Дательный падеж имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
УМК: Школа России
Технологическая карта
Тема | Дательный падеж имен существительных. | |||||
Цель | ознакомление с особенностями дательного падежа | |||||
Задачи | учить находить существенные признаки имен существительных в дательном падеже; учить задавать падежные вопросы к именам существительным; учить устанавливать смысловые связи между словами в предложении. Развивающие: развитие умения осуществлять постановку учебной задачи, планировать и контролировать свои действия, строить речевое высказывание, делать выводы. Воспитательные: воспитание учебно-познавательного интереса к новому материалу, способности к самооценке и самоконтролю, уважительного отношения к одноклассникам, воспитание отношения к здоровью человека как к ценности. | |||||
Формируемые УУД |
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Познавательные УУД: - формулирование познавательной цели; - доказательство; - синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - построение логической цепи рассуждений; - структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - рефлексия способов действия Коммуникативные УУД: - умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать. | |||||
Основные понятия | имя существительное, дательный падеж, орфограмма | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник дидактический материал. | |||||
Оборудование урока: | Компьютер, презентация к уроку; таблица "Падежи", сигнальные карточки "Дательный падеж" | |||||
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | А урок у нас сегодня необычный. К нам в гости прилетела Сова. Она предлагает нам отправиться в сказочный лес.
| Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок.
Проверяет готовность учащихся к уроку. | Дети настраиваются на учебную деятельность, слушают учителя, проверяют готовность к уроку, записывают в тетради число и классная работа. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: выра- жать положительное отношение к процессу познания. | ||
II. Актуализация имеющихся знаний Цель. Систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания |
К сказочному лесу нас приведут вот эти следы. -Прочитайте данные слова. Какой частью речи они выражены?
-Что мы знаем об имени существительном?
-Назовите признаки имени существительного.
- Что такое склонение?
-Сколько падежей в русском языке? - Что вы знаете о существительном в именительном падеже? (Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Оно употребляется без предлога.) - Что вы знаете об имени существительном в родительном падеже? ( Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы Кого? Чего? и употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после) -Молодцы. -Чтобы добраться до леса, вам надо эти слова разделить на две группы и записать. -На какие две группы вы разделили? -По какому признаку вы распределили слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные; правописание слов с непроверяемой безударной гласной и правописание слов с парными согласными) -Следующее задание поможет узнать насколько хорошо вы научились различать родительный и именительный падежи имён существительных. «Распределительный диктант». -Задание будем делать по вариантам: 1 вариант выписывает словосочетания в Им. п. 2 вариант выписывает словосочетания в Р. п. Словосочетания запишите в столбик друг под другом. Росла берёза, стоял около берёзы , был у медведя, был медведь, бежала лисица, бежал от лисицы, подарил другу Проверка с доски: -Какие словосочетания выписали ребята 1 варианта? -А 2-го варианта? | Организует диалог с обучающимися
Проводит устный опрос по теме предыдущих уроков | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Распределяют слова и словосочетания по группам.
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: вы полняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
III. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения. Цель. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | -А почему вы никто не выписали словосочетание «подарил другу»? ( стоит в Д.п.) -Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?? Сформулируйте тему урока. (Дательный падеж имен существительных.) -А что мы с вами уже знаем о дательном падеже? (имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?) -А что мы хотим узнать о дательном падеже? (какие предлоги употребляются в падеже) -Чему мы хотим научиться сегодня на уроке? (находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.) -Правильно. Сегодня мы будем учиться распознавать имена существительные в дательном падеже. - Нами пароль разгадан, и теперь мы можем войти в сказочный лес. | Подводит детей к формулирова нию темы и постановке задач урока Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися | Отвечают на вопросы, выполняют задание;
Формулируют тему и задачу урока. | Личностные: осознают свои возможности в учении; Познавательные: извлекают необходимую информацию прослышанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. | ||
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель. Организация учащихся с целью наблюдения, систематизации знаний об именах существительных в дательном падеже. | -Прочитайте предложение, спишите его, вставив подходящие предлоги. Туристы шли …лесу …реке. -Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Проверка со слайда -Определите падежи имён существительных. Фронтальная проверка и проверка со слайда - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)( таблица) -Запомните эти два предлога дательного падежа. По ним легко определить этот падеж. -Подчеркните основу этого предложения. -Назови основу этого предложения. Проверка со слайда -Каким же членом предложения является имя существительное в дательном падеже ( второстепенным)? ( таблица) Вороне где-то бог послал кусочек сыру. - Найдите существительное в дательном падеже. - Существительное в дательном падеже часто указывает на предмет, которому что-то дают. |
Организует и сопровождает деятельность обучающихся.
Контролирует правильность выполнения заданий.
| Наблюдение Определяют падеж имен существительных по составленному плану: 1.Находят главное слово. 2.Задают вопрос от главного слова к существительному. 3.По вопросу определяют падеж.
| Личностные: осознают свои возможности в учении; Познавательные: извлекают необходимую информацию прослышанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные Строят небольшие монологические высказывания. | ||
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Закрепить знания в определении Д. п.. | - Откройте учебник. Выполним упражнение 130 на странице 71. - Прочитайте задание. - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) -Итак, покажите с помощью сигнальных карточек, в каком падеже стоит каждое из словосочетаний -…, читай 1-е словосочетание. По сигналу показываем выбранный вами падеж. Читают по очереди словосочетания и показывают на опорных карточках | Осуществляет индивидуаль ный контроль. Организует проверку выполнения задания. | Работают с учебником. Проводит параллель с ранее изученным материалом | Личностные:Осознают свои возможности в учении; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы. | ||
Физминутка. | Совушка-сова, Совушка-сова, (круговые движения головой) (присели на корточки) (дети встали, машут руками) | Проводит физминутку | Делают физминутку. | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье | ||
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель. Проверить умения в определении падежей имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Составь словосочетания -Продолжим работать с дательным падежом имён существительных. -Из данных слов составить словосочетания, можно использовать предлоги. -Пишите словосочетания каждое с новой строки. дарить сестра бежать трава ходить земля подошёл дом -Какие словосочетания у вас получились? Проверка со слайда. В каком падеже употреблены имена существительные? ( в дательном) -Какое словосочетание лишнее? (дарить сестре) -Почему? ( без предлога) -Какой вывод можно сделать? ( имена существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами и без предлогов) -При определении падежа стоит ориентироваться и на вопросы, и на предлоги. | Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Выполняют самостоятель ную работу самопроверку, взаимопроверку | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы. | ||
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цель. Включение нового | Игра « Кто первый?» Игра «Кто первый» -Сформулируйте задание в соответствии с темой урока( выписать словосочетания с именем существительным в дательном падеже) -Стоп, положили ручки . У нас есть победители. Первый …. ( И. Ф) Второй ( И. Ф.) Третий ( И. Ф.) -Итак, какие же словосочетания с существительным в дательном падеже выписали? | Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий. | Осуществля ют самопроверку, взаимопроверку, предваритель ную оценку. Индивидуаль ная работа | Личностные: осознают свои возможности в учении; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы. | ||
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Ребята, мы хорошо провели время в гостях у Совы. Нам пора возвращаться домой. Но выйти из леса вы сможете, выполнив задание -Давайте вернёмся к теме урока. -Что мы теперь знаем об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, является второстепенным членом предложения. Имеет вспомогательное слово «дам») Работа с таблицей. - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.) -А теперь в качестве закрепления проведём тест по теме «Дательный падеж имён существительных» -Работаем в паре. Слайды: Тест «Дательный падеж имён существительных» Тест «Дательный падеж имён существительных» . Работа в паре. №1. Выбери вопросы дательного падежа. р) кто? что? з) кому? чему? н) кого? чего? № 2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа. н) дам л) есть в) нет № 3. Найдите предлоги дательного падежа. о) от, под е) о, об а) к, по № 4. Каким членом предложения является слово в дательном падеже? т) второстепенным д) главным № 5. Найдите имя существительное в дательном падеже. ю) без подруги и) друг о) к берегу № 6. Сколько всего падежей в русском языке? к) 6 р) 7 б) 8 ( дети отмечают в карточке) -Составьте из полученных букв слово. ( знаток) Слайд: слово «Знаток» -А кого можно назвать знатоком? ( Тот, кто обладает большими знаниями в чём – либо, тонким пониманием чего – либо. Ожегов)
- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?). | Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся | Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
| Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объектом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".
Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....
Дательный падеж имён существительных.
Данный материал, составленный к уроку русского языка, направлен на формирование у учащихся интереса к изучению падежей имён существительных и знаний о дательном падеже, существенных отличи...
Дательный падеж имён существительных
Урок русского языка по теме "Дательный падеж имён существительных"...
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Дательный падеж имён существительных " 3 класс "Школа России"
"Дательный падеж имён существительных"...
Дательный падеж имён существительных. 3 класс
УМК « Перспективная начальная школа»...