Конспект урока 4 класс. Русский язык. Неопределенная форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Антошкина Нина Александровна

Разработка урока для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nf_glagola.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1 СТ. ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 А КЛАССЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Тема «Неопределенная форма глагола»

Разработала учитель начальных классов

Антошкина Нина Александровна

14.03.2023 г.

Тип: изучение нового

Цели:

- научить определять в речи глаголы в неопределенной форме

- развивать УУД, моторику, психические процессы, речь

- воспитывать уважение, любовь к предмету.

Оборудование: картинки.

Орг. Момент. Приветствие, настрой.

Речевая разминка.

Работа в речевом уголке. (дежурный указывает указкой, проговаривает, все повторяют)

Дыхание: пропеть гласные с разной высотой, пропеть фразу на одном дыхании.

Дикция: ПРОГОВОРИ БЕЗ ГОЛОСА. ЗАТЕМ С ГОЛОСОМ. ПОТОМ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ.

Россия – Родина моя. Народов много, а страна одна.

Слово:  раздели слова для переноса

Предложение: Замени слово родина местоимениями (ЗАДАНИЕ НА НЕДЕЛЮ)

У каждого человека есть родина. Родина бывает большой и малой. У родины есть символы: флаг, герб, гимн. Символы родины нужно чтить и беречь.  Если ты любишь родину, то будешь ею интересоваться. Тот, кто любит родину, не станет мусорить, вредить, а будет хранить свой родной язык, изучать истою и гордиться достижениями сородичей.

На какую тему задания в речевом уголке? (о родине)

Что такое родина? (ответы детей)

Родина – от слова РОД.

Род – это семья.

Родина, где я рожден,

Где моя семья.

Надо нашу Родину

Уважать, любить,

Защищать, заботиться

И благодарить.

Если мы открытие

Сделаем с тобой,

Улыбнется Родина –

Это мой герой.

Это стихотворение 2 классника Воробьева Александра из г. Тула.

Много ли открытий сделали русские люди, которыми мы гордимся?

Какие открытия можете делать вы? ( ежедневные на уроках)

Чтобы совершать открытия, нужно иметь базу знаний.

Кто на вопрос мой отвечает, тот тетрадку получает. (добиваться развернутых ответов)

-Что такое глагол?

-Каким членом предложения является?

-Как он изменяется?

-Как определить время глагола?

-По какому суффиксу можно определить прошедшее время глаголов?

-Как пишем не с глаголами?

-Приведи пример глагола в настоящем времени.

-В прошедшем времени.

-В будущем времени.

-Образуй глагол от слова ОБЕД.

Получившие тетрадь, записывают число. Отрабатывают каллиграфию на индивидуальных карточках.

Какое слово получилось в последнем вопросе? (обедать)

Определите в каком числе и времени стоит этот глагол. Не можете?

Вот вы и сделали первое открытие. Если у глагола невозможно определить число и время, то он стоит в неопределенной форме. На малую доску вешаю карточку

Это тема нашего урока. Запишите.

Как вы думаете, почему в минутке чистописания такие буквосочетания?

На доске написано:  C:\Users\Пользователь\Desktop\1678446622593.jpg

Это суффиксы глаголов неопределенной формы. Во и второе открытие.

У глаголов в Нф суффиксы -ть, -ти. На доску карточку

Пропишите минутку чистописания, соблюдая 3 правила: наклон, высота, расстояние.

На какой вопрос отвечают глаголы с суффиксами ти, ть?

Вот третье открытие. На доску карточку.

Сделаем вывод.

А теперь откроем учебники (Учебник Т.Г.Рамзаевой) на с.69

Какой вывод дает нам учебник, согласен он с нашими открытиями?

Первичное закрепление

Закрываю доску с карточками. Открываю доску с пропущенными словами. Задание на минуту: переписать, вставляя пропущенные слова.

ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ОТВЕСАЮТ НА ВОПРОСЫ_______________, ИМЕЮТ СУФФИКСЫ ____, ____,. У ТАКИХ ГЛАГОЛОВ НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ________И_______.

 Взаимопроверка. Общая проверка.

Продолжаем совершать открытия.

Физминутка.

Открываем и закрываем глаза под счет. Затем рот. Потом и рот и глаза.

1 открыть

2 закрыть

Какие слова были в неопределенной форме? (открыть, закрыть)

Словарная работа.

Какое открытие можно сделать в словаре?

На доске: Словарь:

По желанию один ученик у доски записывает словарные слова, превращая их в глаголы в неопределенной форме. Указываем орфограммы, суффиксы ть, ти.

Путешествие-путешествовать, завтрак – завтракать, победа - победить, ужин-ужинать, обед – обедать.

Что означает слово ужин сегодня? А раньше? (трапеза в полдень, когда солнце на юге)

Что означает слово обед сейчас?  А раньше? Где можем узнать? (из интернета или этимологического словаря). Ученик зачитывает информацию: в древности слово обед означало не саму трапезу днем, а время до и после еды. Слово образовалось от корня –ед- при помощи приставки об-.

Какое открытие вы сделали. Что узнали?

Закрепление.

Приготовьте ладошки. Хлопните, когда услышите глагол в неопределенной форме. Учитель читает текст у. 416.

Что вам помогало определить нужный глагол? (вопросы, суффиксы)

Какое открытие совершил А.Ф. Можайский? Вы об этом раньше знали? Это и для вас сегодня открытие. Вывешиваю портрет А.Ф.Можайского.

Запишем упражнение 416 в тетрадь по заданию на доске. Выписать глаголы в неопределенной форме в строчку, через запятую.

Кто выполнил раньше других, встает около своего места, делает самомассаж пальцев рук и кистей, повторяет определение глаголов в неопределенной форме.

Фронтальная проверка.

Вспомните, ребята, что такое антонимы.

Кто называет антоним, получает карточку.

Строить, соединять, увеличивать, улучшать, спрашивать, продавать, веселиться, ругать, выйти, встать, говорить.

Задание на карточке:

Зачеркни лишний глагол. Объясни свой выбор.

Ходить, ходил, приходить.

Ищет, думать, писать.

Найти, спасти, нарисую.        

Итог.

Что вы сегодня узнали, какие открытия совершили?

Были ли сложности? В чём?

 Домашнее задание. Упр.417

Примечание. В течение всего урока следить за звукопроизношением, оказывать индивидуальную помощь при формулировании ответов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс

Конспект урока по русскому языку " Неопределенная форма глагола" 3 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола».

Конспект урока по русскому языку: «Неопределенная форма глагола»....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного вида ( УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Неопределенная форма глагола совершенного и несовершенного видаЦели деятельности учителя: формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида...

Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» (УМК Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с неопределенной формой глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты:Предметные: знать понятие неопределе...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока на тему: "Неопределенная форма глаголов" предназначен для учеников 4 класса....