конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Обобщение и углубление знаний у учащихся о числе имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnozhestvennoe_i_edinstvennoe_chislo.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Русский язык
Класс: 2 «в»
Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»
Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; повторить раннее изученное об имени существительном.
Планируемые результаты:
- Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- Предметные: учится определять ед.ч и мн.ч. имен существительных; употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием.
Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивационный Словес.: слово учителя | 1мин | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными. | Приветствуют учителя. | Р: принимают и сохраняют уч. Задачу. Л: Самоопределение. |
Минутка чистописания Словес: ответы на вопросы. Практич.: выполнение письм.упр. Словес.: учебный диалог. | 5мин | -Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату. Какая это часть речи? Выпишете только имена существительные. | Писать каллиграфически. Следить за посадкой. | К: осознанное построение речевого высказывания. |
Актуализация опорных знаний Наглдя.: учебная презентация. Словес.: учебный диалог. Практич.: выполнение упр. | 4 мин | - Возьмите красный карандаш и подчеркните одушевленные имена сущ. - Возьмите синий карандаш и подчеркните неодушевленные имена сущ. -- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните собственные имена сущ. - Возьмите жёлтый карандаш и подчеркните нарицательные имена сущ.
| Классифицировать слова на группы по признаку. | П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации. |
Мотивационный этап С: учебный диалог. | 3мин | Обратите внимание на нарицательные имена существительные. Какую особенность вы заметили? - Скажите, на какие 2 группы мы можем разделить эти существительные? (один предмет, много предметов). Сегодня мы узнаем еще что то новое об имени существительном. | Классификация слов на 2 группы | П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации. |
Постановка темы и целей урока С: учебный диалог. | 1мин | Тема урока: Единственное и множественное число существительных. - Какие цели мы перед собой поставим? | Формулировка темы и целеполагание. | Р: принимают и сохраняют уч задачу |
Решение частных задач С: учебный диалог. П: выполнение письменного упр. | 10мин | - Ребята, мы продолжаем. Внимательно посмотрите на доску. - Вставьте имена существительные вместо пропусков, не изменяя окончаний. Догадайтесь по смыслу (слова из списка в тетради) Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … - Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? - Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. - Как нужно поступить? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки). Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки. - Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили? (Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов). Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе - Запишите последнее предложение (1 ученик у доски) На высоких деревьях лежат снеговые шапки. - Подчеркните главные члены предложения. Какой вопрос мы задаём к главным ЧП? - Подпишем над словом часть речи/ед.ч/мн.ч. - Какое это предложение? (распр./не распр.) Докажите (есть второстепенные ЧП) -Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (окончания). -Давайте прочитаем, верны ли наши догадки на стр.61 в ваших учебниках. В каком числе может употребляться имя существительное? - Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? - Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе? | Вести учебный диалог. Подставлять слова в предложение по смыслу. Находить общие признаки у слов. Записывают предложение. Формулируют вывод совместно с учителем Выполнение грамматического разбор предложения Формулируют вывод (по наводящим вопросам учителя и с помощью правила в учебнике) Вести учебный диалог. | П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации. П: сравнение, обобщение, классификация. Р: принимают и сохраняют уч задачу К: осознанное построение речевого высказывания. П: определение основной и второстепенной информации К: осознанное построение речевого высказывания. |
Физминутка | 1мин | -Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замерз Надо ножками потопать, И ладошками похлопать. - Но мы будем хлопать не просто так. В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза. Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья. | Определять ед.ч. и мн.ч. имен существительных. Выполнять двигательные упражнения. | |
Первичное закрепление П.: выполнение письменного упр. Н.: учебник. С: учебный диалог. Вторичное закрепление П: выполнение письменного упр. Н: учебник. С: учебный диалог. | 7мин 3мин | - Мы отлично потренировались в определении ед.ч. и мн.ч. имен существительных. Возвращаемся к работе. Упражнение - Найдите упр. 105 на стр. 61. Прочитайте задание.
- Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? - Запишите сначала все имена существительные единственного числа, а затем те, которые стоят во множественном числе, подчеркните орфограммы. - В какие еще группы можно определить слова? - Давайте прочитаем правило на стр.62. - Что изменяется при изменении числа имени существительного? Каким образом? - Переходим к выполнению упр. 106. Прочитайте задание. «Измените число каждого имени существительного». - Давайте разберем пример вместе. Нам дано слово туфля. В каком числе оно стоит? Значит, нам нужно поставить это существительное в форму множественного числа. Какое слово запишем через тире? Затем указываем число имени существительного вот такой записью: «ед.ч.» или «мн.ч». И в завершении подчеркиваем ту часть слова, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам. - Кому задание не понятно? Поднимите руки. - Кто желает поработать у доски? - Ребята, посмотрите, правильно ли У1 выполнил упражнение? - Приступаем ко второй части. Задание тоже. - Кто желает поработать у доски? Давайте проверим правильность выполнения задания. | Объяснять написание слов. Отвечать на вопросы. Выполнять грамматическое упражнение. Определять слова на группы. Разбирать пример к упражнению совместно с учителем. Вести учебный диалог. Читают правило Анализируют его вместе с учителем Выполняют грамматическое упражнение. Разбирать пример к упражнению совместно с учителем Оценивать правильность выполнение упражнения одноклассником. | К: осознанное построение речевого высказывания. Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: контроль, коррекция, оценка. |
Самостоятельная работа П: выполнение письменного упр. Н: карточки С: учебный диалог. | 5мин | - А теперь подведем итог. На партах у вас листочки, на которых написаны утверждения. Прочитайте внимательно и напротив каждого утверждения, если вы согласны ставите «+», если нет то «-». 1. Существительное отвечает на вопрос кто? что? 2. Существительное обозначает действие предмета. 3. Существительное не изменяется по числам. 4. Существительное изменяется по родам. 5. Существительное бывает собственное и нарицательное. 6. Существительное бывает только одушевленным. Спешите предложение в тетрадь. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Дайте характеристику главным членам предложения (сущ./ед.ч или мн.ч). Распространенное или нераспространенное предложение? Снежинки падали с высоких деревьев. У1 читает утверждения, устный анализ выбранной позиции; осуществление фронтальной проверки задания. - Молодцы! | Самостоятельная работа по карточках. Грамматический разбор предложения | Р: контроль, коррекция, оценка. |
Запись домашнего задания | 1мин | - Откройте дневники и запишите домашнее задание- | Записывать д/з. | |
Итог урока. Рефлексия (по содержанию) Словес.: ответы на вопросы, самоанализ. | 1мин | - Давайте подведем итоги урока. - Какие новые знания об имени существительном открыли? - Как изменяются имена существительные? - Сколько чисел у имени существительного? - Приведите примеры - Спасибо за урок, ребята! | Обобщать изученное. Приводить примеры. | П: строят речевое высказывание. Р: осуществляют итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Т.Г. Рамзаева по теме :"Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа".
Открытый урок по рускому языку с использованием структур Сингапурской методики...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по учебнику Т.Г.Рамзаева по теме "Множественное число имен существительных, Именительный падеж множественного числа".
Открытый урок с применением структур Сингапурской методики....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Конспект урока для 3 класса (ФГОС) по теме "Множественное число имен существительных"
Конспект урока, проведенного в 3 классе в рамках ФГОС по теме "Множественное число имен существительных"....
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...