Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Дательный падеж имён существительных " 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
"Дательный падеж имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дательный падеж имён существительных" | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: № 148 Учитель: Утарбекова Д.К.
Класс: 3 «Д» Студент: Глазырин Данил 43 гр.
Дата: 27.02.17
Кабинет: 214
Время: 8.00-8:45
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Дательный падеж имён существительных».
Цель урока: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
Личностные: создают условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивают, обобщают и делают выводы; создают условия для положительной мотивации к учению, воспитывают уважительное отношение к одноклассникам.
Предметные: создают условия для знакомства со способом определения дательного падежа имен существительных; организуют практическую деятельность, в ходе которой можно научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивают орфографическую зоркость.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 2ч Школа России. Канакина В.П. , презентация, раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Метод – словесный | 2 мин | Ребята я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хотят играть ребята в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе урок уж больно важный! Откройте тетради, запишите число. Сегодня 27 февраля. Классная работа | Эмоционально настраивать на урок Записывать число | Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2.Актуализация опорных знаний. Метод - словесный, наглядный, практический Прием- беседа, разбор предложения; вставка пропущенных букв. | 5 мин. | Разберите по членам предложения Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Определите падежи имен существительных Желтый помидор, гнездо сороки, слизать с дерева, слезать сметану, зарядить ружьё. (им.п, р.п, р.п, им.п,им.п) А теперь мы поиграем в игру « « Знаю орфограммы» Вам нужно вставить пропущенные буквы и прочитать слово, которое получится Мороз Пальто Трамвай Метель Счастье Лестница Четыре Солнце Илья Ванна Шоссе Какое получилось слово? (замечательно). Это оценка вашей работы. -Слова, какой части речи записаны? (сущ) Что такое существительное? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?). - Как изменяется имя существительное? (по родам, числам и падежам). - В каком падеже стоят имена существительные? (в Им.п). - Сколько падежей в русском языке? (6) |
Разбирать предложение и определять падежи имён существительных Вставлять пропущенные буквы Отвечать на вопросы | Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |
3.Постановка и решение учебной задачи Метод - словесный Прием-разбор группы слов; беседа по целям и задачам урока. | 2 мин. | Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж) до берега для мамы из бумаги с горки без товарища - Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10) - Какой падеж мы изучали в пятницу? (Родительный падеж) - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.) Так какая же тема нашего урока? (Дательный падеж имён существительных) А какую цель и задачи мы поставим перед собой? ( познакомиться с особенностями дательного падежа и развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.). Задачи: - узнать об особенностях Д.п; -учиться определять падеж по вопросу и предлогу. | Разбирать слова Отвечать на вопросы связанные с падежами Слушать учителя и отвечать на вопросы Формулировать цель и задачи урока | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. П: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; |
4. Решение частных учебных задач Практический: Чтение и поиск ответов на вопросы Метод: словесный. Прием: беседа Метод: практический Прием: Работа со стихотворением, работа со словосочетаниями, разбор пословиц и поговорок, разбор упражнения про басни.
| 20 мин. | Что вы можете рассказать о дательном падеже, прослушав стихотворение. Я называюсь дательным. Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я смогу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. Что отвечает на вопросы кому? чему? и имеет предлоги к и по. Запишите под диктовку словосочетания. Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу. - Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.) - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) - Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»? - Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца? А теперь поиграем в игру «Кто первый?» Работать вы будете в парах Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке. 1.Выписать словосочетания в Д.п. 2. Определить падежи оставшихся словосочетаний. 3. Происходит проверка со слайда. Работа с пословицами и поговорками Ум да разум надоумят сразу. Нет ума, считай калека. Сила уму уступает. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Всяк живи своим умом. Что на уме, то и на языке. В этих пословицах и поговорках есть слово, которое употреблено во всех падежах. Так ли это? (да) Проговорим формы этого слова. Придумайте цепочку однокоренных слов к слову ум (устно) Откройте учебник на стр.46 №83. Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.) 1.Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам Слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей») - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей») Спишите, вставьте пропущенные буквы. - Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.) - Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.) - Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.) - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.) | Работать со стихотворением Строить речевое высказывание Делать вывод по заданию Играть в игру «Кто первый?» Производить проверку Разбирать пословицы и поговорки Прочитать упражнение и назвать басни Вставить пропущенные буквы Слушать и отвечать на вопросы учителя | П: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
5. Физминутка | 2 мин. | Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | выполнять упражнения | |
6. Первичное закрепление Метод: Практический Прием: работа в парах, работа со стихотворением. Метод: Словесный Прием: проверка выполненного задания Метод: практический, cсловесный Прием: индивидуальная работа по карточкам; вывод по данным заданиям. | 10 мин. | На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже? - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? - Прочитайте стихотворение о дательном падеже. - Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения? Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь. - Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен?(щедрым). - Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже, выделите окончания. Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание. Карточка № 1. Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна. Карточка № 2. Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных. (От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (над чем?) над полем, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна. Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке) - В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем) - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. - Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу. | Отвечать на вопросы Слушать учителя и записывать слова Работать со стихотворение Работать по карточкам Отвечать на вопросы по заданию в карточках Обобщить и сделать вывод по данным заданиям | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание; логические - осуществляют анализ. К: умение излагать свое мнение. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П: рефлексия способов и условий действий. . |
8.Рефлексия (итог урока) Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к теме урока, обобщение | 2 мин. | Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.) C какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже? (по, к). - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.) Что нового вы узнали на уроке? Какая работа понравилась вам больше всего? Урок был – полезный, познавательный… На уроке чувствовал себя…. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке Молодцы ребята! Спасибо за урок! | Анализировать полученные знания Определять уровень усвоения темы урока | Л: Участие в подведении итогов урока. Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Правописание и перенос слов с разделительным мягким знаком."...
Технологическая карта урока по русскому языку "Имя прилагательное" (3 класс, УМК "Школа России")
....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс "Школа России"
"Изменение имён прилагательных по родам"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 класс "Школа России"
Разработка технологической карты урока позволила мне понять сам принципп дифференциации учебного процесса на уроке. Карта отмечена дипломом первой степени всероссийского конкурса от Эффектико-пр...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать усло...
Технологическая карта урока по русскому языку «Обобщение о падежах имен существительных»
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...