конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку "Число глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_glagola_.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: «Число глагола»
План – конспект урока.
Тип урока: открытие новых знаний.
Используемая технология: деятельностного обучения.
Формы организации урока: групповая, парная, индивидуальная.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, поисковые.
Сопровождение урока: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России», карточки с индивидуальными заданиями, дидактический материал.
Цели урока: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам,
Задачи урока: учиться различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно ставить вопросы к глаголам, развивать речь, мышление, умение делать выводы, воспитывать любовь к родному языку, бережному отношению к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола; самостоятельно различать форму глагола
Метапредметные:
Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, здравствуйте, меня зовут Екатерина Алексеевна, сегодня уроки у вас проведу я. Надеюсь знания которые вы сегодня получите, будут полезны и интересны Вам. Давайте быстренько познакомимся и начнем работу. (сверяемся с журналом)
- Открываем тетради. Пишем число. Классная работа.
2. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Актуализация знаний.
- Я вам предлагаю разгадать кроссворд, в котором будут словарные слова. (подготовить на доске ячейки кроссворда)
-1. На кустах, среди травы затерялись бусинки: красные, черные, желтые, зелёные. Кто мимо пройдёт, обязательно сорвёт. ( ягоды)
- Записываем. Назовите ударную гласную и гласную, которую запоминаем.
-2. В саду на дереве растёт красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я он начинается, друзья. ( яблоко)
-3. Домашнее животное – друг человека. ( собака)
-4. На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков… ( горох)
-5. Маленькие серенькие птички в тёплый край не улетают, здесь под крышей обитают. ( воробьи)
-6. Ягоды лесные эти любят бурые медведи ( малина)
Я | Г | О | Д | Ы | |||
Я | Б | Л | О | К | О | ||
С | О | Б | А | К | А | ||
Г | О | Р | О | Х | |||
В | О | Р | О | Б | Ь | И | |
М | А | Л | И | Н | А |
-Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
-На какие вопросы отвечают существительные? (кто? что? )
-Почему два вопроса? (на вопрос кто?-одушевл. На вопрос что?-неодушевл.)
-Назовите одушевлённые сущ.? (воробьи, собака)
-Назовите неодушевлённые? (ягоды, горох, малина, яблоко)
-Как изменяются существительные? (по числам, родам, склоняются)
-Как существительные изменяются по числам? (бывают ед.ч. и мн.ч.)
-Как узнать число существительного? (ответить на вопрос сколько?)
-Назовите существительные ед. числа? (яблоко, собака, горох, малина)
-Назовите сущ. Множ. Числа? (воробьи, ягоды)
-Давайте хором назовём слово, которое спряталось в центре кроссворда. ( ГЛАГОЛ)
-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Поработайте с тестом. Выберите правильный вариант ответа.
1) Глагол – это:
а) часть слова
б) часть речи
в) часть предложения
2) Глагол обозначает:
а) действие предмета
б) предмет
в) признак предмета
3) Глагол отвечает на вопросы:
А) кто? Что?
Б) какой? какая? Какое? Какие?
В) что делает? Что сделать? Что будет делать?
4) Какое из этих однокоренных слов является глаголом:
а) походка
б) проходной
в) проходил
5) В предложении глагол является:
а) сказуемым
б) второстепенным членом предложения
в) подлежащим
-Молодцы!
3. Учебно-познавательная деятельность. Формирование учащимися темы и цели урока. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, как мы уже сказали в начале урока, мы с вами ещё не всё знаем о глаголе и сегодня продолжим работу над этой важной темой.
- Посмотрите, кто изображён на первой картинке? (птица)
- Составьте нераспространённое предложение с этим существительным и глаголом ЛЕТЯТ
- Что вызывает затруднение? Почему не получается? (НЕ ПОДХОДИТ ГЛАГОЛ)
- А можно ли исправить ситуацию? (ДА)
-Что для этого нужно сделать? (ИЗМЕНИТЬ ГЛАГОЛ)
- А как вы думаете, от чего это зависит, что нужно изменить у глагола? (ЧИСЛО)
- Правильно. Значит какая тема нашего урока? (ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ)
- Чему будем учиться на уроке?
- Да, мы будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам.
4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации. Реализация проекта выхода из проблемной ситуации.
- Давайте вернёмся к нашей ситуации, проведём исследовательскую работу и узнаем, как изменяются глаголы по числам и от чего это зависит.
-Посмотрите, кто изображён на второй картинке? (ПТИЦЫ)
- Какой частью речи являются слова птицА – птицЫ? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)
- Что изменилось в записи этих слов? (ОКОНЧАНИЯ)
- Почему поменялось окончание? (ИЗОБРАЖЕН 1 ПРЕДМЕТ, ЗНАЧИТ СУЩ, ЕД.ЧИСЛА; ИЗОБРАЖЕНО НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ, ЗНАЧИТ СУЩ. МН.ЧИСЛА)
- Составьте нераспространённое предложение к первой картинке. (ПТИЦА ЛЕТИТ)
- Ко второй картинке. (ПТИЦЫ ЛЕТЯТ)
- Запишите их в тетрадь.
- Что изменилось в записи глаголов? (ОКОНЧАНИЕ)
- Выделим окончание.
- Почему у глаголов поменялось окончание? ( летит -глагол обозначает действие одного предмета, а летят –глагол, обозначает действие нескольких предметов)
- От какой части речи мы задаём вопрос к глаголу? (ОТ СУЩЕСТВИТ-ОГО)
- Подпишите сверху СУЩ. ЕД.Ч. СУЩ. МН.Ч.
- На какой вопрос отвечает глагол , если он относится к сущ. Ед.ч.? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)
- На какой вопрос отвечает глагол, если он относится к сущ. Мн.ч. ? (ЧТО ДЕЛАЮТ?)
- Что происходит с глаголом? (ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ)
- От чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении? (ОТ СУЩ.)
- ДАВАЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД:
1) Как изменяются глаголы?
2) В каком числе употребляются глаголы?
3) на какой вопрос отвечает глагол в ед.числе?
4) На какой вопрос отвечает глагол во мн.числе?
- Давайте проверим себя по учебнику. Откройте учебник на с.109. Прочитайте вывод в учебнике. (ОДИН ВСЛУХ).
- Совпадает ли вывод, который мы сделали, с выводом в учебнике?
- Значит мы молодцы!
5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
1. Упражнение в определении числа глаголов.
Упр.189 с.109.
- Найдите в учебнике упр. 189. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Один ученик вслух.
- Найдите в тексте глаголы. (зеленеют, зеленеет, поют, завёл)
- Запишите их в тетрадь.
- Определим число глаголов. По каким признакам будем определять число глаголов? ( по существительному и вопросу)
- Итак, глагол зеленеют ( относится к сущ. Опушки их много значит это мн.число)
- Ставим вопрос (опушки что делают? Зеленеют . Глагол зеленеют стоит тоже во множ.числе. и.т.д.
- Как же определить число глагола? ( по существительному к которому этот глагол относится и вопросу: если глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает? То это ЕД.Ч. а если глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают? То это МН.Ч.)
2. Давайте, поиграем в игру «Счастливый случай».
Ученики по одному подходят и выбирают листы с предложениями. Задача: назвать число глагола.
- Вам надо по моей команде распределить по числам ЕД. Ч. и МН.Ч.
- Приготовились. Начали.
Соловей поёт. Соловьи поют.
Жаворонок звенит. Жаворонки звенят.
Иволга свистит. Иволги свистят.
Сорока трещит. Сороки трещат.
Сова кричит. Совы кричат.
Дятел стучит. Дятлы стучат.
Рябчик пищит. Рябчики пищат.
Пчёлка жужжит. Пчёлки жужжат.
Дрозд поёт Дрозды поют.
Кузнечик стрекочет. Кузнечики стрекочут.
Голубь воркует. Голуби воркуют.
Клёст скрипит. Клесты скрипят.
Воробей чирикает. Воробьи чирикают.
Журавль курлыкает. Журавли курлыкают.
Ворона каркает. Вороны каркают.
Лягушка квакает. Лягушки квакают.
- Молодцы. Справились с заданием.
- В лесу живут разные звери, птицы, насекомые. Растут разнообразные виды растений. И т.д. Как человек должен относиться к лесу? (бережно)
- Правильно.
3. Работа с текстом.
- Возьмите листочки с текстом и прочитайте текст.
Берегите леса!
Большую пользу приносят лес людям. Из дерева делает нужные для жизни предметы. Из брёвен строит дома.
Лес хранят чистый, целебный воздух. Леса очищает его от пыли.
Леса спасает землю от засухи и сухих ветров. Они защищает урожаи.
Леса украшает землю. Это лучший её наряд.
Берегите леса!
- Всё ли в порядке в тексте? (нет)
- А что вы заметили? ( глаголы стоят не в том числе )
- Давайте поменяем число глаголов. Зачеркните неправильный глагол, а сверху напишите правильно.
- Проверим. В первом предложении был какой глагол (приносят) в каком числе? (мн. ч.). А заменили на какой глагол ( приносит) какое число? (ед.ч.)
- Во втором предложении… и.т.д.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Ребята, как вы думаете почему человек должен бережно относиться к лесу?
- А вы когда бываете в лесу, как должны себя вести?
- Я надеюсь, что вы соблюдаете правила поведения в лесу.
7. Итог урока.
- Ребята, о какой части речи мы говорили на уроке? ( о глаголе)
- Что нового узнали о глаголе? ( глаголы изменяются по числам)
- В каком числе могут стоять глаголы? ( в ед.ч. или во мн.ч.)
- Как узнать число глагола? (задать вопрос)
8. Домашнее задание.
- Домашнее задание у вас будет правило на с.109 и упр.190
9. Рефлексия.
- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу. Оцените сложность сегодняшней нашей темы по 5-ти бальной шкале.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...