Конспект урока по русскому языку в 3 классе. "Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным, формирование орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.1 КБ |
imya_prilagatelnoe.pptx | 589.44 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 12.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Класс: 3 класс
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, о его роли в речи и правописания.
Задачи:
Создать условия для развития УУД:
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, практическая работа.
Личностные:
- формировать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка;
- развивать способность к самоконтролю;
-развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
-уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с целью выделения их признаков.
Коммуникативные УУД:
-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Психологический настрой
-Ребята, коснитесь ладошками друг друга. Дайте друг другу тепло своего сердца. Дайте надежду на то, что сегодня у нас все получится.
III. Оформление тетради
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, месяц и «Классная работа»
Каллиграфическая минутка
Как всегда, несколько минут на уроке мы уделим чистописанию.
ая яя
ое ее
ой ий ый
-Что заметили?
Мы вспомнили окончания имён прилагательных единственного числа.
-С какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?
IV. Постановка цели урока.
-Сегодня у нас очень важный урок. Сегодня нам предстоит обобщить сведения об имени прилагательном, изученные в 3 классе. Что вы можете рассказать об имени прилагательном?
Восстановите определение имени прилагательного как части речи.
Чтение правила на с. 76.
-Откройте учебник на с. 76 и проверьте себя, правильно ли вы восстановили определение данной части речи.
V. Работа по теме
1. Словарная работа: “Угадай существительное”
По предложенным именам прилагательным – признакам угадайте имя существительное – предмет, с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите существительные, обозначьте орфограмму:
(На доску вывешиваю карточки с именами прилагательными):
а) Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
б) Сладкий, яблочный, горячий …(пирог)
в) Вкусное, парное, коровье …(молоко)
г) Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …(корабль)
д) Ежедневная, свежая, интересная …(газета).
-С какой целью используются в речи имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные описывают предмет, обозначают признаки предметов. Они могут обозначать разные признаки предметов: форму, цвет, вкус, запах, размер, материал, настроение, характер, принадлежность.
2. Работа по группам
I группа
Распределите и запишите данные словосочетания в две группы. Назови каждую группу, выдели окончания.
Новые тетради, свежий сыр, глубокое озеро, большие города, трудные загадки, вечерняя заря, приятное лицо, искреннее слово, сухие кустарники, спелое яблоко.
Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам. Число имен прилагательных определяется по числу имен существительных.
II группа
Распределите и запишите данные словосочетания в три группы. Допиши окончания. Назови каждую группу.
Дубов… кресло, тяжёл… ноша, грозов… облако, беспечн... ребёнок, лесн… зверь, ярк... картинка, стар… забор, высок… крыльцо, пуст… стакан, интерес… книга.
Вывод: Имена прилагательные изменяются по родам. Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных.
-Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
-Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)
III группа
Вставьте пропущенные буквы.
И.п. огромн… зимн... бассейн
Р.п. огромн... зимн… бассейн…
Д.п. огромн... зимн… бассейн…
В.п. огромн… зимн.. . бассейн...
Т.п. огромн… зимн… бассейн…
П.п. огромн… зимн.. . бассейн…
Вывод: Имена прилагательные изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж имени прилагательного? Имя прилагательное стоит в том же падеже, что и имя существительное.
Чтение правила на с. 77
-Откройте учебник на с. 77 и проверьте себя, правильные ли выводы вы сделали.
VI. Физминутка
– Если вы услышите прилагательное, то сделайте хлопок.
Наступила долгожданная Волшебница-зима. Она покрыла снежным белым зимним покрывалом поля, луга, леса. Берёза принарядилась в блестящую шаль. Пеньки нарядились в роскошные папахи. Сосенки оделись в серебряные платочки, а ёлочки стоят в кокетливых шапочках. Зимой в лесу очень много чудес. Когда снег покрывает пеньки и деревья, тогда можно разглядеть различные фигуры животных. Трусливые зайцы спрятались в кустах, а пушистые белки прыгают по ветвям деревьев. В лесу можно увидеть следы людей или животных. Глубокий снег мягкий, как лебяжий пух. Даже жалко идти по нему.
Замечательная у нас природа! Разве можно не любить её?
VI. Закрепление
Творческая работа
Какое ___________________ утро! _______________ снег блестит на земле. ______________ ветерок шумит над деревьями. На ________ ветках ели висят шишки. Утром воздух ________________ и ___________________.
Зачитывается 2-3 текста.
- Для чего нужны в речи имена прилагательные?
Вывод: в речи имена прилагательные нужны чтобы точно описать предмет, назвать его признаки, чтобы наша речь была красивой, богатой, выразительной
Синтаксический разбор предложения
Белый снег блестит на земле.
VII. Контрольный тест
1. Что такое имя прилагательное?
а) Слово.
б) Часть речи.
в) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное.
б) Глагол
в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом.
б) С именем существительным
в) С местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
а) главным
б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
1) замечаешь
2) оранжевый
3) насекомое
4) рукоятка
5) великий
6) сказуемое
7) любимый
8) смолистый
9) больше
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.
IX. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистописание: ая яя ое ее ой ий ый
Угадай существительное. а) Прекрасная, солнечная, морозная погода . б ) Сладкий, яблочный, горячий пирог . в) Вкусное, парное, коровье молоко . г) Быстроходный, белоснежный, двухпалубный корабль . д ) Ежедневная, свежая, интересная газета .
Вывод: имена прилагательные описывают предмет, обозначают признаки предметов. Они могут обозначать разные признаки предметов: форму, цвет, вкус, запах, размер, материал, настроение, характер, принадлежность.
Творческая работа. Какое ___________________ утро! _______________ снег блестит на земле. ______________ ветерок шумит над деревьями. На ________ ветках ели висят шишки. Утром воздух ________________ и ___________________.
Контрольный тест. 1. Что такое имя прилагательное? а) Слово. б) Часть речи. в) Часть предложения. 2. Имена прилагательные отвечают на вопросы... а) Какой? какая? какое? какие? б) Кто? что? в) Что делает? что сделает? 3. Какая часть речи обозначает признак предмета? а) Имя существительное. б) Глагол в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное ? а ) С глаголом. б) С именем существительным в) С местоимением 5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное? а) Главным б) Второстепенным 6. Укажите имена прилагательные 1) замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое 4) рукоятка 5) великий 6) бежит
Проверка. 1. Что такое имя прилагательное? а) Слово. б) Часть речи. в) Часть предложения. 2. Имена прилагательные отвечают на вопросы... а) Какой? какая? какое? какие? б) Кто? что? в) Что делает? что сделает? 3. Какая часть речи обозначает признак предмета? а) Имя существительное. б) Глагол в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное? а ) С глаголом. б) С именем существительным в) С местоимением 5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное? а) Главным б) Второстепенным 6. Укажите имена прилагательные 1) замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое 4) рукоятка 5) великий 6) Бежит 1 ошибка – «4» балла 2 ошибки – «3» балла 3 и более ошибок – «2» балла
Домашнее задание: Учебник стр. 88 упр. 155.
Спасибо за урок!
Ссылки на используемые картинки http://nachalo4ka.ru/vesyolyie-rebyata-deti-shablonyi-dlya-prezentatsiy/ http://www.liveinternet.ru/community/4091266/post278276657/ http://kid-paint.ru/images/kids.png http://luchik.club/wp-content/themes/luchik/img/kids.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/119528728.9b2/0_94215_7941362c_XL http://s3.timetoast.com/public/uploads/photos/3532631/books-clipart.jpg?1361255189 http://0.static.wix.com/media/70804c_0c9a9218f8e4e9377a6b7153961a2bf6.png_512 http://2kinder.ru/image/data/kids_2-1979px.png
Предварительный просмотр:
I группа
Распределите и запишите данные словосочетания в две группы. Назови каждую группу, выдели окончания.
Новые тетради, свежий сыр, глубокое озеро, большие города, трудные
загадки, вечерняя заря, приятное лицо, искреннее слово, сухие кустарники,
спелое яблоко.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II группа
Распределите и запишите данные словосочетания в три группы. Допиши окончания. Назови каждую группу.
Дубов… кресло, тяжёл… ноша, грозов… облако, беспечн... ребёнок,
лесн… зверь, ярк... картинка, стар… забор, высок… крыльцо, пуст… стакан,
интерес… книга.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
III группа
Вставьте пропущенные буквы.
И.п. огромн… зимн... бассейн
Р.п. огромн... зимн… бассейн…
Д.п. огромн... зимн… бассейн…
В.п. огромн… зимн... бассейн...
Т.п. огромн… зимн… бассейн…
П.п. огромн… зимн... бассейн…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
Материал подобранный для данного урока позволяет повторить и закрепить знания о глаголе как самостоятельной части речи. Рассматриваются все морфологические признаки глагола....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)
Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку на тему :" Обобщение знаний. Изменение имён прилагательных по падежам" 3 класс
Обобщение знаний. Изменение имён прилагательных по падежам 3 класс...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 4)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 4)"...