именительный падеж техкарта
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Дата: 04.02.2022
Предмет: русский язык
Класс: 3А
УМК: Школа России
Тема: Именительный падеж имён существительных
Тип урока: ОНЗ
Цель: создание условий для формирования умения распознавать и правильно употреблять в речи имена существительные в именительном падеже
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать имеющиеся знания о падежах имён существительных;
- познакомить учащихся с особенностями именительного падежа;
- формировать умение определять начальную форму имени существительного.
- упражнять учащихся в правописании именительного падежа имени существительных.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, интерес к изучению родного языка, речь детей, мышление, память, внимание, восприятие на слух, умения делать выводы;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся умеют определять именительный падеж имён существительных; правильно пишут окончания имён существительных в именительном падеже.
Метапредметные:
Регулятивные - учащиеся умеют прогнозировать результаты.
Познавательные - учащиеся умеют находить существительные разных склонений; умеют употреблять их в речи.
Логические - учащиеся умеют анализировать объекты с целью выделения признаков; умеют выявлять сходства и различия объектов.
Коммуникативные - учащиеся умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные - учащиеся умеют устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Практикант: Закирова Гузель Насиховна
Методист: Рогова Рамзия Закиевна
Учитель: Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна
Ход урока
Этапы урока и его задачи | Деятельность учителя | Методы и приемы | Деятельность учащихся | Формы организации | Дидактическое оснащение |
I. Мотивация (самоопределе ние) к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу». | - Добрый день, ребята! Меня зовут Гузель Насиховна, и сегодня, урок русского языка у вас проведу я. -Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. - Ребята, закройте глаза, слушайте и повторяйте за мной. -Я внимательный ученик. -Я готов активно работать на уроке. -Я всё могу и всё умею. -Я справлюсь со всеми трудностями. -Вы готовы начать урок? -Тогда начнём! | Побуждающий диалог | Настраиваются на урок. -Закрывают глаза - Я внимательный ученик. - Я готов активно работать на уроке. - Я всё могу и всё умею. -Я справлюсь со всеми трудностями. (произносят хором) -Да,готовы! | Ф | |
II. Актуализация и пробное учебное действие Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащегося. | -Откройте ваши тетради, запишите число и классная работа. -Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы должны записать их у себя в тетрадях через запятую -Работаем у доски по цепочке, остальные записывают в тетрадь. Не забывайте ставить ударение и подчёркивать орфограммы. Самолёт, комната, однажды, кровать, рябина. -Какие слова мы записали? -Что мы должны с ними сделать? -Куда падает ударение? -Верно, молодцы! -Что общего между этими словами? -Верно. Давайте вспомним, что мы знаем про имя существительное. -Что можно определить у имени существительного? -Как по-другому можно назвать изменение по падежам? -Назовите падежи и их вопросы. -А как определить падеж имени существительного? -Молодцы, вы сказали всё правильно. | Грамматико-орфографическое комментирование, имитативный метод | Открывают тетради и записывают число, классная работа Работают у доски и в тетрадях - Словарные - Запомнить их написание. Самолёт - ударение падает на слог с буквой ё. Комната – ударение падает на слог с буквой о. Однажды – ударение падает на слог с буквой а. Кровать – ударение падает на слог с буквой а. Рябина – ударение падает на слог с буквой и. -Это все имена существительные. -Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? -Число, падеж. -Склонение. Им.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? то? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? О чём? -Нужно найти слово, с которым имя существительное связано по смыслу, поставить от него падежный вопрос, по падежному вопросу определить падеж имени существительного. | Ф/И | Презентация |
III. Выявление места и причины затруднения Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся. Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?) | -Прочитайте предложения на экране. Листья медленно падают на землю. Ветер оторвал листья с дерева. Девочка упала в листья. -Какое слово повторяется в каждом предложении? -В каком падеже в каждом предложении стоит слово «листья»? - Как вы определяли? - Какой вопрос задали? -Получается у именительного падежа и винительного есть одинаковый вопрос? -А как их различать? -Сегодня мы обязательно найдём ответ на этот вопрос. | Проблемный диалог | Читают предложения -Листья. -Существительное. -В первом – им.п., во втором – в.п., в третьем – в.п. -По вопросам. -Что? -Да. Затрудняются ответить | Ф | Презентация |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока | -Вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить? -Правильно. -Значит, чему вы сегодня научитесь?
| Беседа, побуждающий диалог | -Об именительном падеже. -Правильно определять именительный падеж имён существительных, находить существительные в именительном падеже в предложениях, различать именительный и винительный падежи. | Ф | Учебник, презентация |
V. Реализация построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. | -Прочитайте стихотворение. Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд, Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы - кто? И что? Ни с кем не спутает никто! -Кто прочитает его ещё раз? -Что такое подлежащее? -Верно. Подлежащее отвечает на такие же вопросы как и существительные именительного падежа. -Прочитайте предложение на экране. Космический корабль отправился на Луну. -Найдите в этом предложении грамматическую основу. -А теперь найдите существительное, которое стоит в именительном падеже. -Что интересного вы заметили. -Верно. Подумайте в парах, какой вывод мы можем сделать. -Давайте откроем учебник на стр.42 и проверим себя. -Прочитайте правило. -Мы оказались правы? -Существительные, которые стоят в именительном падеже являются подлежащими в предложениях. А те существительные, которые стоят в винительном падеже не могут быть подлежащими. -Давайте выполним упр.74. -Нужно списать предложения и вставить пропущенные буквы. Будем работать по цепочке у доски. -Запишите упражнение в тетради. -Не забываем объяснять какие пропущенные буквы вы будете ставить и почему. -Почему Таня пишется с большой буквы? -Подчеркните в каждом предложении существительные в именительном падеже. -Чем все эти слова являются в предложении? -Нужно найти предложениях синонимы. Сначала скажите, что такое синонимы? -Переходим к упр. 75. -Что нужно сделать в упражнении? -Продолжаем работу по цепочке и в тетрадях. -Молодцы, всё правильно. -А теперь немного передохнём. Физкультминутка | Фронтальная дискуссия, подводящий диалог, языковой анализ и синтез, частично-поисковый | Читают стихотворение Один ученик читает стихотворение -Это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? -Корабль отправился. -Корабль. -Подлежащее и существительное в именительном падеже является одним и тем же словом. -Что существительные в именительном падеже являются подлежащими в предложении. -Имена существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими. Ночью(разделительный мягкий знак) был буран. Ветер(словарное слово) гудел в трубе. Жёсткий(непроизносимая согласная) снег(снега, парные согласные) взвивался(взвиться, безударная гласная) вихрем. Утром Таня подошла к окну. Белая вьюга(разделительный мягкий) знак кружила(сочетание жи-ши с буквой и) над деревней. -Потому что это имя. Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем. Утром Таня подошла к окну. Белая вьюга знак кружила над деревней. -Подлежащими. -Слова похожие по смыслу. Синонимы: буран, вихрь, вьюга. -Составить из этих слов предложения и записать их. Подчеркнуть главные члены предложения и указать падеж выделенных имён существительных. 1. Следы (Им.п.) привели охотника на поляну. 2. Под ней разгуливал рябчик(Им.П.). 3. Из-под снега торчали кустики(Им.п.) брусники. 4. Лесной петушок(Им.п.) склёвывал последние ягодки. Выполняют физкультминутку | Ф | Учебник |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия. Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала | -Переходим к упр.76. -Я прочитаю вам стихотворение. -Найдите выделенные слова. Какой частью речи они являются? -Определите падеж у этих имён существительных. -Каким членом предложения являются эти слова? -Всё верно. | Фронтальная дискуссия, грамматико-орфографическое комментирование, частично-поисковый, языковой анализ | Слушают стихотворение -Именем существительным. Денёк(Им.п.) Цветок-огонёк(Им.п.) Лепестки(Им.п.) Зажглись огоньки(И.п.) -Подлежащим. | Ф/И | Учебник |
VII. Самостоятельн ая работа Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет | -А теперь давайте выполним самостоятельную работу. -Определите падеж имён существительных. Играет музыка (___). Лает собака (___) Увидел дерево (___). Выпил молоко (___). Прочитал рассказ (____). Летит самолёт (___). -Давайте проверять. Если нет ошибок, ставьте себе «5». Если есть 1-2 ошибки – «4». Если больше ошибок, ничего не ставьте и будьте внимательны в следующий раз. | Практический, частично-поисковый, наглядный | Выполняют работу Играет музыка (Им.п.). Лает собака (Им.п.) Увидел дерево (В.п.). Выпил молоко (В.п.) Прочитал рассказ (В.п.). Летит самолёт (Им.п.). Смотрят на доску и проверяют работу Оценивают себя и ставят оценку | И | Презентация |
VIII. Включение в систему знаний и повторений Включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | -Давайте повторим, о чём мы сегодня говорили на уроке. -О каком падеже мы сегодня говорили? -На какие вопросы отвечают слова, которые стоят в именительном падеже? -У какого падежа есть похожий вопрос? -Какой вопрос совпадает у этих падежей? -Чем являются существительные именительного падежа в предложении? | Словесный, диалог | -Об именительном падеже. -Кто? Что? -У винительного. -Что? -Подлежащим. | Ф | Презентация |
IX. Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса | - Ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Прочитайте и продолжите эти предложения: Сегодня я узнал(а)… Мне было интересно… Мне было трудно… -Всем спасибо за урок! | Побуждающий диалог, словесный | Продолжают предложения | Ф | Презентация |
Методист: __________
Учитель: __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"
Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...
Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")
Разработка урока в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Упражнение в определении падежей. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.
Упражнение в определении падежей. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном па развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, познакомить с особенностями имените...
Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...
Конспект урока по русскому языку начальная школа. Тема: "Падежи. Именительный падеж"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса, по теме: "Падежи. Именительный падеж"...