Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)
Цель урока: Создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.
Задачи урока:
- обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.
- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.
- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelnyy_i_predlozhnyy_padezhi_imyon_prilagatelnyh_mnozhestvennogo_chisla_2019.docx | 89.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Дата проведения: 15.03.2019
Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)
Цель урока: Создать условия для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.
Задачи урока:
- обучающая: научить сопоставлять родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить с порядком работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.
- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.
- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.
Планируемые результаты:
личностные: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.
метапредметные(УУД) :
- Познавательные –самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез
- Регулятивные –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
- Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;
Ресурсы: учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс,2 часть, стр.43; презентация, проверочные работы;
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная .
Ход урока
- Организационный этап
- приветствие, знакомство;
- эмоциональный настрой к уроку;
– Доброе утро, мои дорогие! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов!
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Привет! (прикосновение всей ладонью)
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло, хорошую энергию. Улыбнитесь другу другу ! А теперь за работу!
- проверка готовности у уроку.
– Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы!
– Как вы понимаете смысл фразы «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть»?
– Учите свой язык и будете грамотными. В любой жизненной ситуации всегда обязательны знания грамоте, поэтому это очень важно для каждого человека.
Воспринимают и выражают своё отношение к пословице - Если будешь грамотен, ты нигде не пропадёшь.
II. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)
– Девочки, посмотрите на своего партнера, запомните его. 1 варианты строят внутренний круг, 2 варианты находят своих партнеров. И у нас таким образом получился внутренний круг и внешний круг.
- Что вы можете дополнить к ответу вашего партнера? Согласны ли вы с его ответом?
Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом своего собеседника). Теперь громко отсчитайте ровно столько, сколько сезонов в году, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера .
- Что такое имя прилагательное?
-ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру. У вас 15 секунд. Что вы можете дополнить к ответу вашего партнера? Согласны ли вы с его ответом?
- Что обозначают имена прилагательные? ...
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?...
- С какой частью речи употребляются?...
- Как изменяются имена прилагательные?...
- Приведите примеры имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р. ...
- А что мы еще знаем об именах прилагательных? …
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
- Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
- Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).
- Прочитайте стихотворение.
Все кругом объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
-Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком…
( Объяты, разъяренный, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съежился, отъявленный-неисправимый )
- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
( После приставок, оканчивающихся на согласный , перед буквами е, ё, ю , я.)
- Обозначьте в словах орфограмму.
- Найдите слова с разделительным мягким знаком
(Зверье, печеньем )
-В чём разница в условиях написания разделительных твёрдого и мягкого знаков?
(Твердый знак пишется после приставки, мягкий знак пишется в корне слова или между корнем и суффиксом.)
-Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте. Определите их число и падеж.
(Разъяренный(ед.ч,им.п) , замечательный( ед.ч,им.п), несъедобный(ед.ч, им.п) , отъявленный( ед.ч,им.п), сверхъестественной (ед.ч, д.п).)
(На слайде 2 предложения)
- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы
1. Много работы весной у перелетн… птиц
2. Я с детства мечтал о дальн… странствиях
-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.
(Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) )
-Как вы определили?
(По существительным)
-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему?
(Ых, их)
-Кто догадался, какова тема нашего урока?
(Окончания имен прилагательных в множественном числе в Р. и П. п.)
-Сформулируйте цель урока, поставим задачи, чтобы достичь этой цели.
(Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.
Какую цель на урок мы поставим? научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа. )
- Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.
IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
- Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).
- Ребята, возьмите карточки №1 перед собой и просклоняйте данные словосочетания. Кому карточки не достались, выходим к доске.
И.п. | Веселые песни | Яркие звезды |
Р.п. | Весёлых песен | Ярких звезд |
Д.п. | Весёлым песням | Ярким звёздам |
В.п. | Веселые песни | Яркие звёзды |
Т.п. | Весёлыми песнями | Яркими звёздами |
П.п. | О весёлых песнях | О ярких звёздах |
- Обменяйтесь карточками с соседом, возьмите карандаши, проверьте. Отдайте карточки обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь.
- Девочки, что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.
- Поиск решения («открытие» нового знания).
- Откройте учебник на странице 43.
-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе в родительном и предложном падежах.
(В родительном падеже и предложном- ых, их.)
- Первичное закрепление.
- Откройте упражнение 91
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-О чём в нем говориться?
(О красоте русской природы.)
-Спишите. Укажите имена прилагательные в родительном падеже.
-Назовите имена прилагательные в родительном падеже.
(Русского, вьюжных)
-Почему они имеют разные окончания?
(Разное число)
-Какое прилагательное стоит во множественном числе?
(Вьюжных)
-Какое окончание оно имеет?
-Ых
- Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
- Откройте упражнение 94.
-Прочитайте один раз про себя, в чём сходство этих столбиков? Посмотрим образец.
-Нужно ли употреблять предлоги? Какие?
(Да. Нужно употребить предлог «о».)
-Вам нужно будет изменить прилагательные в предложный падеж. Выделите окончания и у им.прил.и у им.сущ. Это задание будете выполнять на карточках под №2.
-Давайте проверим. Для этого собираетесь в группы: зелёные карточки, желтые карточки и белые карточки. Возьмите с собой простые карандаши.
(Выполняют проверку)
Физкультминутка.
-Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в Пр.падеже, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное в Р.п., вы шагаете на месте.
На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек.
Самостоятельная работа .
- Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, указать их падеж. Сделать морфол.разбор на любое имя сущ. и имя прилаг.
Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов урока с поставленными целями.
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).
- Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока?
- Добились ли мы этой цели?
-Что на уроке было для вас новым?
-Чему научились?
- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?
- Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд фразеологизма:
БЫЛ НА ВЫСОТЕ
БИЛ БАКЛУШИ
ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ
МОТАЛ НА УС
МОЛЧАЛ КАК РЫБА
РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК
ВИТАЛ В ОБЛАКАХ
VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).
-Откройте дневники, запишите Д/З.
-Вам нужно будет придумать и написать 4 предложения, в которых есть им.прил. множ. числа в Род. и Пр. падежах.
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса
Тема: « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока: 1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...
презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной
презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...
конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».
Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...
Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...
Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа
урок изучения нового материала...