конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Обобщение и углубление знаний у учащихся о числе имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnozhestvennoe_i_edinstvennoe_chislo.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык

Класс: 2 «в»

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»

Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; повторить раннее изученное об имени существительном.

Планируемые результаты:

  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей.
  • Предметные: учится определять ед.ч и мн.ч. имен существительных; употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием.

       

 

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Мотивационный

Словес.: слово учителя

1мин

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными.

 Приветствуют учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Л: Самоопределение.

Минутка чистописания

Словес: ответы на вопросы.

Практич.: выполнение письм.упр.

Словес.: учебный диалог.

5мин

-Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату.
- Посмотрите на экран, что вы здесь видите? (Береза, собака,  Россия,  шапки, читает, сугробы, заяц, мама, Анна, дом, но, Рыжик, плывут, голубой, деревья). 

Какая это часть речи? Выпишете только имена существительные.

Писать каллиграфически.

Следить за посадкой.

К:  осознанное построение речевого высказывания.

Актуализация опорных знаний

Наглдя.: учебная презентация.

Словес.: учебный диалог.

Практич.: выполнение упр.

4 мин

- Возьмите красный карандаш и подчеркните одушевленные имена сущ.

- Возьмите синий карандаш и подчеркните неодушевленные имена сущ.

-- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните собственные имена сущ.

- Возьмите жёлтый карандаш и подчеркните нарицательные имена сущ.

  • Какие существительные вы подчеркнули красным цветом? (одуш.) Перечислите.
  • Какие существительные вы подчеркнули синим цветом? (неодуш.) Перечислите.
  • Какие существительные вы подчеркнули зелёным цветом? (собств.) Перечислите.
  • Какие существительные вы подчеркнули желтым цветом? (нариц.) Перечислите.

Классифицировать слова на группы по признаку.

П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации.

Мотивационный этап

С: учебный диалог.

3мин

Обратите внимание на нарицательные имена существительные. Какую особенность вы заметили?

- Скажите, на какие 2 группы мы можем разделить эти существительные? (один предмет, много предметов).

Сегодня мы узнаем еще что то новое  об имени существительном.

Классификация слов на 2 группы

П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации.

Постановка темы и целей урока

С: учебный диалог.

1мин

Тема урока: Единственное и множественное число существительных.

- Какие цели мы перед собой поставим?

Формулировка темы и целеполагание.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Решение частных задач

С: учебный диалог.

П: выполнение письменного упр.

10мин

- Ребята, мы продолжаем. Внимательно посмотрите на доску.

- Вставьте имена существительные вместо пропусков, не изменяя окончаний. Догадайтесь по смыслу (слова из списка в тетради)

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …

- Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

- Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки).

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили? (Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов).

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе

Запишите последнее предложение (1 ученик у доски)

На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Подчеркните главные члены предложения. Какой вопрос мы задаём к главным ЧП?

- Подпишем над словом часть речи/ед.ч/мн.ч.

- Какое это предложение? (распр./не распр.) Докажите (есть второстепенные ЧП)

-Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (окончания).

-Давайте прочитаем, верны ли наши догадки на стр.61 в ваших учебниках.

В каком числе может употребляться имя существительное?

- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?

- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?

Вести учебный диалог.

Подставлять слова в предложение по смыслу.

Находить общие признаки у слов.

Записывают предложение.

Формулируют вывод совместно с учителем

Выполнение грамматического разбор предложения

Формулируют вывод (по наводящим вопросам учителя и с помощью правила в учебнике)

Вести учебный диалог.

П: анализ, сравнение, классификация, определение основной и второстепенной информации.

П: сравнение, обобщение, классификация.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К:  осознанное построение речевого высказывания.

П: определение основной и второстепенной информации

К:  осознанное построение речевого высказывания.

Физминутка

1мин

-Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

На дворе у нас мороз,

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать,

И ладошками похлопать.

- Но мы будем хлопать не просто так. В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе,  то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза.

Белка,  ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

Определять ед.ч. и мн.ч. имен существительных.

Выполнять двигательные упражнения.

Первичное закрепление

П.: выполнение письменного упр.

Н.: учебник.

С: учебный диалог.

Вторичное закрепление

П: выполнение письменного упр.

Н: учебник.

С: учебный диалог.

7мин

3мин

- Мы отлично потренировались в определении  ед.ч. и мн.ч. имен существительных. Возвращаемся к работе.

Упражнение

- Найдите упр. 105 на стр. 61. Прочитайте задание.

https://lh3.googleusercontent.com/b6P-DIqvqSZwkAAlrQq-9I1XxHsTT1gbzNBY42UT5jD2IMVYh0KmIR49dly5WlcR7GGxDyQisuMbEu1a7MqrtZJikIU7dD3bNstz4iciyCliV5_3cy1T-ODqrL-aYpZq9B8IvFh69XAWucbLNA 

- Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные?

- Запишите сначала все имена существительные единственного числа, а затем те, которые стоят во  множественном числе, подчеркните орфограммы.

- В какие еще группы можно определить слова?

- Давайте прочитаем правило на стр.62.

- Что изменяется при изменении числа имени существительного? Каким образом?

- Переходим к выполнению упр. 106. Прочитайте задание.

«Измените число каждого имени существительного».

https://lh4.googleusercontent.com/1haCgi0S0E1G8SKE7f6THxF3TEdJAcemTl33Qls4xsoFsMOoPjcN-moqddP_m-WhYVH5IVipyO3nLLQfgkxoU3Gno1vFB1easr-F7L1TAUmqtgUI7dpneU9xdvn3qhpn266QlQ2Wu1Ls1TfUMQ

- Давайте разберем пример вместе. Нам дано слово туфля. В каком числе оно стоит? Значит, нам нужно поставить это существительное в форму множественного числа. Какое слово запишем через тире? Затем указываем число имени существительного вот  такой записью: «ед.ч.» или «мн.ч». И в завершении подчеркиваем ту часть слова, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

- Кому задание не понятно? Поднимите руки.

- Кто желает поработать у доски?

- Ребята, посмотрите, правильно ли У1 выполнил упражнение?

- Приступаем ко второй части. Задание тоже.

- Кто желает поработать у доски? Давайте проверим правильность выполнения задания.

Объяснять написание слов.

Отвечать на вопросы.

Выполнять грамматическое упражнение.

Определять слова на группы.

Разбирать пример к упражнению совместно с учителем.

Вести учебный диалог.

Читают правило

Анализируют его вместе с учителем

Выполняют грамматическое упражнение.

Разбирать пример к упражнению совместно с учителем

Оценивать правильность выполнение упражнения одноклассником.

К:  осознанное построение речевого высказывания.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: контроль, коррекция, оценка.

Самостоятельная работа

П: выполнение письменного упр.

Н: карточки

С: учебный диалог.

5мин

- А теперь подведем итог.

На партах у вас листочки, на которых написаны утверждения. Прочитайте внимательно и напротив каждого утверждения, если вы согласны ставите «+», если нет то «-».

1. Существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Существительное обозначает действие предмета.

3. Существительное не изменяется по числам.

4. Существительное изменяется по родам.

5. Существительное бывает собственное и нарицательное.

6. Существительное бывает только одушевленным.

Спешите предложение в тетрадь. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Дайте характеристику главным членам предложения (сущ./ед.ч или мн.ч). Распространенное или нераспространенное предложение?

Снежинки падали с  высоких деревьев.

У1 читает утверждения, устный анализ выбранной позиции; осуществление фронтальной проверки задания.

- Молодцы!

Самостоятельная работа по карточках.

Грамматический разбор предложения

Р: контроль, коррекция, оценка.

Запись домашнего задания

1мин

- Откройте дневники и запишите домашнее задание-

Записывать д/з.

Итог урока.

Рефлексия

(по содержанию)

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

1мин

- Давайте подведем итоги урока.

- Какие новые знания об имени существительном  открыли?

- Как изменяются имена существительные?

- Сколько чисел у имени существительного?

- Приведите примеры

- Спасибо за урок, ребята!

Обобщать изученное.

Приводить примеры.

П: строят речевое высказывание.

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока для 3 класса (ФГОС) по теме "Множественное число имен существительных"

Конспект урока, проведенного в 3 классе в рамках  ФГОС  по теме "Множественное число имен существительных"....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...