Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.
Задачи урока:
- развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
- знать особенности именительного падежа имен существительных;
- формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imenitelnyy_padezh_imen_sushchestvitelnyh.docx | 468.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 «Г» классе на тему:
«Падежи имен существительных. Именительный падеж».
Дата проведения: 25.10.18 г.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.
Задачи урока:
- развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
- знать особенности именительного падежа имен существительных;
- формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей.
Познавательные УУД: актуализировать свои знания для решения учебной задачи; формулировать вывод по результатам наблюдений; составлять алгоритм действий при выполнении заданий; умение мыслить логически.
Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; работать в парах при взаимопроверке.
Оборудование: компьютер, передвижная интерактивная доска, ноутбуки для работы в парах, интерактивный тренажер, карточки для учащихся, электронный учебник.
Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1. - М.: Академкнига, 2014 г.
Ход урока
- Орг. момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, подарите им свои улыбки. Садитесь.
- Урок русского языка. Предлагаю вам начать его с пословицы. Ребята прочтите пословицу и объясните её значение.
Знание собирается по капле.
- Как вы объясните значение этой пословицы? (Как из капель собирается ручей, а потом река, так из маленького объема/количества знаний/информации получается большой объем, который мы используем в своей жизни)
- Сегодня на уроке я вам желаю пополнить свою реку знаний новыми полезными капельками. А чтобы это произошло нам нужно быть какими? (Внимательными, активными, дисциплинированными, самостоятельными).
За каждое правильно выполненное задание я буду прикреплять к доске капельку знаний. А в конце урока мы посмотрим, какая река у нас получится. В добрый путь!
- Минутка чистописания.
По вашим вопросам, на которые я буду отвечать, догадайтесь соединение каких букв мы будем писать.
(Пример вопросов:
Эта буква обозначает согласный/гласный звук?
Эта буква обозначает 2 звука?
Эта буква обозначает глухой/звонкий звук? и т.д.)
ин
Капелька
- Словарная работа
м…лина м…лине м…линовый м…лину
- Запишите слова, вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.
- Что интересного заметили? (в словах есть сочетание ин)
- Какую букву вставили?
- Найдите лишнее слово (малиновый – прилагательное).
Слово убирается с доски.
- Что общего у всех слов? (это формы слова)
- Чем отличаются? (окончаниями).
- К какой части речи относятся? (Это существительное)
Капелька
- Работа по карточкам в парах (Приложение).
- - Я предлагаю вам вспомнить, что такое существительное, выполнив задания на карточках синего цвета.
Самопроверка. (Доска)
- Встаньте те ученики, кто правильно вставил слова в предложения.
Капелька
- Что вам известно о падежах? (6, у каждого свой вопрос).
2. – Ребята, случилась беда: падежи перепутали свои вопросы. Помогите им.
– Соотнесите с помощью стрелок название падежей с вопросами.
Капелька
5. Постановка учебной задачи. Работа с предложением.
- Составьте из слов предложения. Запишите их в тетрадь.
1 в. В лесу росла душистая малина.
2 в. Белка сушит грибы на ветках.
Ученики составляют предложения на доске.
- Подчеркните основу предложения.
- Что замечаете? В форме какого падежа стоят подлежащие? (В форме именительного падежа)
Капелька
- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Именительный падеж имени существительного)
- Как думаете, над какой темой будем работать?
- Это наше предположение. Проверим, кто был более точен. Откройте учебник на стр. 75.
Работа с учебником (электронный учебник). Читают правило.
- Подтвердились наши предположения?
- Ребята, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить имена существительные в форме именительного падежа)
- Работа по теме урока.
- А знает ли кто-нибудь, почему именительный падеж так называют?
- Послушаем ребят, которые узнали об этом.
Почему же именительный падеж так называется?
История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя».
На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Важность именительного падежа в том, что в предложении именно он является одним из главных членов.
- Почему этот падеж назвали именительным?
Капелька
- Физ. пауза.
Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, а мальчики на вопрос – что?
Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь. (кто? – 6, что? – 7).
- Работа с тренажером (ноутбуки, парная работа)
Пара у доски с похожим заданием.
Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Жесткий снег взвивался вихрем.
- В каждом предложении подчеркни основу. Определите падеж выделенных слов.
- На какие вопросы отвечает существительное в именительном падеже?
- Чем является в предложении?
- Есть ли у существительных в форме именительного падежа предлоги?
Капелька
- Самостоятельная работа.
Учебник стр. 75, упр. 61.
- Итог урока
- Какую тему изучали?
- Какую цель ставили перед собой?
- Достигли цели?
Закончите мою мысль:
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы…………
Существительное в именительном падеже является в предложении………
У именительного падежа нет …………………………………
- Оценка учащихся.
-Ребята, вы все сегодня молодцы. Вы работали активно.
- Отметки я поставлю, проверив вашу самостоятельную работу.
А сейчас послушайте стихотворение-правило про именительный падеж.
- Я Именительный падеж
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем ни спутает никто.
- Надеюсь, что вы теперь не спутаете именительный падеж с другими падежами.
12. Рефлексия
- А ещё, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока. У вас на партах лежат капельки. Если у вас хорошее настроение, вы все поняли, то нарисуйте улыбку капельке. Если возникли затруднения, у вас остались какие-то вопросы, то печаль.
Наполните наш «ручеек знаний» своими капельками.
(Ученики прикрепляют капельки к доске).
- Спасибо за урок!
Приложение.
Карточка. Вставить пропущенные (недостающие слова)
1. Имя существительное – это ________________________ часть речи, которая обозначает ____________________. В начальной форме отвечает на вопросы ______, ________
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают ______________________ рода, ______________________ рода и __________________________ рода. 4. Имена существительные изменяются по ____________________ и по ____________________________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему: "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами", 4 класс
Тема "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами"...
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ "КАК ОТЛИЧИТЬ ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ОТ ВИНИТЕЛЬНОГО?" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Урок по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс
Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам».Цель: Способствовать формированию первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с на...