Мягкий знак в глаголах 2л.ед.ч
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Григорянц Каринэ Григорьевна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица единственного  числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Технологическая карта урока

 Тема: «Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица ед.ч.»

 

ФИО            Григорянц Каринэ Григорьевна

УМК           «Школа России»

Предмет      Русский язык

  Класс           4 «Г»

 

Тема: «Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа»    Слайд

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

                                                                                             Планируемые результаты

 

 Предметные:  

учиться  правильно писать личные окончания глаголов 2 лица единственного числа; понимать, какую роль выполняет мягкий знак в окончаниях таких глаголов. 

 

 

 

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

- учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- начать работу над  новой орфограммой

«Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2 лица единственного числа»;

- формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- осознанно и прочно овладевать навыками грамотного письма.

 

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить понятные для партнёра высказывания.

 

Личностные:

- контроль, коррекция, оценка действия партнёра;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач.

Ресурсы урока: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор; презентация к уроку;

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс:

 

                                                                                                                 Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности обучающихся

 

 

 

                                                                                                Эмоциональный настрой на урок

- Ребята, какой сегодня прекрасный день.  Я рада вас всех видеть!  Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.А хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесёт радость общения друг с другом.Желаю удачи – и в путь.

Слайд 2

 

 

 

                                                                                           Актуализация необходимых знаний

Орфографическая разминка.

Слайд. Дружить, жечь, навещать, беречь, прочитать.

-Что общего в словах?

-Назовите «лишний» глагол.

-Назовите орфограммы в этом слове

-Что такое глагол?

-Как изменяется глагол?

(В) с…ду (с) ветк… (на) ветку п…р…л…тает шустрая птичка.

-Объясните орфограммы.

-Определите спряжение глаголов

-Определите падеж имен прилагательных

-Назовите морфологические признаки существительного «в саду»

-В каких словах количество букв и звуков неодинаково?

Слайд                     Словарная работа

Аппетит, ураган, пароль

-Составьте словосочетания с каждым словом.

-Составьте предложения с каждым из слов.

Актуализация знаний.

Слайд :  Трескается, рисунок, тянулась

-Какое слово «лишнее»?

-Что общего в остальных словах?

-Когда употребляется суффикс –ся- , а когда –сь-?

-Образуйте от этих глаголов глаголы неопределенной формы.

-Назовите основу

-Что заметили?

 

 

-Глаголы неопределенной формы

-Прочитать –совершенного вида

Безударные гласные о,и

-По временам, лицам, числам

Ответы детей

Ответы детей

-Рисунок

Трескаться, тянуться

ь

                                                                               Организация познавательной деятельности

                                                                                                   Постановка учебной задачи                                                   

Создание проблемной ситуации.

Слайд: Идешь, видишь, гуляешь, принесешь.

-Что можете сказать об этих глаголах?

-Чем они отличаются?

-Что заметили?

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

 

-Глаголы 2л., ед.ч

-Глагол «принесешь» буд.вр.

-ь после шипящего

-Как писать глаголы с шипящим на конце?

 

 

                                                                                                      Открытие нового знания

 

- Давайте вместе составим алгоритм применения правила правописания глагола.

Одновременно с вопросами учителя на интерактивной доске появляется алгоритм.  Слайд

- Это глагол какого лица?

- Числа?

- Оканчивается на какую согласную?

- Так надо писать мягкий знак?

 

https://documents.infourok.ru/3d0f8465-e05f-4490-9099-66127d84a81d/0/image001.pngГЛАГОЛ

https://documents.infourok.ru/3d0f8465-e05f-4490-9099-66127d84a81d/0/image002.png2 лицо

https://documents.infourok.ru/3d0f8465-e05f-4490-9099-66127d84a81d/0/image003.pngединственное число

после шипящей

https://documents.infourok.ru/3d0f8465-e05f-4490-9099-66127d84a81d/0/image004.png   ь ?

 

Мотивирующий приём.

- Послушайте сказку. Она поможет нам ответить на поставленный вопрос.

 Сказка про глагол 2 лица единственного числа после шипящей.

Действующие лица:два ученика с табличками: ГОВОРИШ, СМОТРИШЬ; солнце,царь Глагол.

      Однажды в солнечный день встретились в лесу два слова: «ГОВОРИШ» и «СМОТРИШЬ».

Слово «СМОТРИШЬ» обращается к слову «ГОВОРИШ»:

Г.:- Ты куда идёшь?

С.:- Я иду в страну Глаголию, чтобы сам царь Глагол решил и постановил, что я самое главное слово на свете.

Г.:- Ты главное?! Нет, я – главнее, потому что у меня больше букв.

И стали они спорить, а небо хмурится.

      Солнышко вышло из-за тучки.

 

 

 

На доске появляется запись: глагол.

Обучающиеся вместе с учителем создают алгоритм применения  правила.

 

 

Появляется запись: 2 лицо.

Появляется запись: единственное число.

Появляется запись: после шипящей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики инсценируют сказку.

 

 

 

С.:- Ребята, надо жить дружно, я думаю, что ваш спор решит только царь Глагол.

- Тогда «СМОТРИШ» и «ГОВОРИШЬ» взялись за руки и направились к царю.

- Помоги нам разобраться, кто из нас главнее?

Ц: «Я повелеваю, чтобы с вами вместе был мягкий знак. Вы оба важны и нужны. А для этого нужен указ».

Указ.

- Глаголы 2 лица единственного числа после шипящей писать с мягким знаком. И даю вам в руки мягкий знак.

(Глагол подходит к слову «СМОТРИШ» и вставляет на конце ь.)

 

- Какой указ издал царь Глагол?

 

 

- Ребята, в русском языке есть ещё одно грамматическое значение мягкого языка. Прочитайте правило в учебнике на странице 85.

 

 

- Как будет называться наша новая орфограмма?

 

 

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.  Слайд

- А теперь, исходя из этого правила, сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы начинаем работу по изучению глаголов 2-го лица единственного числа.

- Какая перед нами стоит задача?

 

 Физкультминутка для глаз                 Слайд

 

 Работа по карточкам

-Ученики получили задание записать глаголы 2л.,ед.ч. Они хорошо усвоили, что глаголы 2л., ед.ч. оканчиваются на ь. Вот такие слова она записали. Эти слова на карточках.

Постучишь, промолчишь, зашьешь, тишь, помощь, режешь, тушь, дрожь, дочь, снять, глотать.

-Исправьте ошибки

-А почему снять и глотать не подходят. Ведь это же глаголы?

Самостоятельная работа.

 Зрительно-слуховой выборочный диктант.   Слайд

Предлагается отрывок из стихотворения И. З. Сурикова

«Детство».

- Прочитайте стихотворение.

Весь ты перезябнешь, -

Руки не согнёшь, -

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.

 

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

 

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом;

Только слышишь — воет

Вьюга за окном…

- Выпишите из отрывка глаголы 2-го лица единственного числа, выделите окончания. Определите время глаголов.

-В чём особенность написания личных окончаний этих глаголов?

 

Физминутка

-Я буду называть глаголы 2л., ед.ч и мн.ч. Если я назову глагол ед.ч.-вы приседаете и хлопаете 1 раз, если мн.ч.-то приседаете и 2 раза хлопаете.

Пляшешь, спишь, любите, взлетаете, меняешь, дружите, сердитесь, сердишься.

Групповая работа.

- Сейчас каждый из вас покажет, как он усвоил пройденный материал.

- Внимание на доску!   Слайды

 

Тише ед… –                                    потеря... час.

Упуст...  минуту-                           то и пожн...

Что посе...,                                     дальше буд...

 

- Что написано на доске?

- Что такое пословица?

 

- Что необычного заметили?

- Запишите пословицы, подобрав концовку. Выделите в глаголах окончания.

- Объясните смысл пословиц.

- Что значит «пожнёшь»?

 

 

 

 

- Прочитайте текст. В каком времени, лице и числе стоят глаголы в тексте?  Слайды

                                        

   Лыжная прогулка.

       Я иду на лыжную прогулку. Быстро скольжу по ровному полю. А вот и горка. Легко беру подъём. Стою на самой вершине. Горка крутая. Стрелой лечу вниз. Минута – и я лежу в сугробе. Встаю и спешу на гладкую лыжню.

 

- Как вы понимаете выражения «беру подъём», «лечу стрелой»?

- Спишите текст, заменив форму глаголов на 2-е лицо единственного числа. Выделите окончания глаголов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Глаголы 2 лица единственного числа после шипящей писать с мягким знаком.

В алгоритме появляется табличка с ь.

Ученики читают правило в учебнике и делают вывод, что

мягкий знак выполняет грамматическую роль – он является показателем 2-го лица единственного числа глагола.

 

- Ь после шипящих на конце  глаголов 2 лица единственного числа.

 

 

Формулируют тему урока.

 

 

 

Пробуют самостоятельно сформулировать учебную задачу: научиться грамотно писать окончания  глаголов 2-го лица единственного числа; понять, какую роль выполняет мягкий знак в окончаниях таких глаголов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий знак выполняет грамматическую роль - указывает на 2 лицо глагола.

-После шипящей.

 

 

 

 

 Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка.                                      

перезябнешь – в буд. вр.

не согнёшь – в буд. вр.

бредёшь – в наст.вр.

скинешь – в буд. вр.

заберёшься – в буд. вр.

сидишь – в наст.вр.

слышишь – в наст.вр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пишем с ь. Мягкий знак выполняет грамматическую роль – он является показателем 2-го лица единственного числа глагола.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют

 

 

 

 

Идёт работа в группах по карточкам.

                 

-Пословицы

Пословица — это меткое, точное выражение, созданное народом.

Дети записывают пословицы (каждая колонка записывает свою пословицу), затем проверяют по эталону.

Объясняют смысл пословиц и лексическое значение слова.

Используют толковый словарь С. И. Ожегова.

Пожнёшь - получишь, приобретёшь что-либо в результате сделанного, совершённого.

Глаголы стоят в настоящем времени, в 1-ом лице, в единственном числе.

 

Идёт работа по карточкам. Одновременно у доски работает ученик.

Затем обучающиеся выполняют самопроверку.

 

                                            Лыжная прогулка.

       Ты идёшь на лыжную прогулку. Быстро скользишь по ровному полю. А вот и горка. Легко берёшь подъём. Стоишь на самой вершине. Горка крутая. Стрелой летишь вниз. Минута – и ты лежишь в сугробе. Встаёшь и спешишь на гладкую лыжню.

 

Рефлексия деятельности

- А сейчас мы проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом.

Тест   

1. Выбери глагол, который стоит в 3 лице в единственном числе, выпиши букву.

А) везёшь У) шагает И) учусь

2. Найди глагол в 1-ом лице, выпиши букву.

Б) звучит П) удивляешься Р) смотрим

3.Выбери слово, которое стоит во 2 лице в единственном числе после шипящих.

А) строишь О) крутит Ю) рисует

- Какое у вас получилось слово?

- Молодцы!

- Как вы понимаете слово «ура»?Давайте прочитаем по словарю Ожегова его значение.

 

- Я очень рада, что у вас на уроке всё получилось.Я хочу вас похвалить . Мне было приятно с вами работать.

- Давайте скажем, чему мы сегодня научились?

 

- Как же пишется глагол 2 лица единственного числа после шипящей?

- Какими знаниями вы хотели бы поделиться дома с родителями?

- Какие открытия  для себя сделали?

- Как пригодятся нам эти знания?

 

- Закончите предложение:   Слайд

Мне было интересно ……

Мне было трудно ......

Я  хотел (а) бы  ещё узнать  ......

-Урок окончен. Ещё раз благодарю вас  за отличную работу. Давайте на прощанье улыбнёмся друг другу и вновь подарим хорошее настроение.  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- УРА!

 

- Слово «ура» обозначает восклицание, выражающее восторженное одобрение.

 

 

 

- Грамотно писать окончания глаголов 2-ого лица единственного числа после шипящей.

                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа."

Урок русского языка направлен на формирование самостоятельной поисковой деятельности, умение работать в парах....

Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

Русский язык 4 класс. «Правописание мягкого знака в глаголах 3-го лица и в неопределенной форме»

Урок получения новых знаний. Формы организации деятельности обучающихся: парная, групповая, индивидуальная.Формы реализации методов: дифференцированные задания, самостоятельная работа учащихся. С...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Мягкий знак в глаголах после шипящих"

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Мягкий знак в глаголах после шипящих"...

Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.

Упражнения в правописании глаголов второго лица единственного числа....