Конспект урока русского языка Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Трапезникова Наталья Геннадьевна

УМК Школа России Конспект урока русского языка, 3 класс,Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Программа УМК Школа России

Учитель: Трапезникова Наталья Геннадьевна

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»

Цель: формировать умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

Задачи:

  1. научиться определять число имен существительных
  2. научиться изменять имена существительные по числам.
  3.  Развивать умения мыслить, отстаивать свою точку зрения;
  4. Развивать умения выслушивать мнение одноклассников.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический),

самостоятельная работа.

Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- практические упражнения.

Педагогические технологии:

- элементы технологии проблемного обучения,

- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Образовательные ресурсы:

Для учителя

  1. Рабочая программа.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс – 2-е изд. – М.Вако, 2017. – 384 с. (В помощь школьному учителю).
  3. Учебник Русский язык 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, - М.: Просвещение, 2019. – 160 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России).

Для ученика

  1. Учебник Русский язык 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, - М.: Просвещение, 2019. – 160 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России)

Структура и ход урока

№№

Деятельность и текст учителя

Деятельность и ответы учащихся

1.

Организационный этап. (1мин.)

Цель: настроить на плодотворную работу

Здравствуйте, ребята! Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. Давайте пожелаем плодотворной работы. И начнем наш урок.

Открываем тетради.

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За осанкой я слежу.

Записываем число, классная работа

Каллиграфическая минутка

Записываем число, классная работа

Прописываем букву: Гг.

Слушают учителя.

Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа. Прописывают заглавную и строчную букву «Гг».

2.

Актуализация знаний. (2 мин.)

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме

Прочитайте слова, исправьте ошибки:

герой, горада, гниздо, горох, гвозди, глаза

Один ученик выходит к доске и исправляет ошибки:

герой, города, гнездо, горох, гвозди, глаза

3.

Постановка цели и задач урока (4 мин.)

Цель: постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Прочитайте ещё раз слова.

- Разделите их на две группы и запишите в два столбика: герой, города, гнездо, горох, гвозди, глаза

По какому признаку вы разделили слова на группы?

- Давайте вспомним, в каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет?

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов?

О каком свойстве имени существительного сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

В первой группе имена существительные обозначают один предмет, а во второй группе — несколько предметов.

Герой                города

Гнездо                гвозди

Горох                глаза

В единственном числе.

Во множественном числе.

Изменение имён существительных по числам

4.

Обобщение и систематизация знаний. (15 мин.)

- Проверим, что вы знаете:

 - Как изменяются имена существительные?

- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

Какая значимая часть слова изменяется у существительного при изменении по числам?

Работа по учебнику. (упр.32) Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Поставьте оценку карандашиком.

Повторили наши знания о числе имён существительных, теперь поработаем со следующими словами. Перевернем страничку учебника и рассмотрим рисунки (упр.33, устно). Прочитайте слова.  Что вы заметили?

Что мы можем сказать об этих именах существительных?

Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

Вывод:

Все ли слова изменяются по числам?

Запомните эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

По числам.

-Один предмет.

-Несколько предметов.

Окончание.

Самостоятельно выполняют задание. Обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают друг друга.

Некоторые слова не изменяются по числам.

Одни слова употребляются только в форме множественного сила (брюки), другие – только в форме единственного числа (пальто, сахар).

Санки, ножницы, метро, шоссе и т.д.

Нет не все слова изменяются по числам. Некоторые употребляются только в форме единственного/множественного числа.

Физминутка.(2мин)

Применение знаний и умений в новой ситуации (10мин)

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Письмо с комментированием (упр.35, 21)

Прочитайте задание.

-Все ли слова изменяются по числам?

Работаем по цепочке.

Выполняют упражнение.

а) шофёр, рисунок, газета, синица, тетрадь, яблоко;

б) молоко, творог, сахар, дружба, пальто, мёд, шоссе;

в) очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки.

Контроль усвоения знаний. (4 мин.)

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний.

Тест. (Приложение1)

Взаимопроверка.

Отвечают на вопросы теста.

Рефлексия. (2 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,.

- Как изменяются имена существительные?

 - Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит в единственном числе?

 - Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит во множественном числе?

- Что вызвало у вас трудность? - Что было самым интересным?

Отвечают на вопросы учителя.

Д/з Упр.35

Приложение 1.

Тест.

1. Какое слово стоит в форме единственного числа?

 А) чашки                  Б) ложки

В) кастрюля             Г) тарелки

 2. Какое слово стоит в форме множественного числа?

А) чашки                    Б) ложка

В) кастрюли               Г) тарелка

3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.

А) ручки                Б) шкафы

 В) облака            Г) ножницы

4. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что?

А) одеяла             Б) люди

В) друзья              Г) дельфины

 5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечает на вопрос кто?

А) одеяло                   Б) трактор

В) карандаш              Г) дельфин

 6 Укажи «лишнее» слово.

А) улыбка            Б) лужи

В) туча                 Г) слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка с презентацией "Единственное и множественное число имен существительных"...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Единственное и множественное число имени существительного"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "Единственное и множественное число имени существительного". Данная презентация направлена на повышение интереса к изучаемой теме....

Конспект урока русского языка 2 класс" Единственное и множественное число имен существительных".

Урок русского языка 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных".Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, спосо...