Имя существительное
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Султанова Гульнара Мансуровна

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Имя  существительное». 

 

Задачи урока: 1) Повторить тему «Имя существительное».

                            2) Проверить умение распознавать род и число имен существительных.

                           3) Проверить умение различать имена существительные среди других слов.

                           

                           4) Развивать  творческий подход, умение  классифицировать, мыслить, отстаивать свою точку зрения.

                          5) Воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование: компьютер,  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iimya_sushchestvitelnoe_3_klass.docx275.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя существительное».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Имя  существительное».  

Задачи урока: 1) Повторить тему «Имя существительное».

                            2) Проверить умение распознавать род и число имен существительных.

                           3) Проверить умение различать имена существительные среди других слов.

                           

                           4) Развивать  творческий подход, умение  классифицировать, мыслить, отстаивать свою точку зрения.

                          5) Воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование: компьютер,  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

А теперь проверь, дружок

 Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте, всё в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

2. Введение в тему с  формулированием цели  урока.

- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок- путешествие.

Отгадав загадку, вы  назовёте, по какому городу мы будем путешествовать.

Давно живу я в этом мире,

Даю названия предметам.

Может,  кто-нибудь догадался?  (ответы детей)

Сегодня мы путешествуем по городу имя Существительное.  

Какие задания мы можем сегодня выполнить

А теперь представьте, что где-то есть такой город, и мы с вами стоим перед его воротами

3.     Систематизация  знаний  об имени  существительном.

Прежде чем попасть в город, нам необходимо найти подходящий пароль, т.е. ответить на несколько вопросов. (

Устные сообщения на тему: Имя существительное»

 -  Что такое имя существительное?

       -  Что обозначают  имена  существительные?

       - На какие вопросы отвечают имена существительные?

       -  Какие постоянные признаки присущи именам      существительному?

          Работа в парах.

- Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Пароль мы угадали. Теперь нужно подобрать ключ к воротам.  

Две курицы вывели во двор цыплят.

Помоги им найти своих детей, вставляя нужную букву.

  - Распределить  и записать слова на : одушевленные  и                                         неодушевленные.

 

- Проверка работы в парах  

 Самостоятельная работа по теме: « Имя существительное»

 

Распредели слова по столбикам:

Дом..к,   сад..к,   ножич..к,   кусоч..к,   корабл..к,   звоноч..к,   ёж..к,   ключ..к, уголоч..к,   молоточ..к,   журавл..к,  букет..к.

                     

                        -ЕК-                                           -ИК-

             

 

Род  имен существительных.

- Ключ мы добыли. Открываем ворота и оказываемся на центральной площади  

Здесь собралось большое количество народа.

Прочитать имена существительные, распределить их по родам  на три группы. Выделить окончания.  

Сметана, кефир, молоко, кофе, погода, дерево, снег, солнце, улица, дорожка, ветер, сосны,  дверь, шампунь, платье, окна.

Какие  слова оказались  лишними? Почему?

 Как  можно определить род этих  слов.

I4. Физкультминутка

Если я называю существительное- ХЛОПАЕМ

Если другие части речи-ТОПАЕМ,

- Вот мы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран  

Вы должны доложить недостающие дощечки, т.е. выполнить следующее задание.

Имя существительное. Очень удивительное.

На вопросы кто? И что? Отвечать оно должно!

Если слово будет отвечать на вопрос кто?

Поднимите руки вверх.

Если на вопрос что? Руки вперёд.

Если встретятся другие слова - присесть.

Белка,  белый,  строить, строитель, свет,  светлый, мороз, морозный, учитель, учить,  испытать, испытатель, книга,  книжный,  сторожка,  сторож.

5. Творческая  работа.  

Работа с  деформированными  пословицами .

Работа в группах.

- Как вы видите, не так – то просто попасть в замок

Стражники стоят в воротах замка, чтобы попасть в замок…

Надо из данных слов  составить предложения так, чтобы получились пословицы.

  1. кормит, лень, портит, а, труд;
  2. сторона, мать, родимая, а, мачеха , чужая
  3. птица, человек, крыльями, дружбой, сильна, а

Составить и записать одну  пословицу.

Разобрать имя  существительное  как часть речи.  

6. Закрепление

Вот подходит к концу наше путешествие по городу «Имя существительное»

Мы находимся в замке.  Мы дошли до последнего задания.

Послушайте  стихотворение.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

 Милого лица.

Чем оно интересно?

Л. Н. Толстой, так писал об этом стихотворении.

«В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина»

 Проведём небольшое исследование.

Сколько слов в стихотворении? (22)

Сколько  имён существительных? (14)

В стихотворении нет ни одного глагола, но в нём ощущается движение.

Прочтите стихотворение без имён существительных.

Всё ли понятно?

Какую роль играют в предложении имена существительные?

Для чего нужны в речи  имена существительные?

7. Домашнее задание.

Сочинение -  миниатюра

Выполнить  творческое  задание: составьте  текст «Зимний пейзаж  в  нашем   селе»,  включив  в  него  как  можно  больше  различных существительных: одушевленных и неодушевленных и не забыть использовать слова которые украшают нашу  речь, т. е. имена прилагательные.

9. Рефлексия 

- Сегодня мы побывали с вами в городе Существительное.

 Что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии?

10. Итог урока.  

Комментированное выставление отметок  за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....