"Как можно играть звуками". Урок по предмету Родной (русский) язык.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Как можно играть звуками».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) : осознавать роль языка и речи в жизни людей; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция): освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; научиться наблюдать и делать выводы; познакомиться с правилами сравнения.
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы): развивать познавательный интерес к родному языку; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи.
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rodnoy_yazyk.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс Родной (русский) язык
Учитель начальных классов Гаврилина Е.В.
МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»
Тема урока: «Как можно играть звуками».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: познакомить обучающихся со звукоподражанием в стихотворном художественном тексте.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) : осознавать роль языка и речи в жизни людей; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция): освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; научиться наблюдать и делать выводы; познакомиться с правилами сравнения.
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы): развивать познавательный интерес к родному языку; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей; познакомить обучающихся со звукоподражанием как одним из секретов художественной речи.
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент (1-2 минуты) 2. Актуализация знаний (4-5 минут) 3. Постановка учебной задачи (4-5 минут) 4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) 5. Первичное закрепление (4-5 минут) 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут) 8. Рефлексия деятельности. 9. (Итог урока 2-3мин) | - Вот и прозвенел звонок. - Ребята, давайте вспомним (встают те, кто знает ответ) - Какой бывает речь? - Какую речь называют письменной? - Какую речь называют устной? - Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке: « Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук). - Как вы думаете, можно играть звуками? - Назовите тему урока (Как можно играть звуками) - Какие учебные задачи поставим перед собой? - Ребята, мы с вами много говорили о речи, устной и письменной. Сегодня разговор пойдет о речи особенной, даже волшебной, с которой мы встречаемся в сказках, стихотворениях, рассказах. Она помогает нам представить, как живых, всех героев, заставляет радоваться, огорчаться, удивляться так сильно, как будто все написанное в книге происходит на самом деле. -Кого или что можно услышать в стихах? - Кто может сказать, какие звуки издают кошки? Воробьи? Свиньи? Люди очень внимательно слушали птиц, зверей, и в языке появились слова «мяукает», «чирикает», «хрюкает». Поэты особенно внимательно умеют слушать всех: птиц, зверей, даже предметы – и передавать все звуки в стихах. Очень интересно читать такие стихи и догадываться, что сумел услышать поэт. - откройте тетради, запишите число, классная работа. Работа с материалом учебника с 45-48. Внимательно послушайте стихотворение Ренаты Мухи. (чтение стихотворения) -Назовите героев стихотворения. - Вы услышали жужжание осы, когда слушали стихотворение? - Как вы думаете, какие особенности стихотворения помогают вам услышать это? Послушайте фрагмент стихотворение Владимира Суслова «Слушал Шорох тишину». ( чтение стихотворения) - Объясните, кто с кем разговаривает? - Что один из героев предлагает послушать? - А что слышишь ты? - какой звук помог вам услышать шуршание? - Какой буквой обозначается на письме этот звук? Пропишите этот звук буквой в тетрадке. Ребята, сделайте вывод что используют поэты в своих стихотворениях для того чтобы передать звуки окружающего мира. - Что можно услышать читая стихотворения? Сравним наши выводы с информацией в учебнике. Чтение правила на с.46. - Как художник пишет красками, так поэты могут писать воображаемые картины звуками. ЗВУКАМИ ПИСАТЬ Такой приём называется… Подумайте, как? Давайте узнаем, как объясняется лексическое значение этого слова в словаре Ожегова. Звукопись – звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. физминутка - Отдыхать мы будем, играя звуками. Старайтесь изобразить реальную машину. Завели машину: ввв- ввв - ввв Накачали шину: ш-ш-ш. Улыбнулись веселей И поехали скорей: эээй-ээй. - Используя звукопись, поэт может показать шум автострады, плеск и журчание воды, шелест и шуршание листвы, громыхание военного снаряжения или грозовой стихии. И даже речь маленького ребенка, у которого выпал молочный зуб. Прочитайте стихотворение. Исправьте нужный звук, чтобы понять, что хотел сообщить мальчик. Работа со стихотворением Михаила Яснова «Я взрослею» Работа в парах В стихотворение Михаила Яснова «Я взрослею» говорится о мальчике у которого выпал молочный зуб. - Прочитайте о чем говорит герой стихотворения. -Подумайте, как можно «перевести» эти строчки стихотворения Расскажите друг другу. Запишите правильно «переведенное» стихотворение в тетрадь. 2. Работа со стихотворением Григория Кружкова « Ррры!» - Послушайте стихотворение Григория Кружкова « Ррры!» - Расскажите, какой в тексте лев: сердитый, грозный или добрый и веселый. - Что помогло вам понять, какой у льва характер? - Какой звук все время повторяет автор? С какой целью? - Как называется такой художественный приём? - В чём заключается приём звукопись? физминутка для глаз 3. Работа со стихотворением О. Сердобольского «Удав». Прочитайте стихотворение Олега Сердобольского «Удав» так, чтобы ваши одноклассники поняли, что удав – очень длинный. - Объясните, как в стихотворении поэт передаёт длину удава. 4. Работа со стихотворением Виктора Лунина «Ластик» - Прочитай стихотворение Виктора Лунина «Ластик» - Как ты понимаешь, что означают слова ластится, льнёт, липнет? - Почему ласковый ластик ничего после себя не оставляет? - Объясните, какой же получился у поэта ластик. Вот и подошёл наш урок к концу. О чём сегодня говорили? Добились поставленных цели и задач? Какое новое слово выучили? - Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков. Молодцы! В заключение нашего урока я предлагаю вам продолжить фразы: Сегодня я узнал… У меня получилось… Было интересно… Было трудно… Теперь я умею… - Оцените свою работу на уроке. - Спасибо за урок. | Дети приветствуют учителя и садятся на свои места Ответы детей: - речь бывает письменной и устной. - письменная речь, когда пишем и читаем. Устная речь, когда слышим и произносим. - это звук. -мы не знаем, но хотели бы научиться. Тема урока: как можно играть звуками. Ответы детей (дополняют предложения словами на слайде) - научиться распознавать звуки; - научиться играть со звуками; - научиться отличать и сравнивать звуки. - научиться внимательно слушать стихотворения; - определять, как поэты передают звуки окружающего мира. Дети издают звуки, подражая животным. Ответы детей по тексту стихотворения. - Уж, Оса и Ёж. - Услышали. - Повторяющийся звук [ж]. Ответы детей по тексту стихотворения: - Разговаривают Шёпот и Шорох. - Предлагает послушать Тишину. - Шуршание листвы. - Чаще других слышим звук [ш]. - Буквой «ша». Вывод: автор использует определённые повторяющиеся звуки. - жужжание пчелы; раскаты грома; квакание лягушек; шуршание мышей. - ЗВУКОПИСЬ - ввв - ввв - ввв (Вращения руками перед грудью) -шшш – шшш – шшш (Изображают насос) - эээй - эээй (Вращение воображаемого руля) Дети работают с текстом стихотворения в парах. Я рашпрощалша ш прошлым И штал ужашно вжрошлым!!! Записывают правильно в тетрадь: Я распрощался с прошлым И стал ужасно взрослым!!! Дети. Фраза «Я пррросто рррад!» Дети. Повторяется звук [р], для того, чтобы передать рычание льва и оживить героя Дети. Это звукопись. Дети. Он заключается в подборе одинаковых или сходных звуков для подражания звуков окружающего мира (свист ветра, шорох, гром, жужжание и другое) Пишут глазами буквы, которые соответствуют звукам [а], [р], [ж], [в], [у]. дети работают с текстом стихотворения - Автор все время повторяет слово «длится» и долго тянет звук [о] в слове «очень». Ластится - проявлять лаской нежность, любовь к кому-нибудь, Льнёт - липнуть, приставать, прилегать вплоть, прилипать, Липнуть - пристать, прилепиться, повиснуть на чем- либо клейком, липком. Дети. Он липнет к словам, предложениям, к строчке, стирая их собой и не оставляет от них следа. Дети. Ластик ласковый, любящий свое дело. Ответы детей. (Дети рисуют кружочек на полях тетради) Урок полезен, все понятно. (Красный) Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. (Желтый) Ещё придется потрудиться. (Зеленый) Да, трудно все-таки учиться. (Синий) Дети подводят итоги урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
Рабочая программа по предмету Родной (Русский) язык 1класс
Рабочая программа по предмету «Родной «русский» язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" (2 класс)
КТП по предмету "Родной русский язык" для 2 класса....
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по учебному предмету родной (русский) язык за курс 2 класса
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по учебному предмету родной (русский) язык за курс 2 класса...
Календарно-тематическое планирование уроков предмета «Родной (русский) язык»
Предмет " Родной (русский) язык" 1 класс. Планирование на 1 год....
Технологическая карта урока по предмету:" Родной русский язык". Тема :«Ржаной хлебушка калачу дедушка»
Цельрасширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,Задачиобогащение активного и пассивного словарного запаса, расширениеобъёма...
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...