конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку

Куприянова Елена Владимировна

Урок по УМК "Планета знаний", 2 класс. С.Я.Маршак " Чего боялся Петя?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения во  2 классе  по теме

«С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?»

(УМК  Планета знаний)

по учебнику  Э.Э. Кац.

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                               Куприянова Елена Владимировна

                                             

 

коммуникативные УУД:

  •  формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать;
  • формировать умение договариваться, находить общее решение;
  •  развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

личностные УУД:

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  •  осознавать сущность поведения героев;
  •  самостоятельно делать выводы;
  •  соотносить героев с нравственными нормами.

регулятивные УУД: 

  •   самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  •   работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и           познавательной   сущности;
  •   передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в       виде пересказа ( выборочного, краткого);
  •  высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

Тип урока: изучение новой темы.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Литературное  чтение»  Э.Э.Кац,
  •  Карта урока
  • Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе
  • Раздаточный  материал  по  теме  урока

1.Организационный  момент.

         Каждый день всегда везде –

         На уроке и в игре

         Смело, чётко говорим

         И тихонечко сидим

Учитель - Ребята,  какие  задачи  решаем  мы на  каждом  уроке  чтения?

Ученики-

-  выразительное чтение;

- Чтение по ролям;

- Работа с текстом;

- Работа в парах

Учитель – Сегодня эти задачи мы будем решать с помощью нашей почты

(проверяем почтовый ящик, раздаём конверты)

II. Разминка речевого аппарата.

Учитель – Первое - речевая разминка. Возьмите  розовый  лепесток, прочитайте  текст, определите, что  это.(скороговорка).

а) Чтение скороговорки, отработка  произношения.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

(Наклеивают скороговорку на карту)

Учитель: - Давайте работать на уроке так хорошо, чтобы у нас не было таких сорок и соек. А что для этого надо?

б) Чистоговорки.

Ра-ра-ра,  ра-ра-ра

Начинается  игра

Ру-ру-ру,  ру-ру-ру

Ничего я не пойму

Ро-ро-ро,  ро-ро-ро

Ты  подумай  ещё

Рэ-рэ-рэ,  рэ-рэ-рэ

Мне  понятно уже

Ро-ро-ро,  ро-ро-ро

Нам  играть хорошо

Ры-ры-ры,  ры-ры-ры

Фантазёры  мы

3.Работа  по  пройденному  материалу (работа по слайдам)

- Кто такие  фантазёры?

-В каком  произведении  вы познакомились с мальчиками – фантазёрами  на  прошлом  уроке?

-Кто  автор  рассказа «Фантазёры»?(слайд  1- 2)

-Назовите главных  действующих  лиц  в этом  рассказе.

- Кого  из  героев  рассказа нельзя  назвать  фантазёром?  Почему?

-Как  называют  человека,  который  врёт?

-Чем  же  отличается  врун  от  фантазёра?

 Театр  одного  актёра. Выразительное чтение отрывка произведения. (Интонацией  покажите  всех  героев  этого  отрывка).

Чтение  разговора  детей  на  с. 80 – 81.

- Почему  Стасик  и  Мишутка  не  захотели  сидеть  рядом  с  Игорем?

- Согласны  вы  с  ними  или  нет?

 Работа  в парах.

- Возьмите  следующее задание

-Внимательно  прочитайте  задание. Отметьте  буквой «Ф»  словосочетания,  относящиеся  к  фантазёрам,  а  буквой «в» - к  врунам.

(наклеивают на карту)

Задание . (напечатано на листочках, работают парой)

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Зачитывают вслух, делают вывод

Вывод : фантазёры  сочиняют  ради  собственного  удовольствия или  для  того, чтобы  порадовать  других  людей.

- Благодаря  фантазии,  выдумке людей  мы  с  вами  слушаем  прекрасную  музыку,  читаем  замечательные  книги,  смотрим  интересные  фильмы,  пользуемся  компьютером  и делаем  ещё  многое  другое. Фантазёры придумали много интересных упражнений для развития техники чтения как у детей , так и у взрослых.

Физминутка  для  глаз.(Тренинг  по  чтению «фотоглаз»)

4.Вхождение  в  новую  тему.

- Мальчишки – фантазёры придумали  для  вас  слово – перевёртыш. Отгадайте  его:

К  А  Ш  Р А М  (слайд)

Маршак

Знакомство с биографией С.Я Маршака и его книгами. С.Я. Маршак (презентация).

 Выставка  книг  С.Я. Маршака.

С.Я. Маршак – большой  фантазёр. У него есть магическое слово, прочитав  которое у  человека  возникают  неприятные  ассоциации. Вы  найдёте  его на самом маленьком чёрном листочке с заданием. Прочитайте  это  слово  только  глазами.

Т  Е  М  Н  О  Т  А

-Как  вы  чувствуете  себя  в  темноте?

-Почему в темноте страшно?

Ребята ,я вам давала задание нарисовать свой страх, покажите что у вас получилось и расскажите о своём страхе

 ( Ученики рассказывают о своих рисунках 2-3 чел.)

Мы вернёмся ещё к вашим рисункам , а сейчас я хочу познакомить вас с мальчиком Петей

5. Работа  над  стихотворением  С.Я  Маршака  «Чего  боялся  Петя?»

Знакомство  с  книгой (слайд).

- Как  выглядит  мальчик?

- Как  вы  думаете, чего  он  боится?

 Чтение  стихотворения  учителем.

- Так чего  боялся  Петя?

- Почему  он  боялся  темноты?

) –Какую  цель  мы  можем  поставить  перед собою, работая  над  этим  стихотворением?

Цель: разобраться  в  причинах  страха  и  постараться  помочь  мальчику  от  него  избавиться. Учиться голосом передавать  чувства.

 - чтение  текста  глазами;

 -  проверка  восприятия  текста.

Выразительное  чтение  стихотворения.

- Что  чувствует  Петя  в  тёмной  комнате?

- Как  можно  показать  страх  голосом?

(Чтение  стихотворения детьми).

- Был  ли  Петя  трусом?

Физминутка   показать пантомимой-----

-----один пугает, другой испугался, потом поменялись,  потом помирились, улыбнулись

6.Работа  с  содержанием  текста.

-Почему  С.Я. Маршак  в  строчке

«На  дворе  услышал  Петя,

Как  над  ним  смеются  дети…»

написал  слово  дети, а  не  друзья?

(Друзья не смеются над твоими проблемам , всегда  придут  на  помощь .)

7.Развитие  внимания  учащихся  к  переживаниям  Пети, умения  находить  их  причину  и  определять  своё  отношение  к  герою.

Ребята ,я вам давала задание нарисовать свой страх, покажите что у вас получилось и расскажите о своём страхе

 ( Ученики рассказывают о своих рисунках 2-3 чел.)

- Учитель: Ребята, страхи есть у всех. Самое главное – научиться их преодолевать.  Родные и близкие друзья всегда придут  на помощь.

А мы сейчас сами разберёмся со своими страхами и Пете поможем, посмотрите какие картинки у вас в конвертах, с помощью этих ярких рисунков мы изменим ваш рисунок .

(Дети наклеивают смайлики , шарики на свои рисунки)

Посмотрите на свой рисунок, изменился он?

Что изменилось?

8.Знакомство  с  окончанием  стихотворения.

- Ребята,  обратите, пожалуйста,  внимание  на  глагол  в  названии  стихотворения.

-Глагол  «боялся»  прошедшего  времени. Я  открою  вам  секрет:  у  этого  стихотворения  есть  продолжение. Возьмите, пожалуйста,  последний  лепесток,  прочитайте  концовку .

- Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

- Что  же  произошло  в  жизни  мальчика?

-Как  вы  думаете,  помогли  Пете  наши  советы?

9.Чтение  всего  стихотворения  по  слайдам.

- Прочитайте  это  стихотворение  так,  чтобы  было  понятно,  что  Петя  сначала  боялся  темноты, а  теперь – нет.

10. Рефлексия.

А) Вы  помогли  Пете победить  страх и сами научились преодолевать его. Чтобы  это  закрепить  станцуем  «Танец  страхов» из мультфильма «Ничего не страшно».(клип из мультфильма) ( слайд 34)

б)- Удалось  ли  нам  решить  задачи  урока? (слайд)

- Продолжите  предложения….

-Сегодня  на  уроке  я  узнал…

-Я  теперь  понял…

- У  меня  хорошо  получилось…

- Мне  было  интересно…

Выставление оценок

11. Домашнее  задание.(слайд)

*  выразительное чтение стихотворения

*  подготовить  сообщение об  А.Л. Барто;

*  принести  любимые  книги  А.Л. Барто.

                             

- Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

- Нет,- сказал он,- я не трус!

Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя

Не ложился спать при свете.

Чемоданы и штаны

Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,

Спать не следует при свете.

Для того чтоб видеть сны,

Лампы вовсе не нужны!

- Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

- Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

- Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

- Нет,- сказал он,- я не трус!
Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!

Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Задание 1.

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

ТЕМНОТА

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой

Врать,  обманывать,  выдумывать,  клеветать,  лгать,  изобретать,  фантазировать.

Врать,  обманывать,  выдумывать,  клеветать,  лгать,  изобретать,  фантазировать

Врать,  обманывать,  выдумывать,  клеветать,  лгать,  изобретать,  фантазировать

Врать,  обманывать,  выдумывать,  клеветать,  лгать,  изобретать,  фантазировать

Врать,  обманывать,  выдумывать,  клеветать,  лгать,  изобретать,  фантазировать

Врать,  обманывать,  выдумывать,  клеветать,  лгать,  изобретать,  фантазировать

                                 

                             

 



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Роль прилагательного в речи»

Цель урока: Цель: Создать условия для формирования универсальных учебных умений.

Познавательные УУД:

  1. Выделять существенную информацию из текста, структурировать эту информацию.
  2. Выдвигать аргументы и обосновывать их.
  3. Осуществлять анализ текста с целью соотнесения нового и известного знания.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать собеседника, понимать содержание его высказывания.
  2. Осознанно строить собственное речевое высказывание.
  3. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
  2. Уметь слушать и действовать в соответствии с целевой установкой.
  3. Осуществлять само и взаимоконтроль.
  4. Обнаруживать отклонения от эталона.
  5. Формировать нравственно-этическую ориентацию:принимать и уважительно относиться к требованию учителя.

Предметные знания и умения:

  1. Помочь учащимся сделать выводы о роли имени прилагательного в речи.
  2. Совершенствовать умение использовать имена прилагательного в речи.
  3. Обогатить речь учащихся именами прилагательными.
  4. Совершенствовать умение грамотно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
  5. Актуализировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»:вопрос, общее лексическое значение, связь с существительным.

Задачи:

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи, дать представление о том, какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке.

Развивающие: развивать память (слуховую, образную, зрительную);развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

План урока

1.Организация позитивной мотивации учащихся

2.Проблемная ситуация

3. Актуализация знаний учащихся по теме

4.Формулирование темы урока

5. Организация микроисследования

- эпитеты

- синонимы

- антонимы

6. Систематизация знаний (ИД)

7. Самооценка, самоконтроль

8. Рефлексия

                             Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Поздоровайтесь с гостями, которые пришли к нам на урок.

- Придумано кем- то просто и мудро:

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

«Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!»

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера!

- Меня зовут Елена Владимировна.

Я проведу у вас урок русского языка.

Актуализация знаний.

- Известный писатель К. Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса».

- Ребята, как вы думаете, о каких чудесах говорил автор?(Ответы детей)

Конечно, произведения известных поэтов и писателей можно назвать настоящим чудом.

- Так как я шла к вам на урок говорить о чудесах русского языка, настроение у меня было такое праздничное, яркое, что мне захотелось поделиться им с вами.

- Я приготовила для вас картину своего любимого художника

Сейчас я вам её покажу.

Проблемная ситуация.

- Но, странно, ребята, картина здесь открывается только в чёрно-белом цвете.

Скажите, появится ли от такой картины праздничное настроение? (Ответы детей)

- А чего не хватает этой картине? (Ответы детей)

А какие могут быть цвета на этой картине, как вы думаете? (Ответы детей)

Молодцы!

- К какой части речи относятся те слова, которые вы сейчас называли? (Ответы детей)

Как вы это определили? (Ответы детей)

Что вы уже знаете об имени прилагательном? (Ответы детей)

Для чего нам нужны прилагательные? (Ответы детей)

(Открыть первую картинку)

- Ребята, вы молодцы!

Посмотрите, что произошло с картиной.

Вот и первые чудеса, которые начали происходить благодаря вашим ответам, вашей активной работе на уроке.

Формулирование темы урока.

- Давайте сформулируем тему урока.

(Роль прилагательного в речи + плакат + открывается НЕБО на картинке по щелчку мыши)

- Посмотрите, ребята, что ещё появилось на картине. (Ответы детей)

  Что вы можете о нём сказать? (Ответы детей)

Ребята, художнику достаточно нескольких красок, чтобы нарисовать небо.

А чем пользуются писатели и поэты, чтобы показать нам в своих произведениях красоту неба? (Ответы детей)

(Чит стих)   Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

- Это отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. «Зимняя дорога»

Я не зря выбрала стих А. С. Пушкина.

Сегодня, 10 февраля, День памяти Пушкина. Поэт умер 10 февраля 1837 года.

  - В своих произведениях поэт использует средства художественной изобразительности, которые называются ЭПИТЕТЫ.

Найдите в словаре значение слова «эпитет», прочитайте.

( Дети читают по памяти отрывки из стих Пушкина, Бальмонта)

Организация микроисследования (раб в группах).

- Давайте выполним первое задание на ваших рабочих листах.

Запишите число.

- Кто запомнил, что связано с датой 10 февраля? (Ответы детей)

Молодцы!

- Выполните это задание, пользуясь словарём эпитетов.

Запишите столько эпитетов, сколько человек у вас в группе. (Ответы детей)

(Открывается картинка)

- Какие вы молодцы!

Хорошо поработали, можно и отдохнуть.

- Следующее задание вы себе сами поймаете.

Я буду называть слова, а вы будете выпрыгивать и ловить только имена прилагательные.

Как вы определите, какое слово нужно ловить, а какое нет? (Ответы детей)

Ребята, самое главное, вы должны запомнить те слова, которые поймаете и записать потом их на своих листах.

Физминутка

(Мельница, мокрое, летать, бежать, холодное, ночь, сухая)

Запишите прилагательные, которые поймали.

(Гриб, грибник, грибной, лес, лесник, лесной, лиса, золотой, дорогой)

Запишите.

Систематизация знаний учащихся по теме.

- Ребята, посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить эти слова? Почему? (Ответы детей –антонимы, синонимы)

- Что такое АНТОНИМЫ? (Ответы детей)

- Что такое СИНОНИМЫ? (Ответы детей)

(Открывается картинка)

- Молодцы! Справились ещё с одним заданием.

- В русском фольклоре прилагательные -антонимы часто используют в пословицах и поговорках.

- Выполните следующее задание на листах.

Подчеркните только те пословицы, в которых встречаются прилагательные-антонимы.

Объясните смысл одной пословицы.

(Картинка открылась.)

- Выполнив следующее задание, вы сможете ответить, для чего в речи нужны синонимы.

Выполните задание №4.

(Читают два ученика: первый как было, второй – как стало.)

А для чего нужны синонимы? (Ответы детей)

Учитель обобщает

- Прилагательные-синонимы нужны в речи для выразительности, разнообразия. Делают нашу речь ярче, точнее.

- Посмотрите, ребята, наша картина почти готова.

Это значит, вы очень хорошо работаете.

Нам остался ещё один фрагмент.

- Может вы уже догадались, что за растение нарисовано на этой картине?

Не получается.

Придётся выполнить ещё одно задание

Я хочу, чтобы вы нарисовали животное, у которого есть уши, лапы хвост и тело покрыто шерстью. (Сам раб №5 – рис)

Какое животное у вас получилось?9ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Ребята, а я загадывала вот какокого зверька( фото лемура)

- Для чего нужны были прилагательные в этом задании? (Ответы детей)

- (Вывод)

- Имена прилагательные  здесь нужны были для более точного описания предмета.

(Открывается картина)

- Ребята, какие вы молодцы! Вы совершили настоящее чудо. Эти цветы называются ЛАВАНДА.

Цвет, который использовал художник, называется синий или сиреневый.

- Художники, создавая картины, используют краски, а поэты и писатели – используют средства художественной изобразительности.

О каких  средствах художественной изобразительности мы сегодня говорили? (Ответы детей – синонимы, антонимы, эпитеты)

- Давайте вспомним о чём мы говорили на уроке и с помощью интерактивной доски составим кластер на тему «Роль имени прилагательного в речи».

- Ребята, вы такие молодцы, с вами было очень интересно работать.

  Мы успели выполнить все задания.

  Мы совершили главное чудо – получили новые знания по русскому языку.

Самоконтроль, самооценка, рефлексия.

- Ответьте на вопросы

(Рефлексия)(Оценивание)

- Ребята, вы можете расшифровать эту надпись?

- Я люблю русский язык!(Ответы детей)

- Ребята, это самое лучшее признание , которое может услышать учитель на своём уроке! С вами было очень интересно работать!

  (Хором признания)

  (Подарки)

Тема: «Роль им прил в речи»

Цель: дать представление о роли прилагательных в речи.

Задачи:

Воспитательныесоздать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи, дать представление о том, какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке.

Развивающие: развивать память (слуховую, образную, зрительную);развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Считаю, что поставленная цель была реализована в ходе урока.

Запланированы были следующие виды деятельности:

Мотивация

Актуализация

Создание проблемной ситуации

Систематизация

Самоконтроль и самооценка

Рефлексия.

Все, заявленные виды деятельности удалось удержать в ходе урока.

Цель урока определялась в рамках использования технологии развивающего обучения, на применение которойориентирован УМК «Школа 2100».

Считаю, цель урока была определена правильно.

Выбранные формы, методы и приёмы считаю оптимальными для реализации поставленных цели и задач урока.

Однако, временное соотношение частей урока не было оптимальным.

 На уроке были использованы приёмы, направленные на развитие памяти учащихся, приёмы, формирующие навык самоконтроля.

Сквозь волнистые туманы

   Пробирается луна.

   На печальные поляны

   Льёт печально свет она.

МЕЛЬНИЦА

МОКРЫЙ

ЛЕТАТЬ

БЕЖАТЬ

ХОЛОДНЫЙ

НОЧЬ

СУХОЙ

ГРИБНИК ГРИБ

ГРИБНОЙ

ЛЕС

ЛЕСНИК

ЛЕСНОЙ

ЛИСА ЗОЛОТОЙ

ДОРОГОЙ



Предварительный просмотр:

_________февраля.

Кла ..  ная    р. бота.

№1. Найди в словаре значение слова эпитет. Подбери эпитеты  к слову НЕБО    

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2.  Запишите прилагательные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какие группы можно объединить слова

____________________________________               _____________________________

____________________________________              ______________________________

 № 3 . Подчеркните те пословицы, в которых есть прилагательные-антонимы:

Глупый только свистнет, а умный уж и смыслит.

Нет худа без добра.

Сытый голодного, а богатый бедного не знает.

Бог дал родню, а черт вражду.

 № 4.  Прочитайте. Найдите повторяющиеся слова. Замените подходящими синонимами из словаря.

Ребята, вы такие хорошие! Вы так хорошо работали! У нас такой хороший урок был!

№ 5. Нарисуйте животное, у которого есть лапы, уши, хвост и тело покрыто шерстью.

Понравился урок?_________________________________________________

Что нового узнали?_______________________________________________

Что вы сможете дома рассказать?________________________________

________________________________________________________________

Какое настроение после урока?_____________________________________

Толковый словарь

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Синонимы  — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие  близкое лексическое значение.

Эпитет – образное художественное определение предмета, явления или понятия. Эпитеты украшают нашу речь, придают ей больше ярких красок и образов.

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Словарь эпитетов

Хороший - замечательный, пригодный, интересный, неиспорченный, удовлетворительный,

славный, прекрасный,

безупречный, путный.

Большой - огромный, бескрайний, мощный, гигантский, крупный, высокий.

Чудесный - замечательный, великолепный, незабываемый, отличный, красивый, изумительный, поразительный.

Яркий - сочный, насыщенный, красочный, эффектный, живописный,

ослепительный, выразительный.

.

Бедный - богатый, состоятельный, обеспеченный;

 

бездарный - одарённый, даровитый, талантливый, способный;

бестолковый - толковый, понятливый, сообразительный;

вежливый - невежливый, неучтивый, некорректный, резкий, грубый, некультурный;

добрый – злой, жестокий, бессердечный, плохой, дурной, худой, сердитый, скверный.

Небо - безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое, необъятное,  низкое, безоблачное, лазурное, прозрачное, влажное, морозное, студёное, прозрачно-голубое;

Снег - алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий, темный, тусклый, чистый, яркий, влажный, вьюжный, вязкий, гиблый, глубокий, густой, дряблый, жгучий, жесткий, затверделый.

Зима - белоснежная, бесснежная, лихая, крепкая, морозная, свирепая, лютая, мягкая, непостоянная, туманная, серебряная, седая, ледяная, запоздалая, преждевременная, сверкающая, веселая, искрящаяся, звонкая.

Пейзаж – удивительный, чудесный изумительный, замечательный, роскошный, блистательный, величественный, восхитительный, дивный поразительный, потрясающий, красивый, прелестный, сказочный, чудный фантастический, лирический, романтический, исторический, героический, идиллический, спокойный, земной, альпийский.

_________февраля

Кла. . ная    р .бота.

№1. Найди в словаре значение слова эпитет. Подбери эпитеты  к слову СНЕГ    

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2.  Запишите прилагательные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какие группы можно объединить слова

____________________________________               _____________________________

____________________________________              ______________________________

 № 3 . Подчеркните те пословицы, в которых есть прилагательные-антонимы:

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Нет худа без добра.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

 № 4.  Прочитайте. Найдите повторяющиеся слова. Замените подходящими синонимами из словаря.

Сегодня такой чудесный день! Заканчивается наш чудесный урок! В этом классе учатся самые чудесные дети!

№ 5. Нарисуйте животное, у которого есть лапы, уши, хвост и тело покрыто шерстью.

__________________________________________________________________________

Понравился урок?______________________________________________

Что нового узнали?_____________________________________________

Что вы сможете дома рассказать?______________________________  

______________________________________________________________

Какое настроение после урока?__________________________________

Толковый словарь

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Синонимы  — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие  близкое лексическое значение.

Эпитет – образное художественное определение предмета, явления или понятия. Эпитеты украшают нашу речь, придают ей больше ярких красок и образов.

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Словарь эпитетов

Хороший - замечательный, пригодный, интересный, неиспорченный, удовлетворительный,

славный, прекрасный,

безупречный, путный;

Большой - огромный, бескрайний, мощный, гигантский, крупный, высокий;

Чудесный - замечательный, великолепный, незабываемый, отличный, красивый, изумительный, поразительный;

Яркий - сочный, насыщенный, красочный, эффектный, живописный,

ослепительный, выразительный.

.

Бедный - богатый, состоятельный, обеспеченный;

 

бездарный - одарённый, даровитый, талантливый, способный;

бестолковый - толковый, понятливый, сообразительный;

вежливый - невежливый, неучтивый, некорректный, резкий, грубый, некультурный;

добрый – злой, жестокий, бессердечный, плохой, дурной, худой, сердитый, скверный.

Небо - безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое,  необъятное,  низкое, безоблачное, лазурное, прозрачное, влажное, морозное, студёное, прозрачно-голубое.

Снег - алмазный, белый, блестящий, голубой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий, тусклый, чистый, яркий, влажный, вьюжный, вязкий, глубокий, густой, дряблый, жгучий, жесткий, затверделый.

Зима - белоснежная, бесснежная, лихая, крепкая, морозная, свирепая, лютая, мягкая, непостоянная, туманная, серебряная, седая, ледяная, запоздалая, преждевременная, сверкающая, веселая, искрящаяся, звонкая.

Пейзаж – удивительный, чудесный, изумительный, замечательный, блистательный, бесподобный, роскошный, величественный, восхитительный, дивный, поразительный, потрясающий, красивый, прелестный, сказочный, чудный, фантастический, лирический, романтический, исторический, героический, идиллический, спокойный, земной, альпийский.

_________февраля

Кла ..  ная    р. бота.

№1. Найди в словаре значение слова эпитет. Подбери эпитеты  к слову ЗИМА    

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2.  Запишите прилагательные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какие группы можно объединить слова

____________________________________               _____________________________

____________________________________              ______________________________

 № 3 . Подчеркните те пословицы, в которых есть прилагательные-антонимы:

Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает.

Нет худа без добра.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

На большой каравай рот не разевай.

 № 4.  Прочитайте. Найдите повторяющиеся слова. Замените подходящими синонимами из словаря.

Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.

№ 5. Нарисуйте животное, у которого есть лапы, уши, хвост и тело покрыто шерстью.

__________________________________________________________________________

Понравился урок?______________________________________________

Что нового узнали?____________________________________________

Что вы сможете дома рассказать?______________________________  

_____________________________________________________________

Какое настроение после урока?__________________________________

Толковый словарь

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Синонимы  — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие  близкое лексическое значение.

Эпитет – образное художественное определение предмета, явления или понятия. Эпитеты украшают нашу речь, придают ей больше ярких красок и образов.

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Словарь эпитетов

Хороший - замечательный, пригодный, интересный, неиспорченный, удовлетворительный,

славный, прекрасный,

безупречный, путный.

Большой - огромный, бескрайний, мощный, гигантский, крупный, высокий.

Чудесный - замечательный, великолепный, незабываемый, отличный, красивый, изумительный, поразительный.

Яркий - сочный, насыщенный, красочный, эффектный, живописный,

ослепительный, выразительный.

.

Бедный - богатый, состоятельный, обеспеченный;

 

бездарный - одарённый, даровитый, талантливый, способный;

бестолковый - толковый, понятливый, сообразительный;

вежливый - невежливый, неучтивый, некорректный, резкий, грубый, некультурный;

добрый – злой, жестокий, бессердечный, плохой, дурной, худой, сердитый, скверный.

Небо - безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое,  необъятное,  низкое, безоблачное, лазурное, прозрачное, влажное, морозное, студёное, прозрачно-голубое.

Снег - алмазный, белый, блестящий, голубой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий, тусклый, чистый, яркий, влажный, вьюжный, вязкий, глубокий, густой, дряблый, жгучий, жесткий, затверделый.

Зима - белоснежная, бесснежная, лихая, крепкая, морозная, свирепая, лютая, мягкая, непостоянная, туманная, серебряная, седая, ледяная, запоздалая, преждевременная, сверкающая, веселая, искрящаяся, звонкая.

Пейзаж – удивительный, чудесный, изумительный, замечательный, блистательный, бесподобный, роскошный, величественный, восхитительный, дивный, поразительный, потрясающий, красивый, прелестный, сказочный, чудный, фантастический, лирический, романтический, исторический, героический, идиллический, спокойный, земной, альпийский.

                                                             _________февраля.

Кла.. ная    р.бота.

№1. Найди в словаре значение слова эпитет. Подбери эпитеты  к слову ПЕЙЗАЖ  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2.  Запишите прилагательные

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какие группы можно объединить слова

____________________________________               _____________________________

____________________________________              ______________________________

 № 3 . Подчеркните те пословицы, в которых есть прилагательные-антонимы:

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

Повторенье – мать ученья.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Старый друг, лучше новых двух.

 № 4.  Прочитайте. Найдите повторяющиеся слова. Замените подходящими синонимами из словаря.

Художник нарисовал яркую картину. Яркие краски создают яркое настроение.

№ 5. Нарисуйте животное, у которого есть лапы, уши, хвост и тело покрыто шерстью

__________________________________________________________________________

Понравился урок?______________________________________________

Что нового узнали?____________________________________________

Что вы сможете дома рассказать?______________________________  

_____________________________________________________________

Какое настроение после урока?__________________________________

                                                     

Толковый словарь

Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение.

Синонимы  — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие  близкое лексическое значение.

Эпитет – образное художественное определение предмета, явления или понятия. Эпитеты украшают нашу речь, придают ей больше ярких красок и образов.

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Словарь эпитетов

Хороший - замечательный, пригодный, интересный, неиспорченный, удовлетворительный,

славный, прекрасный,

безупречный, путный.

Большой - огромный, бескрайний, мощный, гигантский, крупный, высокий.

Чудесный - замечательный, великолепный, незабываемый, отличный, красивый, изумительный, поразительный.

Яркий - сочный, насыщенный, красочный, эффектный, живописный,

ослепительный, выразительный.

.

Бедный - богатый, состоятельный, обеспеченный;

 

бездарный - одарённый, даровитый, талантливый, способный;

бестолковый - толковый, понятливый, сообразительный;

вежливый - невежливый, неучтивый, некорректный, резкий, грубый, некультурный;

добрый – злой, жестокий, бессердечный, плохой, дурной, худой, сердитый, скверный.

Небо - безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое,  необъятное,  низкое, безоблачное, лазурное, прозрачное, влажное, морозное, студёное, прозрачно-голубое.

Снег - алмазный, белый, блестящий, голубой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий, тусклый, чистый, яркий, влажный, вьюжный, вязкий, глубокий, густой, дряблый, жгучий, жесткий, затверделый.

Зима - белоснежная, бесснежная, лихая, крепкая, морозная, свирепая, лютая, мягкая, непостоянная, туманная, серебряная, седая, ледяная, запоздалая, преждевременная, сверкающая, веселая, искрящаяся, звонкая.

Пейзаж – удивительный, чудесный, изумительный, замечательный, блистательный, бесподобный роскошный, величественный, восхитительный, дивный, поразительный, потрясающий, красивый, прелестный, сказочный, чудный, фантастический, лирический, романтический, исторический, героический, идиллический, спокойный, земной, альпийский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...