Конспект урока по русскому языку« Что такое корень слова. Однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
- Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
- Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
- Обогащать словарный запас учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_koren.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
« Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?»
(проблемное обучение)
Проблема:
- Какие слова называются родственными?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
Цель: научить находить в родственных словах общую часть , т.е. корень слова, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
- Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
- Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
- Обогащать словарный запас учеников.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
3. Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть.
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Понятие об однокоренных словах .
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
- -родственные слова,
- -корень слова,
- -однокоренные слова
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
Физминутка .
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
Групповая работа.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
- 1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
- 2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
- 3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
- 4 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.
1 группа
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…..(медведь).
Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.
2 группа
На овчарку он похож,
Что ни зуб- то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.( волк)
Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.
Задания для самопроверки
Корень слова. Однокоренные слова.
1.Прочитай слова. Спиши их, поставь в них ударение. Выдели в них дугой общую часть (корень).
Гора сады
горка садик
горный садовая
гористая садовник
2.Запиши 3-4 родственных слова к слову лес. Выдели корень.
Корень слова. Однокоренные слова.
1.Какие слова называются однокоренными?
2.Придумай и запиши к словам дом, море 2-3 однокоренных слова. Выдели корень, поставь ударение.
3.Прочитай.Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень.
Берёза, моя берёзонька,
Берёзка, моя кудрявая!
Люблю тебя, моя берёзонька, незабываемая!
Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
Рефлексия.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
- Наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Целью урока является создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...
Конспект урока по русскому языку (2 класс) "Корень слова"
Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся....
Конспект урока по русскому языку по теме "Корень слова"
Конспект урока по русскому языку по теме "Корень слова" для учащихся 3 класса...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" 2 класс по учебнику Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др.
Сценарий урока разработан для сайта Учи.ру....
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова", 3 класс
Данный конспект урока подойдёт для 3 класса...
открытый урок по русскому языку 3 класс "Корень слова.Однокоренные слова
Открытый урок 3 класс с целью обмена опытом и распространения методики обучения ( мастер - класс)...