I.Самоопределение к деятельности 1. организация рабочего места - слово учителя - актуализация знаний
Словарная работа - практический: выделение орфограмм; - словесный: беседа
3. целеполагание | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться. - Прежде, чем мы начнём, поработаем со словарными словами. Праздник, вместе, овёс, восток, заря. – Теперь посмотрите на доску, что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж) до берега для мамы из бумаги с горки без товарища - Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы; из чего? из бумаги; с чего? с горки; без кого? без товарища) - Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги) Почему к некоторым словам задавали вопрос «кого?», а к некоторым словам вопрос «чего?»? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с) Сколько всего предлогов? (10) - Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж) - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж) Почему вы так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж) - Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать дательный падеж в тексте) | - приветствовать учителя; - определять орфограммы; - находить общие признаки данных слов;
- задавать вопросы Р.п.;
- отвечать на вопросы учителя; - называть предлоги Р.п.;
- формулировать тему и цель урока | Р:- принимать и сохранять учебную задачу.
Р.:- определять цель учебной деятельности, урока. |
II. Постановка и решение учебной задачи - практический: минутка чистописания, определение падежа; - словесный: беседа;
- практический: выделение окончаний - словесный: беседа
- практический: разбор орфограмм;
- практический: нахождение имён сущ. В Д.п.
- практический: запись предложений | 40 мин. | - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) - В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. - Запишите под диктовку словосочетания. Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу. - Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж) - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по) - А теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных. - Выполним упр.83 на стр.46. (Прочитайте. Назовите басни) 1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.(«Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.(«Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ.(«Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.(«Стрекоза и Муравей») - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?(«Стрекоза и Муравей») - Давайте разберём орфограммы. Объясните, какие буквы вставим и почему?(Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек; дереву - деревья; улицам - словарное слово; водили - водит; Муравью - разделительный мягкий знак; ползёт - полз) -Теперь в каждом предложении найдём имя существительное в Д.п. и зададим к нему вопрос от выделенного слова. - Что нам поможет определить дательный падеж?(Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по) Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью. - Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их и над именем сущ. В Д.п. напишите падеж. | - отвечать на вопросы учителя; - записывать число, классная работа; - записывать словосочетания; - определять падеж имён сущ. С помощью вопросов;
- определять предлоги Д.п.; - подчёркивать окончания имён сущ.; - читать предложения и определять басни;
- определять басню по иллюстрации; - определять и объяснять орфограммы в словах;
- находить имена сущ. В Д.п.; - отвечать на вопросы;
- задавать вопросы к именам сущ.; - записывать предложения | К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.
Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.
|
- практический: составление словосочетаний - словесный: беседа;
- практический: самостоятельная работа |
| - Теперь выполним упр.84 на стр. 47. Составьте словосочетания, заменяя вопросы именем существительным сестра. Выполним это устно. (Письмо (кому?) сестре, письмо (к кому?) к сестре, письмо (кого?) сестры, письмо (от кого?) от сестры) - В чём различие словосочетаний? (Отвечают на разные вопросы, разные падежи Д.п. и Р.п.) Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных. (От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (к чему?) к ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна. |
- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно. Прочитайте и выполните задание.
- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, к ёлке, по небу, к бабушке) - В каком ещё падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна) - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. Прочитайте своё предложение и назовите его грамматическую основу. | - составлять словосочетания, меняя основное слово;
- находить различия;
- самостоятельно выполнять задания
- отвечать на вопросы | Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия.
Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.
|
III. Итог Рефлексия - словесный: беседа, похвала | 2 мин. | - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы: кому? чему?, употребляются с предлогами к, по) - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имён существительных) - Запишите домашнее задание: стр.47 упр.85 | - отвечать на вопросы;
- записывать домашнее задание | Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе. |