Открытый урок “Единственное и множественные число имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Венгренюк Анна Федоровна

Цели деятельности учителя:     формирование умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь. Определять число имен существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности.

  Планируемые результаты:

Личностные:

- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные: 

- учащиеся научатся   определять грамматический признак имен существительных - число; изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Оборудование:  презентация,  учебник Русский язык 2 класс 2 часть, «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

Тема: "Единственное и множественное число имён существительных"

Подготовила: учитель начальных классов:

Венгренюк Анна Федоровна

Цели деятельности учителя:     формирование умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь. Определять число имен существительных; дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности.

  Планируемые результаты:

Личностные:

- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные: 

- учащиеся научатся   определять грамматический признак имен существительных - число; изменять имена существительные по числам; различать однокоренные слова и форму слова; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Оборудование:  презентация,  учебник Русский язык 2 класс 2 часть, «Школа России».

Ход урока.

I Этап. Самоопределение к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Для вас это первый такой урок, на котором по мимо меня присутствуют другие учителя, поэтому, прошу вас не пугайтесь, не стесняйтесь. Работайте активно. Договорились?

- Мы продолжаем работу по теме “Имя существительное”. Сегодня на уроке нам предстоит сделать еще одно открытие об имени существительном.

II Этап. Проверка домашнего задания.

- Предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания.

- Вчера я выдавала вам карточки с одинаковыми текстами, но с разными заданиями. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Карточка № 1.

Зачеркни лишнюю букву.

В (Д, д) еревне (П, п) ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф, ф) ёдор. Его друг (К, к) от (М, м) атроскин пьёт молоко. Добрый пёс (Ш, ш) арик готовит пирог. Любознательный почтальон (П, п) ечкин разносит письма и посылки.

Карточка № 2.

Найди и исправь ошибки.

В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя фёдор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любозгнательный почтальон печкин разносит письма и посылки.

Один ученик зачитывает правильный текст, остальные сверяют со своим текстом.

- Карточки в конце урока сдадите мне на проверку.

III Этап. Орфографическая работа.

Каллиграфическая минутка.

- Взгляните на слайд, прочитайте стихотворение. Один ученик читает стихотворение вслух.

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

- Какой звук чаще других встречается в этом стихотворении? [б]

- Охарактеризуйте этот звук. (согласный, звонкий, парный).

- Какими буквами обозначается этот звук на письме? (Буквами Б, б).

Сегодня на уроке мы повторим написание заглавной и строчной букв Б, б.

- Откройте тетради, запишите число. Сегодня 18 марта. В классе.

Алгоритм написания заглавной буквы Б.

Начинаю писать чуть выше середины дополнительной строки. Веду прямую наклонную линию вниз. Довожу линию до нижней линейки рабочей строки, закругляю влево, выписываю петельку в перекрест до середины высоты прямой линии, выписываю полуовал вправо. Сверху выписываю перевернутую клюшку.

Алгоритм написания строчной буквы б.

Начинаю писать овал чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Касаюсь верхнюю линейку рабочей строки, веду линию вниз, касаюсь нижней линейки рабочей строки, возвращаюсь в точку начала. Веду прямую линию вверх чуть выше середины вспомогательной строки. Выписываю вправо крышечку.

- Записываем заглавную и строчную буквы до конца строки.

Словарная работа.

- Также, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом - БАРАБАН.

- Вам знакомо это слово? Что оно обозначает? Верно, это музыкальный инструмент. Записываем слово барабан.

Ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные.

- На какой слог падает ударение? (Бан). Верно!. Безударные гласные подчеркиваем.

- Записали? Хорошо. Давайте вспомним, как еще называются стихотворения или фразы, в которых чаще других повторяется один и тот же звук? (скороговорка).

- Верно. А для чего мы с вами практически на каждом уроке проводим работу со скороговоркой? (Чтобы четко и правильно произносить звуки). Наше стихотворение мы можем назвать скороговоркой? (Да).

IV Этап. Актуализации знаний.

- Найдите в стихотворении имена существительные. (бабушка, баран, барабан, бабочки, окно).

На доске открываю карточки с этими словами.

- Как вы думаете, что их объединяет? (Все эти слова имена существительные). Верно! Что такое имя существительное?(рассказывают правило). Молодцы!

- Прочитайте эти слова еще раз и подумайте, на какие 2 группы можно их разделить?

Один ученик выходит к доске и делит карточки на 2 группы.

- Молодец! По какому признаку ты разделил эти имена существительные? (Одушевленные и неодушевленные).

- Я согласна с тобой. Может у кого-то есть другой вариант для разделения этих слов на группы?

Выходит ученик и делит слова на группы. Верно! А по какому признаку ты разделил слова на группы? (Обозначают 1 предмет и обозначают много предметов). Молодец!

- С понятием число мы встречаемся не только на уроках математики, но и на уроках русского языка. именно это и является новым открытием об имени существительном.

V Этап. Открытие нового знания.

- Новое знание об имени существительном нам поможет сформулировать учебник. Откройте его на странице 61. Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Дети читают правило про себя, затем один ребёнок читает его вслух.

- Итак, что нового мы сегодня узнали об имени существительном? (Может употребляться в единственном и во множественном числе).

- Все правильно! Молодцы!

- А теперь давайте потренируемся. Я буду называть вам имена существительные в единственном числе, а вы образуете форму множественного числа. Например: я называю слово ягода, вы - ягоды. Понятно? Начинаем.

Гриб - ...

Тетрадь - ...

Стол - ...

Телевизор - ...

Конфета - ...

Мясо - ...

Дети не могут образовать форму множественного числа от слова мясо.

- Что же получается? (Слово мясо употребляется только в единственном числе).

- Верно!

- Продолжаем работу. Теперь я называю вам имена существительные во множественном числе, а вы образуете форму единственного числа. Понятно? Начинаем.

Малыши - ...

Улицы - ...

Ягоды - ...

Моря - ...

Доски - ...

Брюки - ...

Дети не могут образовать форму единственного числа. Что можете сказать? (Слово брюки употребляется только во множественном числе). Верно! Молодцы!

- Дело в том, что ив русском языке есть имена существительные, которые употребляются либо только в единственном числе, либо только во множественном. И таких слов очень много. Вот некоторые из них. Прочитайте (Слайд).

VI Этап. Закрепление.

- Теперь выполним небольшое задание на карточках. На каждую парту я выдаю карточку с заданием. Задание несложное.

Раздаю карточки.

- Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух задание).

Карточка.

Запишите слова в два столбика. В левый - имена существительные в единственном числе, в правый - имена существительные во множественном числе.

Кукла, мамы, ручка, дядя, грибы, ягоды, окно, карты, зонт, корабли.

- Что будете делать? Задние всем понятно? Приступайте. Кто первый справится с заданием, поднимаем руки.

Проверка. Один ученик зачитывает имена существительные единственного числа. Другой ученик - имена существительные множественного числа. Рядом со словами ставим либо знак “+”, либо “-”. Одна ошибка - минус один балл.

- В завершении нашего урока мы сыграем в игру “Магазин”. Я раздаю детям по две карточки с именами существительными в единственном и множественном числе. Два ученика берут сумочки с подписью “Единственное число”, “Множественное число”. Задача детей - класть покупки в нужный пакет. Два ученика проходят между рядов, собирают покупки и несут пакетики мне. Затем все вместе проверяем. Все ли “покупки” разложили правильно.

Проверка. Я вынимаю по одному слову, а дети отвечают, верно ли его определили в данный пакетик.

Делаем вывод, если нет ни одного слова, которое положили не в тот пакетик, значит тему все поняли хорошо. Если все же ошибки есть, то тему необходимо доработать.

VII Этап. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. Меня не подвели. Спасибо вам. Но я хотела бы услышать и ваше мнение. Понравился ли вам урок и кого за работу сегодня вы хотели бы похвалить?

Ответы детей.

В заключении я попрошу вас сделать следующее: на доске я прикрепила 3 смайлика.

1 - веселый. Он обозначает, что урок вам понравился и все было понятно.

2 - грустный. Обозначает, что в уроке вам совсем ничего не понятно.

3 - задумчивый. Он обозначает то, что в уроке остались моменты, которые вам не понятны.

На краю стола у каждого приклеен стикер. Возьмите его. Запишите на нем свое имя и приклейте под тем смайликом, обозначение которого вам сегодня ближе.

Дети приклеивают стикеры.

VIII Этап. Домашнее задание.

На карточках.

Найди и исправь ошибки.

Деревня засыпала. Гасли огонь в домах. Рыжий коты спал на крыльце. Сережа и Галя спал крепким сном. Луна забралась в сад. Наступили тишина.

- Ещё раз спасибо за урок! Можете отды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока : «Единственное и множественное число имен существительных».

Предмет: Русский языкКласс : 2Тема: «Единственное и множественное число имен существительных».Цели деятельности учителя:  дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определят...

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных" (2 класс, УМК "Школа России")

Предмет: русский языкКласс: 2-АТема урока: “Единственное и множественное число имен существительных”Цели урока: формировать умение изменять имена существительные по числам, определять числ...

Интегрированный урок "Единственное и множественное число имен существительных".

Урок по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" и по литературному чтению "История Винни - Пуха"....

конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных".

Обобщение и углубление знаний у учащихся о числе имён существительных...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»

УМК Школа России Конспект урока русского языка, 3 класс,Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»...