"Как можно играть звуками". Урок по предмету Родной (русский) язык.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Гаврилина Евгения Владимировна

Тема урока: «Как можно играть звуками».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) : осознавать роль языка и речи в жизни людей;  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;  формирование  мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,

коррекция, оценка, саморегуляция): освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; научиться наблюдать и делать выводы; познакомиться с правилами сравнения.

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы): развивать познавательный интерес к родному языку; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире  людей; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи.

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rodnoy_yazyk.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

                         1 класс     Родной (русский) язык

Учитель начальных классов Гаврилина Е.В.

МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»

Тема урока: «Как можно играть звуками».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) : осознавать роль языка и речи в жизни людей;  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;  формирование  мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,

коррекция, оценка, саморегуляция): освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; научиться наблюдать и делать выводы; познакомиться с правилами сравнения.

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы): развивать познавательный интерес к родному языку; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире  людей; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи.

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный

момент (1-2 минуты)

2. Актуализация

знаний

(4-5 минут)

3. Постановка

учебной

задачи (4-5 минут)

4. «Открытие

нового

знания»(построение

проекта выхода из

затруднения)

(7-8 минут)

5. Первичное

закрепление

(4-5 минут)

6. Самостоятельная

работа с проверкой

по эталону.

Самоанализ и

самоконтроль.

(4-5 минут)

7. Включение

нового

знания в систему

знаний и

повторение.

(7-8 минут)

8. Рефлексия

деятельности.

9. (Итог урока 2-3мин)

- Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

- Ребята, давайте вспомним (встают те, кто знает ответ)

- Какой бывает речь?

- Какую речь называют письменной?

- Какую речь называют устной?

- Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

« Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук).

- Как вы думаете, можно играть звуками?

- Назовите тему урока (Как можно играть звуками)

- Какие учебные задачи поставим перед собой?            

- Ребята, мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдет о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить, как живых, всех героев, заставляет радоваться, огорчаться, удивляться так сильно, как будто все написанное в книге происходит на самом деле.

-Кого или что можно услышать в стихах?

- Кто может сказать, какие звуки издают кошки? Воробьи? Свиньи? Люди очень внимательно слушали птиц, зверей, и в языке появились слова «мяукает», «чирикает», «хрюкает». Поэты особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт.

- откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работа с материалом учебника с 45-48.

Внимательно послушайте стихотворение  Ренаты Мухи. (чтение стихотворения)

-Назовите героев стихотворения.

- Вы  услышали жужжание осы, когда слушали стихотворение?

- Как вы думаете, какие особенности стихотворения помогают вам услышать это?

Послушайте фрагмент стихотворение  Владимира Суслова «Слушал Шорох тишину». ( чтение стихотворения)

- Объясните, кто с кем разговаривает?

- Что один из героев предлагает послушать?  

- А что слышишь ты?

- какой звук помог вам услышать шуршание?

- Какой буквой обозначается на письме этот

звук? Пропишите этот звук буквой в тетрадке.

Ребята, сделайте вывод что используют поэты в своих стихотворениях для того чтобы передать звуки окружающего мира.

- Что можно услышать читая стихотворения?

Сравним наши выводы с информацией в учебнике.

Чтение правила на с.46.

- Как художник пишет красками, так поэты могут писать воображаемые картины звуками.

ЗВУКАМИ ПИСАТЬ

Такой приём называется…

Подумайте, как? Давайте узнаем, как объясняется лексическое значение этого слова в словаре Ожегова.

Звукопись – звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.

физминутка

- Отдыхать мы будем, играя звуками.

Старайтесь изобразить реальную машину.

Завели машину: ввв- ввв - ввв

Накачали шину: ш-ш-ш.

Улыбнулись веселей

И поехали скорей: эээй-ээй.

- Используя звукопись, поэт может показать шум автострады, плеск и журчание воды, шелест и шуршание листвы, громыхание военного снаряжения или грозовой стихии. И даже речь маленького ребенка, у которого выпал молочный зуб. Прочитайте стихотворение. Исправьте нужный звук, чтобы понять, что хотел сообщить мальчик.

Работа со стихотворением Михаила Яснова «Я взрослею»

 Работа в парах

В стихотворение Михаила  Яснова «Я взрослею» говорится о мальчике у которого выпал молочный зуб.

- Прочитайте о чем говорит герой стихотворения.

-Подумайте, как можно «перевести» эти строчки стихотворения

Расскажите друг другу.

Запишите правильно «переведенное»

стихотворение в тетрадь.

2. Работа со стихотворением Григория Кружкова « Ррры!»

-  Послушайте стихотворение Григория Кружкова « Ррры!»

- Расскажите, какой в тексте лев: сердитый, грозный или добрый и веселый.

- Что помогло вам понять, какой у льва характер?

- Какой звук все время повторяет автор? С

какой целью?

- Как называется такой художественный

приём?

-  В чём заключается приём звукопись?

физминутка для глаз

3. Работа со стихотворением О. Сердобольского «Удав».

Прочитайте  стихотворение Олега Сердобольского «Удав» так, чтобы ваши одноклассники поняли, что удав – очень длинный.

- Объясните, как в стихотворении поэт передаёт длину удава.

4. Работа со стихотворением Виктора Лунина «Ластик»

- Прочитай стихотворение Виктора Лунина «Ластик»

- Как ты понимаешь, что означают слова ластится, льнёт, липнет?

- Почему ласковый ластик ничего после себя не оставляет?

- Объясните, какой же получился у поэта ластик.

Вот и подошёл наш урок к концу. О чём сегодня говорили? Добились поставленных цели и задач? Какое новое слово выучили?

- Оцените свою работу на уроке с помощью

цветных кружочков.

Молодцы! В заключение нашего

урока я предлагаю вам продолжить фразы:

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я умею…

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок.

Дети приветствуют учителя и садятся на свои места

Ответы детей:

- речь бывает письменной и устной.

- письменная речь, когда пишем и читаем. Устная речь, когда слышим и произносим.

- это звук.

-мы не знаем, но хотели бы научиться.

Тема урока: как можно играть звуками.

Ответы детей (дополняют предложения словами на слайде)

- научиться распознавать звуки;

- научиться играть со звуками;

- научиться отличать и сравнивать  звуки.

- научиться внимательно слушать стихотворения;

- определять, как поэты передают звуки окружающего мира.

Дети издают звуки, подражая животным.

Ответы детей по тексту стихотворения.

-  Уж, Оса и Ёж.

-  Услышали.

- Повторяющийся звук [ж].

Ответы детей по тексту стихотворения:

- Разговаривают Шёпот и Шорох.

- Предлагает послушать Тишину.

- Шуршание листвы.

- Чаще других слышим звук [ш].

- Буквой «ша».

Вывод: автор использует определённые повторяющиеся звуки.

- жужжание пчелы; раскаты грома; квакание лягушек; шуршание мышей.

 - ЗВУКОПИСЬ

- ввв  - ввв  - ввв

(Вращения руками перед грудью)

-шшш – шшш – шшш

(Изображают насос)

- эээй - эээй

(Вращение воображаемого руля)

Дети работают с текстом стихотворения в парах.

Я рашпрощалша ш прошлым

И штал ужашно вжрошлым!!!

Записывают правильно в тетрадь:

Я распрощался с прошлым

И стал ужасно взрослым!!!

Дети. Фраза «Я пррросто рррад!»

Дети. Повторяется звук [р], для того, чтобы передать

рычание льва и оживить героя

Дети. Это звукопись.

Дети. Он заключается в подборе одинаковых или

сходных звуков для подражания звуков окружающего

мира (свист ветра, шорох, гром, жужжание и другое)

Пишут глазами буквы, которые соответствуют

звукам [а], [р], [ж], [в], [у].

дети работают с текстом стихотворения

- Автор все время повторяет

слово «длится» и долго тянет звук [о] в слове «очень».

Ластится - проявлять лаской нежность, любовь к

кому-нибудь,

Льнёт - липнуть, приставать, прилегать вплоть,

прилипать,

Липнуть - пристать, прилепиться, повиснуть на чем-

либо клейком, липком.

Дети. Он липнет к словам, предложениям, к строчке,

стирая их собой и не оставляет от них следа.

Дети. Ластик ласковый, любящий свое дело.

Ответы детей.

(Дети рисуют кружочек на

полях тетради)

Урок полезен, все понятно. (Красный)

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. (Желтый)

Ещё придется потрудиться. (Зеленый)

Да, трудно все-таки учиться. (Синий)

Дети подводят итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

Рабочая программа по предмету Родной (Русский) язык 1класс

Рабочая программа по предмету «Родной «русский» язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по учебному предмету родной (русский) язык за курс 2 класса

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по учебному предмету родной (русский) язык за курс 2 класса...

Календарно-тематическое планирование уроков предмета «Родной (русский) язык»

Предмет " Родной (русский) язык" 1 класс. Планирование на 1 год....

Технологическая карта урока по предмету:" Родной русский язык". Тема :«Ржаной хлебушка калачу дедушка»

Цельрасширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,Задачиобогащение активного и пассивного словарного запаса, расширениеобъёма...