Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хуснутдинова Румия Рафитовна

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: Создать условия для  распознавания  имен прилагательных множественного числа в  родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Задачи урока:

- обучающая: научить сопоставлять  родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить  с порядком  работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.

- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух;  умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.

- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Дата проведения: 15.03.2019

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: Создать условия для  распознавания  имен прилагательных множественного числа в  родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Задачи урока:

- обучающая: научить сопоставлять  родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; познакомить  с порядком  работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащать свою речь именами прилагательными.

- развивающая: развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; развивать познавательный интерес учеников; умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух;  умение действовать по алгоритму; анализировать, умение делать выводы.

- воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Планируемые результаты:

личностные: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.

метапредметные(УУД) :

  • Познавательные –самостоятельно выявлять  и формулировать  познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез
  • Регулятивные –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;  оценивание качества и уровня усвоения материала 
  • Коммуникативные –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

предметные: уметь определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

Ресурсы: учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс,2 часть, стр.43; презентация, проверочные работы; 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная .

Ход урока

  1. Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- эмоциональный настрой к уроку;

– Доброе утро, мои дорогие! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов!

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Привет! (прикосновение всей ладонью)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло, хорошую энергию. Улыбнитесь другу другу ! А теперь за работу!

- проверка готовности у уроку.

– Проверим готовность к уроку. Все приготовили? Молодцы!

– Как вы понимаете смысл фразы «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть»?

– Учите свой язык и будете грамотными. В любой жизненной ситуации всегда обязательны знания грамоте, поэтому это очень важно для каждого человека.

Воспринимают и выражают своё отношение к  пословице -  Если  будешь грамотен, ты нигде не пропадёшь.

II. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)

– Девочки, посмотрите на своего партнера, запомните его. 1 варианты строят внутренний круг, 2 варианты находят своих партнеров. И у нас таким образом получился  внутренний круг  и внешний круг.

- Что вы можете дополнить к ответу вашего партнера? Согласны ли вы с его ответом?

Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом своего собеседника). Теперь громко отсчитайте ровно столько, сколько сезонов в году, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера . 

  1. Что такое имя прилагательное?

-ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру. У вас 15 секунд. Что вы можете дополнить к ответу вашего партнера? Согласны ли вы с его ответом?

  1. Что обозначают имена прилагательные? ...
  2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?...
  3. С какой частью речи употребляются?...
  4. Как изменяются имена прилагательные?...
  5. Приведите примеры имен прилагательных  м.р., ж.р., ср.р.    ...

- А что мы еще знаем об именах прилагательных?  …

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
  2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

  • Прочитайте стихотворение.

Все кругом объяты страхом:

Разъяренный людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Все зверье уносит ноги.

Даже несъедобный ежик

Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

-Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком…

( Объяты, разъяренный, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съежился, отъявленный-неисправимый )

- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?        

( После приставок, оканчивающихся на согласный , перед буквами е, ё, ю , я.)

- Обозначьте в словах орфограмму.

- Найдите слова с разделительным мягким знаком

(Зверье, печеньем )

-В чём разница в условиях написания разделительных твёрдого и мягкого знаков?

(Твердый знак пишется после приставки, мягкий знак пишется в корне слова или между корнем и суффиксом.)

-Назовите  имена прилагательные, которые встретились в тексте. Определите их число и падеж.

(Разъяренный(ед.ч,им.п) , замечательный( ед.ч,им.п),  несъедобный(ед.ч, им.п) , отъявленный( ед.ч,им.п), сверхъестественной (ед.ч, д.п).)

                                                                         (На слайде 2 предложения)

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы

1.  Много работы весной  у перелетн… птиц

2.  Я с детства мечтал о дальн… странствиях

-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.

(Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п) )

-Как вы определили?

(По существительным)

-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему?

(Ых, их)

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

(Окончания имен прилагательных  в множественном числе в Р. и П. п.)

-Сформулируйте цель урока, поставим задачи, чтобы достичь этой цели.

(Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

Какую цель на урок мы поставим? научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа. )

- Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

  1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

  1. Ребята, возьмите карточки №1 перед собой и просклоняйте   данные словосочетания. Кому карточки не достались, выходим к доске.

И.п.

Веселые  песни

Яркие  звезды

Р.п.

Весёлых песен

Ярких звезд

Д.п.

Весёлым песням

Ярким звёздам

В.п.

Веселые песни

Яркие звёзды

Т.п.

Весёлыми песнями

Яркими звёздами

П.п.

О весёлых песнях

О ярких звёздах

 

- Обменяйтесь карточками с соседом, возьмите карандаши, проверьте. Отдайте карточки обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь.

- Девочки, что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.

  1. Поиск решения («открытие» нового знания).
  1. Откройте учебник на  странице 43.

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе в родительном и предложном падежах.

(В родительном падеже и предложном- ых, их.)

  1. Первичное закрепление.
  1. Откройте упражнение 91

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-О чём в нем говориться?

(О красоте русской природы.)

-Спишите. Укажите имена прилагательные в родительном падеже.

-Назовите имена прилагательные в родительном падеже. 

(Русского, вьюжных)

-Почему они имеют разные окончания? 

(Разное число)

-Какое прилагательное стоит во множественном числе? 

(Вьюжных)

null

-Какое окончание оно имеет?

-Ых

  1. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

  1. Откройте упражнение 94.

-Прочитайте один раз про себя, в чём сходство этих столбиков? Посмотрим образец.

-Нужно ли употреблять предлоги? Какие?

(Да. Нужно употребить предлог «о».)  

  

-Вам нужно будет изменить прилагательные в предложный падеж. Выделите окончания и у им.прил.и у им.сущ. Это задание будете выполнять на карточках под №2.

-Давайте проверим. Для этого собираетесь в группы: зелёные карточки, желтые карточки и белые карточки. Возьмите с собой простые карандаши.

(Выполняют проверку)

Физкультминутка.

-Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в Пр.падеже, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное в Р.п., вы шагаете на месте.

   

На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних  деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек.

Самостоятельная работа .

- Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, указать их падеж. Сделать морфол.разбор на любое имя сущ. и имя прилаг.

         

Приехали к родн___  сёстр__  , лежали на бел___  сугробах, любовался  белоснежн_____  кружевами,  рисовал разноцветн_____  красками,  думали о летн____ каникул____ ,  кружились около белоствольн___ берёз.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленными целями.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока?

- Добились ли мы этой цели?

-Что на уроке было для вас новым?

-Чему научились?        

- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

- Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд фразеологизма:

БЫЛ НА ВЫСОТЕ 

БИЛ БАКЛУШИ 

ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ 

МОТАЛ НА УС 

МОЛЧАЛ КАК РЫБА 

РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК 

ВИТАЛ В ОБЛАКАХ 

VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

-Откройте дневники, запишите Д/З.

-Вам нужно будет придумать и написать 4 предложения, в которых есть им.прил. множ. числа в Род. и  Пр. падежах.

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...