Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Куулар Хенче Мергеновна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

Родительный и предложный падежи имён прилагательных

 множественного числа

( 4 класс, УМК «Школа России»)

                                                                                                     Подготовила

                                                                                                                     учитель начальных классов,

Куулар Х. М.

2023 г.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Формирование умений распознавать родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных множественного числа.

Планируемые предметные
результаты

Научатся определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Метапредметные УУД

Познавательные: научатся самостоятельно находить способы решения проблемной ситуации, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в парной работе, договариваться друг с другом.

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Образовательные ресурсы

компьютер, проектор, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, учебник «Русский язык. 4 класс», авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация к уроку, оценочный лист.


Организационная структура урока

Этап урока

Ход урока

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

-Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице…(зима).

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли, я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализа-ция знаний.

III.Самоопределение к деятельности.

-Откройте учебники, тетради, запишите сегодняшнюю дату!

1. Каллиграфическая работа.

-Ребята, c какой буквы начинается слово зима?

-Какой звук она обозначает?

-Дайте характеристику этим звукам?

- Запишите в тетрадь слоги, используя букву « з». - Обратите внимание на верхние и нижние соединения.

Зо За Зм Зл Зя Зн Зк

 зо за зм зл зя зн зк

2. Повторение пройденной темы

-Ребята, а вы знаете, какие птицы зимуют у нас в Тыве?

-Давайте сейчас прочитаем небольшой текст о вороне!

- Подчеркните в этом тексте имена прилагательные!

(карточка 1)

-Что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- В предложении имена прилагательные чаще всего, какую функцию выполняют?

-Мы должны зимой помочь птицам, кормить их, сделать для них кормушки. Любить и защищать наших маленьких пернатых друзей!!

-На доске представлены результаты склонения словосочетания хитрые вороны по всем падежам!

Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.  Сформулируйте тему нашего урока.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

Какую цель на урок мы поставим?

-Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают характеристику звукам, выполняют записи в тетрадях.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Один ученик читает у доски

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях (взаимопроверка).

Отвечают на вопросы учителя.

Строят устный ответ по вопросам учителя.

Учатся ставить задачи учебной деятельности для разрешения проблемной ситуации.

научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа.

Выделять

существенную

информацию из личного запаса знаний.

 Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу.

Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее.

IV. Получение новых знаний.

Физкультминутка

VI. Рефлексия.

VII. Итог.

VIII. Д.з.

Ребята, откройте учебники на странице 43. Прочитайте еще раз тему нашего урока. Найдите упр. 90. Давайте рассмотрим схемы. Мы с вами только, что выполняли задание и узнали, в каких падежах пишутся одинаковые окончания. Давайте повторим? В каких падежах?

- Правильно, в родительном и предложном.

Ребята найдите упражнение 91. Прочитайте стихотворение. К доске идёт Ай-Нура.

 Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны: вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зелёные весны.

О чем это стихотворение? Что вы представили, читая стихотворение?

-Ребята, спишите текст. (Один ученик работает у доски). Списали? Теперь возьмите карандашики и укажите имена прилагательные в родит. падеже. Назовите, какие прилагательные вы нашли? (ответы детей). Ребята, а почему они имеют разные окончания? Правильно потому, что в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном.

Какой вывод мы можем сделать? Имена прилагательные в ед.ч. и во мн.ч. имеют разные окончания. Это вам знакомо.

Найдите ниже 2 слова, прочитайте их (один ученик читает всему классу по слогам) богатство, хозяйство. Работа со словарём.

Теперь прочитайте с ударением. Ребята , что такое богатство как вы понимаете? (Работа со словарём). . Молодцы! А что такое хозяйство? (Работа со словарём). Запишите эти два слова к себе в тетрадь, поставьте ударение, проверьте, правильно ли вы записали.

- А теперь, давайте отдохнём! Положите ручки, все встали и внимательно смотрим на экран и повторяем за Чудариками.

     - именами прилагательными в Р.п., 2 вариант  - в П.п.

На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, в глубоких сугробах, низких сосен, на маленьких ёлочках.

- Заполните кластер.

- Оцените свою работу на уроке.

 - Сегодня на уроке..

Я понял(а)…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

- Как различить имена прилагательные множественного числа в Р.п. и П.п.?

с. 44, упражнение 94. Составить предложения с любой парой словосочетаний.

Открывают учебники.

Рассматривают схемы;

в родительном и предложном.

Читают стихотворение

Это стихотворение о природе;

Списывают текст;

Проверяют;

 

в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном.

записывают слова в тетрадь

Выполняют движения из экрана

Понимать
на слух ответы учащихся. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

V. Закрепление.

Физмунтка для глаз

1. Упражнение 92. Прочитайте предложения. Задание спишите и вставьте пропущенные буквы. Внимание! 1 вариант записывают 1 и 2 предложения, потому что они маленькие, и вставлять там немного, а 2 вариант записывают 3 предложение. Заканчиваем. Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши, проверьте по слайду. Отдайте тетради обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь. Ребята, какое предложение вам показалось более красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?

Укажите падеж имен прилагательных , выделите их окончания. Кто желает ответить?  (слушаем ответы). Ребята, у кого-то есть по-другому? Если нет, то вы выполнили правильно

- Наверное, ваши глазки устали, ребята! Давайте сделаем паузу и выполним разминку для глаз!

2.  Разноуровневые карточки для индивидуальной работы

Игра «Угадай падеж слова»

Любимых песен, красивых птиц, о любимых песнях, о красивых птицах, весёлых игр,  о весёлых играх, вьюжных зим, о вьюжных зимах.

Выполняют задание на закрепление нового материала, делают самопроверку, самооценка

Учащиеся самостоятельно работают

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха

 в учебной деятельности;

 

Рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов

 деятельности

VI. Рефлексия.

VII. Итог.

VIII. Д.з

Вы все хорошо поработали и справились со всеми заданиями. Теперь оцените свою работу на лесенке успеха. Если вам понравился урок, и вы всё поняли, нарисуйте солнышко на третьей лестнице. Если вам понравился урок, но вы не до конца поняли новую тему, нарисуйте грустный смайлик на второй лестнице. Если вам не понравился урок, и вы ничего не поняли, нарисуйте тучу на первой лестнице.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VII. Итог урока.

-Как различить Родительный падеж имен прилагательных множественного числа от Предложного падежа имен прилагательных множественного числа?

Подводят итог уроку в виде устных высказываний.

Учатся представлять себе и окружающим степень усвоения учебной задачи

VIII. Домашнее

задание

с. 44, упражнение 94. Спишите каждое словосочетание, а рядом с ним запишите это же словосочетание в предложном падеже.

 Учитель проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Оценки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


Разноуровневые карточки для индивидуальной работы

Карточка 1.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания прилагательных, определи падеж.

В зимн ____ сумерки л__са выходит на охоту. Деревню укутали зимн_____ сумерки. Бел____ снежинки весело кружились в воздухе. На бел___ снежинки любовались дети.

Карточка 2.

Исправь ошибки в окончаниях имён прилагательных, укажи падеж, число, род.

У дома растут молодыи ( ) берёзки. На их веточках качаются озорныи ( ) воробьи. Весёлыи ( ) песни радуют маленькех( ) детей. Дружныи ( ) ребята строят большыи ( ) крепости. Скоро начнутся снежныи (

Карточка 3.

Просклоняй словосочетания белые кусты, выдели окончания.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числаТип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)Цель урока: Создать условия для...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...