Дательный падеж имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Дательный падеж имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Русский язык, 3 класс
Тема. Дательный падеж имён существительных
Цели: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: таблица «Падежи», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», синквейн, карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. (У доски работают трое учащихся – проверка разноуровневого домашнего задания)
1) Прочитать текст. Назовите, какие пропущенные буквы в словах вставили.
2) Разобрать слово по составу.
3) Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.
2. Каллиграфическая минутка.
- Откройте тетради.
- Запишите число, классная работа.
- Вспомним, как правильно пишется заглавная и строчная буква Зз.
- Запишем её в тетрадь 4 раза. Проверим ваше внимание.
3. Словарная работа.
- Работаем по словарю учебника с. 148. Запишите и запомните написание словарных слов на букву Зз.
- Составим синквейн со словом земляника.
Что? Земляника
Какая? Сладкая, красная.
Что делает? Растет, радует, цветёт.
Синоним. Ягода.
Предложение. В лесу растёт сладкая земляника.
- Запишем предложение. Найдём главные члены предложения.
4. Игра «Данетка». Проверим правила.
- Имя существительное это часть речи.
- Имя существительное изменяется по родам.
- Имя существительное обозначает действие предмета.
- Имя существительное имеет 3 числа.
- Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
- Имена существительные имеют 7 падежей.
- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих м.р. не пишется.
- Родительный падеж имён существительных отвечает на вопрос кого? чего?
- Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
Да, да, нет, нет, нет, да, нет, да, да, да.
5. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Определите падеж имён существительных.
Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.
- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже)
- Сформулируйте тему урока.
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)
III. Постановка учебной задачи
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
- Сегодня на уроке русского языка мы с вами ознакомимся с особенностями дательного падежа; будем развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.
IV. Новый материал
1. Объяснение новых знаний.
Дательный падеж
кому? чему? к, по
- Запишем словосочетания.
Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?
- Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?
ФИЗМИНУТКА.
- Продолжите и выполните:
Подойдите к чему? (к столу, к доске)
Пройдитесь по чему? (по полу, по скамейке)
Повернитесь к кому? (к учителю, к другу)
Постучите по чему? (по столу, по руке)
Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)
- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)
2. Первичное закрепление (работа в учебнике).
- Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)
- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
3. Рефлексия. Работа в группах.
- Выбрать капитана (гонца)
- У нас дистанционный диктант.
- ЗАДАНИЕ: списать предложение в именах существительных определить падеж.
Катится колобок по тропинке к лесу.
- Я написала предложение на листиках, но плутовка лиса перепутала все слова. И вам необходимо из слов составить предложение, а потом определить падеж.
V. Подведение итогов.
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
Выбираем своё высказывание:
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что ещё не ясно.
3. Ещё придется потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться.
ОЦЕНИВАНИЕ.
VI. Домашнее задание с объяснением: стр. 47, упр. 85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".
Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....
Дательный падеж имён существительных.
Данный материал, составленный к уроку русского языка, направлен на формирование у учащихся интереса к изучению падежей имён существительных и знаний о дательном падеже, существенных отличи...
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Дательный падеж имён существительных " 3 класс "Школа России"
"Дательный падеж имён существительных"...
Дательный падеж имён существительных. 3 класс
УМК « Перспективная начальная школа»...
Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс
Конспект урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...