Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Каргина Елена Аркадьевна

Тема: 
« Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».

Цели и задачи урока: 
1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; отрабатывают порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащают свою речь именами прилагательными. 
2.Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе. 
3.Развивающая: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Hod_uroka2.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Талдомский район п. Запрудня

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

4 класс

Учитель начальных классов Каргина Елена Аркаддьевна.

                                           Тема:

« Родительный и предложный падежи имён прилагательных

                       во множественном числе».

Цели и задачи урока:

1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; отрабатывают порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащают свою речь именами прилагательными.

2.Воспитательная:  воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

3.Развивающая: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.                                                                

                                                     

Оборудование: 

1.  ТСО: проектор, экран, компьютер, магнитофон,  диск с музыкой для физкультминуток, диск с компьютерной презентацией.    

 2.   Карточки 1,2,3(склонение), карточки с падежами, тетради, учебники.


                                                      Ход урока.                

1.Организационный момент.

                                  Утром в школу мы бежим.

                             На мороз мы не глядим.

                             Под ногами снег скрипит,

                             В небе солнышко блестит.

                             На уроке тишина,

                            А на улице…(зима).                                                                            

                                                                                                                                      -Ребята, сегодня на уроке мы совершим прогулку по зимнему лесу, полюбуемся красотами Зимушки-зимы.


2.Проверка домашней работы.


                              а) фронтальный опрос

   -Ребята, какое домашнее задание вам было задано на дом ? (Упр.№344.)

   -Прочитай то, что написал.

      (Идёт разбор домашнего упражнения.)

                             б) работа по карточкам

Двое ребят работают у доски, а пятеро на своих местах. Далее учитель проверяет и оценивает работу. Карточки можно найти в приложении.

3.Каллиграфическая минутка.

-Ребята, c какой буквы начинается слово зима?

-Какой звук она обозначает?

-Дайте характеристику этим звукам?                                                                      - Запишите в тетрадь слоги, используя букву « з».                                                     - Обратите внимание на верхние и нижние соединения.  

          Зз     Зо    За    Зм     Зл     Зя      Зн      Зк

          зз      зо    за     зм     зл     зя       зн       зк

4.Словарно-орфографическая работа.        

                              а) Разгадывание кроссворда.

  - Давайте повторим написание словарных слов и разгадаем кроссворд.  Я буду загадывать загадки, а вы их будете разгадывать и записывать в тетрадь.

             1) Это на стене висит.

                 Нам о многом говорит.

                 О неделях, месяцах,

                 О годах и о веках.

                 

                                         (Календарь.)

  1. Первый  месяц зимы. ( Декабрь.)
  2. 1/ 12 часть года. ( Месяц.)

4)  Самый первый месяц в году. ( Январь.) Показ слайда.

                               б)  Обозначение орфограмм, постановка ударения.

                                 

   -Ребята, выделите в словах орфограммы и поставьте знак ударения самостоятельно. Далее проверяем.

                               в) Знакомство с этимологией слов декабрь, январь.        

                                 

    - Какой ещё зимний месяц вы знаете?

    - Кто знает откуда пришли названия месяцев?

    - Что эти названия обозначают?

    -  Из Древнего Рима пришли к нам названия  месяцев. Начало года только поменялось. У древних римлян в марте начинается год. Декабрь – обозначал «десятый». Январь был назван в честь римского бога Януса. Это бог обращения солнца, всех начинаний и завершений.

5. Физкультминутка.

                                     Кружатся снежинки

                                     Белые пушинки.

                                     Ветер снегом заметает

                                     Кустики, деревья.

                                     А зима всё застилает

                                     Снежные постели.

                                     Спят деревья, спят кусты,

                                     Спят полянки и цветы.

                                     Тишина в лесу стоит

                                     На урок на наш глядит.

6. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи..

  - Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.

  - Что такое имя прилагательное?

  - Как оно изменяется?

  - С какой частью речи связано?

  - Сегодня на уроке мы будем учиться различать два падежа имен прилагательных в форме множественного числа, прочитайте тему урока  на  доске.

7.Сопоставление родительного и предложного падежей прилагательных в форме множественного числа.

    1)Упражнение в склонение имён прилагательных во множественном числе

  - Давайте просклоняем словосочетание белые легкие снежинки. К доске идёт ученик и выполняет работу на доске, а все дети делают в тетрадях.

  - Назовите в каких падежах у имён прилагательных множественного числа одинаковые вопросы и окончания? ( И.п.,  В.п. и Р.п., П.п.)

  - Давайте посмотрим на таблицу и сравним.

  - Как мы различали на том уроке И.п.  и В.п.?( По имени существительному)

  - Давайте посмотрим на другую таблицу и сравним.

  - Сравните падежные вопросы и окончания этих падежей у прилагательных во множественном числе? ( Они одинаковые.)

  - Поэтому, ни по вопросу, ни по окончанию эти падежи распознать невозможно.

  - Что тогда можно сделать? ( Различить по предлогу.)

  - Как же можно распознавать эти падежи с помощью предлога? ( В родительном падеже не всегда бывает предлог, а предложный падеж без предлога не употребляется.)

  - Как быть, если прилагательное стоит с предлогом в обоих падежах? ( Тогда предлоги у них разные, потому что с родительным падежом употребляются одни предлоги, а с предложным другие.)

  - Назовите предлоги родительного падежа, предложного.

  - Скажите самое главное отличие  этих падежей в словосочетании, предложении?

  - Прочитайте словосочетания в учебнике на с. 39.

  - Что можете сказать? (Различить можно по окончанию имени существительного.)  

  -  Делаем вывод: имена прилагательные в форме множественного числа в родительном и предложном падежах различают по существительному, с которыми они связаны в словосочетании и предложении; по предлогам.

   2) Физкультминутка.

   3) Коллективная работа.

     - А теперь давайте запишем два предложения под диктовку.

      ( Ёлочки росли около высоких стройных берёз. Метель распевала песни о высоких стройных берёзах.)

     - Посмотрите на доску и проверьте  предложения.

     - Какие имена прилагательные здесь написаны?

     - В каком числе  они употреблены?

     -  Теперь достаньте карточки и определите у них падеж.

   

9.Работа с учебником. .

 

    1) Выборочное списывание с заданием (упр. 351, с. 39).

       - Откройте учебник, прочитайте задания и самостоятельно найдите имена прилагательные, которые стоят во множественном числе.

       - Спишите предложения с этими  именами прилагательными.

       - Определите у них падеж.

       - Давайте проверим вашу работу.

   2) Упражнение в распознавании родительного и предложного падежей имён прилагательных во множественном числе.

      - Ребята, сейчас у нас будет диктант с использованием сигнальных карточек.

     

   На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних  деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек.

        

10. Домашнее задание: упражнение №352.

11. Итог урока.

   

   - Что на уроке было для вас новым?

   - Чему научились?

   - Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?        

   -Понравилась вам прогулка по зимнему лесу?

                                          Приложение.

                                           Карточка 1.

         Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, определить падеж.

         В зимн ____   сумерки   л__са выходит на охоту. Деревню укутали зимн_____  сумерки. Бел____  снежинки весело кружились в воздухе. На бел___  снежинки любовались дети.

                                           Карточка 2.

          Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, указать их падеж.

          Приехали к родн___  сёстр__  , лежали на бел___  сугробах, , любовался  белоснежн_____  кружевами, рисовал разноцветн_____  красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.

                                         Карточка 3.

           Исправь ошибки в окончаниях имён прилагательных, укажи падеж, число, род.

           У дома растут молодыи  (                            ) берёзки. На их веточках качаются озорныи (                                 ) воробьи. Весёлыи (                         ) песни  радуют маленькех(                            ) детей. Дружныи (                       ) ребята строят большыи (                   ) крепости. Скоро начнутся снежныи (                  

                         

                                     

                                                      Карточка 4.

            Просклонять словосочетания белые кусты, выдели окончания.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                

                                              Карточка 5.

            Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Выделить их окончания, указать падеж, число, род прилагательных.

                                     Зимой.

            Пришла ___________зима. Она завалила всё ______________________ снегом. Наступили ______________ ночи. Луна ярко освещала_____________ поляну. Звёздочки зажглись на ____________ небе. Они осветили лес ______ светом. На охоту вылетела _____________ сова. Совята остались ждать _____

______ маму.

                                            Карточка 6.

             Вставь окончания, определи склонение и падежи.                               шишки у ёлк___                                         лежал на ветк____

 стихи о метел___                                      день без вьюг_____

 кружились в воздух____                           говорил о дерев____

 подошёл к рябин____                               слетел с ел____

 сидели на берёз_____                               был в шапк____

                             

Литература.

РАМЗАЕВА Т. Русский язык 4 класс . Книга для учителя. 2008., м.о., из-во Дрофа, Москва

Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой "Русский язык. 4 класс". II полугодие 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по изучению особенностей предложного падежа "Сказы старого мастера" (учёт НРЭО)

Данный урок проводится в рамках краеведческого дня "Сказы старого мастера". Учащиеся получают возможность уточнить свои представления об особенностях предложного падежа; обобщить знания о жизни и твор...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...

Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".

На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...