Конспект урока. Тема: "Дательный падеж имён существительных". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

русского языка

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Карликова Елизавета  

Проверила: Ленк А.И.    

Отметка: _________________

Дата: 26.02.18            

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 «В»

Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»

Цели урока: 

- ознакомить с особенностями дательного падежа;

- развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- познакомить с особенностями дательного падежа;

- научить находить имена существительные в дательном падеже в тексте.

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение», 2013; индивидуальные карточки; презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хоронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

1. организация рабочего  места

- слово учителя

  1. актуализация знаний

Словарная работа

- практический: выделение орфограмм;

- словесный: беседа

3. целеполагание

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться.

- Прежде, чем мы начнём, поработаем со словарными словами.

Праздник, вместе, овёс, восток, заря.

– Теперь посмотрите на доску, что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы; из чего? из бумаги; с чего? с горки; без кого? без товарища)

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги) Почему к некоторым словам задавали вопрос «кого?», а к некоторым словам вопрос «чего?»? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с) Сколько всего предлогов? (10)

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж) Почему вы так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж)

- Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать дательный падеж в тексте)

- приветствовать учителя;

- определять орфограммы;

- находить общие признаки данных слов;

- задавать вопросы Р.п.;

- отвечать на вопросы учителя;

- называть предлоги Р.п.;

- формулировать тему и цель урока

Р:- принимать и сохранять

учебную задачу.

Р.:- определять цель учебной деятельности, урока.

II. Постановка и

решение  учебной задачи

- практический: минутка чистописания, определение падежа;

- словесный: беседа;

- практический: выделение окончаний

- словесный: беседа

- практический: разбор орфограмм;

- практический: нахождение имён сущ. В Д.п.

- практический: запись предложений

40 мин.

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

- В рабочих тетрадях запишите число, классная работа.

- Запишите под диктовку словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по)

- А теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных.

- Выполним упр.83 на стр.46. (Прочитайте. Назовите басни)

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.(«Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.(«Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ.(«Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.(«Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?(«Стрекоза и Муравей»)

Давайте разберём орфограммы. Объясните, какие буквы вставим и почему?(Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек; дереву - деревья; улицам - словарное слово; водили - водит; Муравью - разделительный мягкий знак; ползёт - полз)

-Теперь в каждом предложении найдём имя существительное в Д.п. и зададим к нему вопрос от выделенного слова.

- Что нам поможет определить дательный падеж?(Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.

- Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их и над именем сущ. В Д.п. напишите падеж.

- отвечать на вопросы учителя;

- записывать число, классная работа;

- записывать словосочетания;

- определять падеж имён сущ. С помощью вопросов;

- определять предлоги Д.п.;

- подчёркивать окончания имён сущ.;

- читать предложения и определять басни;

- определять басню по иллюстрации;

- определять и объяснять орфограммы в словах;

- находить имена сущ. В Д.п.;

- отвечать на вопросы;

- задавать вопросы к именам сущ.;

- записывать предложения

К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

Динамическая пауза

1 мин.

Видеофрагмент

- повторять движения

- практический: составление словосочетаний

- словесный: беседа;

- практический: самостоятельная работа

- Теперь выполним упр.84 на стр. 47. Составьте словосочетания, заменяя вопросы именем существительным сестра. Выполним это устно. (Письмо (кому?) сестре, письмо (к кому?) к сестре, письмо (кого?) сестры, письмо (от кого?) от сестры)

- В чём различие словосочетаний? (Отвечают на разные вопросы, разные падежи Д.п. и Р.п.)

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (к чему?) к ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  

(к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно. Прочитайте и выполните задание.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, к ёлке, по небу, к бабушке)

- В каком ещё падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. Прочитайте своё предложение и назовите его грамматическую основу.

- составлять словосочетания, меняя основное слово;

- находить различия;

- самостоятельно выполнять задания

- отвечать на вопросы

Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия.

Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

III. Итог

Рефлексия

- словесный: беседа, похвала

2 мин.

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы: кому? чему?, употребляются с предлогами к, по)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имён существительных)

- Запишите домашнее задание: стр.47 упр.85

- отвечать на вопросы;

- записывать домашнее задание

Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка в 4 классе по теме " Падеж имён существительных". УМК "Школа России".

Конспект урока, презентация к уроку. Урок с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на основе системно-деятельностного метода обучения....

Конспект урока русского языка «Число имён существительных» («УМК Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний об имени существительном как части речи; формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.Планируемые результаты Пред...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Изменение по падежам имён существительных» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление и обобщение знаний об изученных частях речи;Планируемые результатыПредметные:- уметь склонять имена существительные по падежам, отличать падежи по вспомогательн...