Дательный падеж имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дрожжина Галина Алексеевна

Данный материал, составленный к уроку русского языка,  направлен на формирование у  учащихся интереса к изучению падежей имён существительных и знаний о дательном падеже, существенных отличиях его от других. Представлены презентация и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon презентация к уроку755.46 КБ
Package icon конспект урока69.06 КБ

Подписи к слайдам:

Автор: учитель начальных классов, ГБС (К) ОУ V вида школы № 6 Манаева Г.А.
«Дательный падеж имён существительных» «Каждый день по одёжкеОтдаёт нам Серёжка,А с последней расстался,Сам куда-то девался».

1января2014
Дательный падеж имён существительных
«Такой падеж, как дательный Я с детства не терплю: Дать, дарить что-нибудь Друзьям я не люблю» прыгаетподплылзашлаперешёл
деревупричалумосту
по
к
подруге
к
по
1. Лена принесла пустые вёдра … (колодец). 2. Серый зайчик прыгает … (поле).
1. Лена принесла пустые вёдра к колодцу.2. Серый зайчик прыгает по полю.


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  в  4 классе  школы для учащихся  с ТНР.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Тема:  Дательный падеж имён существительных

Цель:  развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже и ставить их в нужную форму.

Предметные  результаты:

  1. развивать умения употреблять имена существительные в форме дательного  падежа;
  2. развивать умения распознавать имена существительные в дательном падеже;
  3. развивать  умения задавать вопросы к именам существительным в дательном падеже;
  4. актуализировать  и расширять знания о предлогах, употребляемых с существительными в дательном падеже;
  5. закреплять навык разбора предложения по членам предложения;
  6. развивать навык нахождения слов, относящихся к именам существительным.

Межпредметные результаты:

  1. выделять самостоятельно  и формировать познавательную цель;
  2. формировать план работы и следовать ему;
  3. уметь анализировать объекты с целью выделения их признаков;
  4. уметь оценивать качество и уровень усвоения материала;
  5. уметь формулировать выводы;
  6. уметь инициативно сотрудничать с учителем и сверстниками;
  7. уметь контролировать и корректировать действия партнёра.

Коррекционно-развивающие результаты:

  1. развивать  навыки  языкового синтеза;
  2. развивать внимание и мыслительные процессы.

Личностные результаты:

  1. развивать умения работать самостоятельно и в парах;
  2. уметь оценивать собственный уровень усвоения знаний;
  3. воспитывать умения слушать и отвечать по мере надобности.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки со словами, карточки с пальмами и бабочками, рисунок корабля с заполненными окошками.

Время проведения: 45 минут

Ход урока:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организация начала урока

  1. Вводная часть

- Запись даты урока

- Минутка чистописания.

  1. Стадия вызова.

  1. Основная часть.

- Работа со стихотворением.

- Физкультминутка

- Составление предложения из слов.

- Составление слов из букв и слогов.

- Составление предложения.

-Написание имён существительных в форме д.п.

  1. Стадия рефлексии.

-Домашнее задание.

6. Заключительная часть.

Учитель здоровается с детьми.

Учитель напоминает учащимся о правильной посадке на уроке.

Учитель просит одного из детей прочитать на доске, как правильно записывается число.

Учитель загадывает загадку:

«Каждый день по одёжке

Отдаёт нам Серёжка.

А с последней расстался,

Сам куда-то девался».

Учитель просит проговорить слово 2 раза вслух  хором.

Учитель просит назвать    3 звук в этом слове.

Учитель просит назвать букву, соответствующую этому звуку на письме.

Учитель вместе с детьми устанавливает из скольки элементов состоит эта буква, и как она записывается.

Учитель показывает образец написания.

Учитель просматривает работы детей и оценивает их выбор.

Учитель спрашивает, какую тему они изучают в течение нескольких уроков.

Учитель говорит, что сейчас раздаст таблицы, в которых указаны 4 утверждения. Учащимся необходимо внимательно прочитать утверждения. Если они согласны с  утверждением, то напротив него они должны поставить плюс, если нет, то – минус.

Учитель раздаёт карточки с таблицами.

Учитель устно сравнивает результаты работы учащихся.

Учитель просит с опорой на утверждения назвать тему урока.

Учитель говорит, что во время сегодняшнего урока они отправятся в путешествие на остров Русского языка.

Просит назвать виды транспорта, на которых можно добраться до острова.

Учитель говорит, что они отправятся в путешествие на корабле.

Учитель вывешивает на доске кораблик с 4 закрытыми окошками, которые откроются в процессе путешествия, в конце которого они узнают так же название кораблика.

Учитель просит установить последовательность работы на уроке с опорой на утверждения.

На экране появляется стихотворение:

«Такой падеж, как дательный,

Я с детства не терплю:

Дать, дарить что-нибудь

Друзьям я не люблю».

Учитель просит назвать детей вспомогательные слова, которые можно использовать при постановке вопроса к существительным в д.п.

Учитель говорит, что они выполнили первое задание и приплыли уже на остров.

«Пришло время отдохнуть».

Учитель читает стихотворение и выполняет движения.

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Учитель предлагает учащимся карточки  со словами. Спрашивает о том, что нужно сделать.

Проверка выполнения.

Учитель спрашивает, что такое имя существительное.

Предлагает найти в предложении имена существительные.

Таким образом, будут определены вопросы Д.п.

Учитель говорит, что они наконец прибыли на остров.

«Что и кого мы можем увидеть на экзотическом жарком острове?»

Учитель говорит, что на этом острове высокие пальмы и необыкновенной красоты большие бабочки.

Учитель раздаёт первой колонке пальмы, а второй – бабочек. По одной на парту.

Учитель  говорит, что на крыльях бабочек и листьях пальм записаны слоги и буквы, а учащимся нужно составить из них слова.

Учитель совместно с детьми проверяет выполнение задание.

Учитель предлагает одному из учащихся прочитать слова и назвать пропущенное слово:

прыгает        дереву

подплыл     причалу

зашла          

перешёл        мосту

Учитель просит определить, к каким частям речи относятся записанные слова.

Учитель спрашивает о том, что такое словосочетание.

Учитель спрашивает, чего не хватает, чтобы данные словосочетания обрели смысл.

Таким образом, определяются предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже.

Учитель предлагает учащимся составить предложение с одним из словосочетаний.

Учитель предлагает подчеркнуть все члены предложения и определить падеж имён существительных.

Таким образом, определяется, какими членами  предложения могут быть существительные в д.п.

Открыто последнее окошко кораблика. Имена существительные в д.п. в предложении могут быть дополнениями или обстоятельствами.

На открытие всех окошек кораблика обращает внимание учитель и просит проговорить всю информацию о дательном падеже, которая появилась за урок в окнах кораблика.

Учитель объявляет, что пришло время возвращаться обратно, но тут перед самым отплытием с острова неожиданно кто-то прилетел. Учитель просит назвать птицу, появившуюся на экране.

Учитель говорит, что попугай принёс письмо с заданием. Учитель просит одного из учеников раздать задание всем ребятам.

Учитель спрашивает о том, что нужно сделать.

Задание:

1.Лена принесла пустые ведра (колодец).

2. Серый зайчик прыгает (поле).

Устная проверка.

Учитель просит подчеркнуть предлоги, которые были вставлены в предложение, а над данными словами надписать падеж.

Учитель говорит, что путешествие подходит к концу и просит учащихся догадаться, как называется кораблик.

Учитель говорит, что путешествие подошло к концу, кораблик прощается с учащимися, а они возвращаются в класс на урок.

Учитель просит взять карточки с таблицами, которые они заполнили в начале урока и заполнить вторую колонку.

Поставить +\- напротив каждого утверждения.

Учитель просит поднять руки тех учащихся, у которых 2 плюса.

После этого учитель совместно с детьми определяет какие утверждения были верными, а какие нет, и как должно быть правильно (исправляют ошибки в утверждениях).

Учитель просит детей дома выполнить упражнение №

стр.

Учитель спрашивает у учащихся о том, какую тему они изучали на уроке, какие задание выполняли и чему научились.

Учитель хвалит учащихся за активную работу на уроке.

Учащиеся стоят около своих парт.

Учащиеся здороваются с учителем.

Учащиеся садятся ровно за парты.

Ученик читает, после чего по заданию учителя все открывают тетради и записывают сегодняшнее число.

Учащиеся отгадывают: «Календарь».

Учащиеся проговаривают вместе с учителем.

Звук [л,]

Буква Л л.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся записывают буквы до конца строки и по заданию учителя обводят самую красивую, на их взгляд,

букву.

Учащиеся говорят, что изучают падежи имён существительных.

Учащиеся совместно с учителем читают по порядку все утверждения. Затем заполняют таблицу.

По просьбе учителя учащиеся последовательно поднимают руки, имея названное учителем количество +/-.

Учащиеся говорят, что сегодня на уроке будут изучать дательный падеж имён существительных.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся говорят, что им необходимо изучить на уроке и в каком порядке.

Один из учащихся читает стихотворение.

Учащиеся отвечают.

Один из учащихся открывает  первое окошко кораблика: дать, дарить.

Учащиеся повторяют движения вслед за учителем.

Учащиеся отвечают, а затем по заданию учителя составляют предложение:

«Огромный теплоход шёл по реке».

Запись предложения одним из учащихся на доске.

Учащиеся называют.

Ученик находит и называет, а затем совместно с учителем определяет падежи существительных.

Один из учащихся открывает  следующее окошко кораблика: кому? чему? (куда? где?)

Учащиеся называют.

Учащиеся выполняют задание.

Ученик читает слова, изображённые на экране.

Учащиеся говорят, что пропущено слово: подруге.

Учащиеся устанавливают, что на пальмах записаны существительные, а на бабочках – глаголы.

Один из учащихся отвечает.

Учащиеся говорят, что не хватает предлогов и называют, какие необходимы.

Следующее окошко кораблика открывает один из учеников: к,по.

Учащиеся составляют.

Предложение составляет и  записывает один из учащихся на доске.

Ученик выполняет задание.

Один из учащихся читает, что получилось.

Учащиеся говорят, что это попугай.

Ученики получают задание.

Учащиеся сначала по просьбе учителя читают данные предложения, а потом говорят, что нужно выполнить.

Учащиеся выполняют задание и записывают предложения в тетрадь.

Учащиеся отвечают:

«Дательный падеж».

Учащиеся заполняют последний столбик.

Учащиеся поднимают руки.

Учащиеся открывают учебник по просьбе учителя на нужной странице и разбирают задание к упражнению.

Учащиеся отвечают.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5,6.

Приложение № 1

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Приложение № 2

Слайд 10

Слайд 11.

Приложение № 3

Приложение № 4

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Приложение № 1

Утверждения

Начало урока

+/-

Конец урока

+/-

1.

Вспомогательные слова для вопросов к именам существительным в дательном падеже:

дать, дарить.

2.

Вопросы, на которые отвечают имена существительные в дательном падеже:

кому? чему?  (где? куда?)

3.

Предлоги, употребляемые с именами существительными в дательном падеже:

для, около

4.

В предложении имя существительное в дательном падеже является  подлежащим.

                                                             Приложение № 2

              Приложение № 3

теплоход

по

огромный

реке

шёл

                                                            Приложение № 4

Образец пальмы

        Образец бабочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Дательный падеж имён существительных

Урок русского языка по теме "Дательный падеж имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Дательный падеж имён существительных. 3 класс

УМК  « Перспективная начальная школа»...

Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс

Конспект  урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...