Технологическая карта урока по предмету:" Родной русский язык". Тема :«Ржаной хлебушка калачу дедушка»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Цель

  • расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,

Задачи

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
  • объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения
  • формирование бережного  и уважительного отношения к хлебу
  • формирование навыков работы в команде
  • учить делать выводы, слушать и понимать других;
  • развивать память, внимание и мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени.

 Метапредметные:

Регулятивные:

  • формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

  • находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию; самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные:

  • составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zadanie_v.a._arefeva.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Здравствуйте ребята.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Садитесь.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем булочки, пряники, сухарики.… Но, прежде всего – этот продукт, потому что нельзя представить себе без него ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.  Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Что же это такое?

-Какое же это слово?

-Как вы думаете как  будет цель нашего урока?

        - Тема нашего  урока «Ржаной хлебушко -  калачу дедушка».

Читают текст, отвечают на вопросы.

Личностные: формулируют собственную точку зрения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Актуализация знаний

А что вы знаете о хлебе? Что вам известно из уроков окружающего мира?

- А хотите узнать,  как появилось слово «хлеб»? или откуда взялось выражение «Ржаной хлебушко калачу дедушка»?  (да)

- Тогда мы начинаем!

Отвечают на вопросы

Предметные: анализировать полученную информацию

Регулятивные: используют имеющиеся знания и опыт

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Первичное усвоение новых знаний.

Как же появилось в русском языке слово «хлеб»?

        - Есть несколько версий его происхождения.

        1. Большинство исследователей считают, что родина слова «хлеб» — Греция, где в древности выпечку изготавливали в специальных горшках, которые назывались «клибаносы». Потом это слово проникло в другие языки, чаще всего немного изменяя своё звучание. До нашего времени это слово дошло как «хлеб».

(показать на презентации)

        2. По другой версии, «хлеб» произошло от старо-русского  «хлябь»: раньше так называли блюдо, состоящее из муки и воды. Эту жидкость, ещё её называли «похлёбка» или «хлебово»,  люди употребляли в пищу, «хлебали» до тех пор, пока не научились делать выпечку, которая получила название «хлеб».

А теперь прочитаем текст на странице 14 , задание №1

Что вы узнали нового из текста?

Слушают. Выполняют здания, отвечают на вопросы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Физминутка

Проводят самостоятельно

Личностные: установка на здоровый образ жизни

Первичная проверка понимания

 Выполняем задание № 5,6.

Выполняют задания

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Коммуникативные:  выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Первичное закрепление.

-А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относится с особенным почтением. Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежеиспеченного хлеба. Раньше было принято печь хлеб дома. Рождение хлеба – праздник. Хозяйка, прежде чем начать печь хлеб, надевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Хлеб, испеченный из муки, просеянной через решето, называли решетным, через сито – ситным, а караваем называли пшеничный хлеб, испеченный в круглом каравайнике. 
Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом».

Выполняют задания

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание № 3 на стр  17

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу.

- Что нового вы узнали?

- Что особенно запомнили?

- Какой самый главный вывод мы с вами сделали?

Отвечаю на вопросы

Коммуникативные: строят монологическое высказывание

Технологическая карта

ФИО учителя

Арефьева Валерия Александровна

Название предмета

Родной русский язык

Тема

«Ржаной хлебушка калачу дедушка»

Цель

  • расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,

Задачи

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
  • объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения
  • формирование бережного  и уважительного отношения к хлебу
  • формирование навыков работы в команде
  • учить делать выводы, слушать и понимать других;
  • развивать память, внимание и мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени.

 Метапредметные:

Регулятивные: 

  • формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: 

  • находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию; самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные: 

  • составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Тип урока

ОНЗ

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Школа России...