Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Баринова Наталья Александровна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.

Задачи урока:

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
  • знать особенности именительного падежа имен существительных;
  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imenitelnyy_padezh_imen_sushchestvitelnyh.docx468.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 «Г» классе на тему:

«Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Дата проведения: 25.10.18 г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.

Задачи урока: 

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
  • знать особенности именительного падежа имен существительных;
  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей.

Познавательные УУД: актуализировать свои знания для решения учебной задачи; формулировать вывод по результатам наблюдений; составлять алгоритм действий при выполнении заданий; умение мыслить логически.

Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; работать в парах при взаимопроверке.

Оборудование: компьютер, передвижная интерактивная доска, ноутбуки для  работы в парах, интерактивный тренажер,  карточки для учащихся, электронный учебник.

Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1. - М.: Академкнига, 2014 г.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, подарите им свои улыбки. Садитесь.

- Урок русского языка. Предлагаю вам начать его с пословицы.  Ребята прочтите пословицу и объясните её значение.

Знание собирается по капле.

- Как вы объясните значение этой пословицы? (Как из капель собирается ручей, а потом река, так из маленького объема/количества знаний/информации получается большой объем, который мы используем в своей жизни)

- Сегодня на уроке я вам желаю пополнить свою реку знаний новыми полезными капельками. А чтобы это произошло нам нужно быть какими? (Внимательными, активными, дисциплинированными, самостоятельными).

За каждое правильно выполненное задание я буду прикреплять к доске капельку знаний. А в конце урока мы посмотрим, какая река у нас получится. В добрый  путь!

  1. Минутка чистописания.

По вашим вопросам, на которые я буду отвечать, догадайтесь соединение каких букв мы будем писать.

(Пример вопросов:

Эта буква обозначает согласный/гласный звук?

Эта буква обозначает 2 звука?

Эта буква обозначает глухой/звонкий звук? и т.д.)

ин

Капелька

  1. Словарная работа

м…лина м…лине м…линовый  м…лину

- Запишите слова, вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.

- Что интересного заметили? (в словах есть сочетание ин)

- Какую букву вставили?

- Найдите лишнее слово (малиновый – прилагательное).

Слово убирается с доски.

- Что общего у всех слов? (это формы слова)

- Чем отличаются? (окончаниями).

- К какой части речи относятся? (Это существительное)

Капелька

  1. Работа по карточкам в парах (Приложение).
  1. - Я предлагаю вам вспомнить, что такое существительное, выполнив задания на карточках синего цвета.

 

Самопроверка. (Доска)

- Встаньте те ученики, кто правильно вставил слова в предложения.

Капелька

 - Что вам известно о падежах? (6, у каждого свой вопрос).

      2. – Ребята, случилась беда: падежи перепутали свои вопросы. Помогите им.

 – Соотнесите с помощью стрелок название падежей с вопросами.

Капелька

5. Постановка учебной задачи. Работа с предложением.

- Составьте из слов предложения. Запишите их в тетрадь.

1 в. В лесу росла душистая малина.

2 в. Белка сушит грибы на ветках.

Ученики составляют предложения на доске.

- Подчеркните основу предложения.

- Что замечаете? В форме какого падежа стоят подлежащие? (В форме именительного падежа)

Капелька

- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Именительный падеж имени существительного)

- Как думаете, над какой темой будем работать?

- Это наше предположение. Проверим, кто был более точен. Откройте учебник на стр. 75.

Работа с учебником (электронный учебник). Читают правило.

- Подтвердились наши предположения?

- Ребята, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить имена существительные в форме именительного падежа)

  1. Работа по теме урока.

- А знает ли кто-нибудь, почему именительный падеж так называют?

- Послушаем ребят, которые узнали об этом.

Почему же именительный падеж так называется?

 История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя».

На русский язык это слово перевели как именительный.  Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Важность именительного падежа в том, что в предложении именно он является одним из главных членов.

- Почему этот падеж назвали именительным?

Капелька

  1. Физ. пауза.

Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, а мальчики на вопрос – что?

Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь. (кто? – 6, что? – 7).

  1. Работа с тренажером (ноутбуки, парная работа)

Пара у доски с похожим заданием.

Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Жесткий снег взвивался вихрем.

 - В каждом предложении подчеркни основу. Определите падеж выделенных слов.

- На какие вопросы отвечает существительное в именительном падеже?

          - Чем является в предложении?

- Есть ли у существительных в форме именительного падежа предлоги?

Капелька

  1. Самостоятельная работа.

Учебник стр. 75, упр. 61.

  1. Итог урока

- Какую тему изучали?

- Какую цель ставили перед собой?

- Достигли цели?

Закончите мою мысль:

Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы…………

Существительное в именительном падеже является в предложении………

У именительного падежа нет …………………………………

  1. Оценка учащихся.

-Ребята, вы все сегодня молодцы. Вы работали активно.

- Отметки я поставлю, проверив вашу самостоятельную работу.

А сейчас послушайте стихотворение-правило про именительный падеж.

- Я Именительный падеж

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? 

Ни с чем ни спутает никто.

- Надеюсь, что вы теперь не спутаете именительный падеж с другими падежами.

12. Рефлексия

- А ещё, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока. У вас на партах лежат капельки. Если у вас хорошее настроение, вы все поняли, то нарисуйте улыбку капельке. Если возникли затруднения, у вас остались какие-то вопросы, то печаль.

Наполните наш «ручеек знаний» своими капельками.

(Ученики прикрепляют капельки к доске).

- Спасибо за урок!

Приложение.

Карточка.  Вставить пропущенные (недостающие слова)                                                             

1. Имя существительное – это ________________________ часть речи, которая обозначает ____________________. В начальной форме отвечает на вопросы ______, ________

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________  имена существительные.    

3.Имена существительные бывают ______________________ рода, ______________________ рода и __________________________ рода.                                                                                                 4. Имена существительные изменяются по ____________________ и по ____________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Урок по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам».Цель: Способствовать формированию первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с на...