание в слух. Осознают учебную задачу, работают над ней в парах. ночи (2-е скл., Р.п.), в тумане (2 скл., П.п.), солнце (2 скл., П.п.), стужи (1 скл., Р.п.), звука (2 скл., Р.п.), мороза (2 скл., Р.п.) Проверяют свою работу с эталоном. Оценивают работу. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Учебник, презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Как звучала тема нашего урока? - Вспомните цели план урока, всё ли мы выполнили? - Поиграем в игру «Закончи предложение», на доске есть формулировки, поработаем с ними и нашим мячиком. Я узнал (а)… Я научился… Мне понравилось… Урок дал мне для жизни… Теперь я могу… - Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти. - Поднимите руки, кто по завершению нашего урока может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем. - Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Тема урока: «Безударные окончание имен существительных 3-ого склонения» Узнать как определять правильное окончание имени существительного 3 склонения. Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных 3-ого склонения. 1. Узнаем как правильно определять безударное окончания имени существительного 3-ого склонения. 2. Составим таблицу для применения. 3. Поработаем самостоятельно. 3. Сделаем выводы по теме урока - Нет, осталось подвести итог. Ответы детей. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Конспект АМО – урока (технологическая карта) по теме:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс Автор: Лапшина В.А.
Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информацияКоманда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)Лапшина Виктория АлександровнаПредметРусский языкКласс, профиль класса/группа, количество ...
Конспект урока "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе
Конспект урока по УМК "Школа 21 века"...
Технологическая карта по русскому языку "Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Технологическая карта разработана в сответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...