Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный конспект урока подойдёт для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Корень»
- Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу. « Терпение и труд всё перетрут».
-О чем говорит пословица? (О том, что если будешь терпеливо трудиться, то узнаешь много нового и интересного.)
-А чему мы можем учиться на уроке? (Красиво и грамотно писать и говорить. Откроем что-то новое. На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания о речи, тексте, предложениях… Красиво и правильно писать слова, составлять предложения и тексты.)
-Кто хочет сегодня узнать новое о великом и могучем русском языке? Научиться чему-то новому?
- Я желаю всем вам сегодня удачи! У нас сегодня очень важная миссия- мы будем исследователями. Итак, в путь!
- Начнём мы наше исследование с букв.
-На минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает глухой мягкий согласный в слове кит. Какая это буква? (К)
- Давайте посмотрим на слайд и выберем, какое написание заглавной и строчной букв К к– верное.
-Почему неверно первое написание? Нет второго элемента буквы.
-Почему неверно второе написание? -Слишком большая петелька, буква написана выше строки, и в первом элементе не прямая линия идет вниз, а изогнутая.
-Посмотрим внимательно на верное написание.
-Третье написание.
Выполняют задание
Я тетрадь свою открою
Под наклоном положу.
Я от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Итак, записываем в тетради число и классную работу. И с новой строчки пишем К заглавную и строчную. 1 строчку.
-Снова посмотрим на образец и сравним с ним свою работу.
-Кто написал верно, правильно?
-У кого есть неточности?
-Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы.
- А теперь мы дальше продолжаем своё исследование.
- Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.
Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)
Проверка на экране. Взаимопроверка
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)
- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:
Из первого слова – первую букву,
Из второго слова –вторую букву ,
Из третьего слова – четвертую букву,
Из четвертого слова – третью букву,
Из пятого слова – третью букву,
Из шестого слова – последнюю букву
- Какое слово получилось? КОРЕНЬ
Сколько значений имеет это слово? ( Несколько). Значит, это многозначное слово. Где можем посмотреть толкование этого слова? ( В толковом словаре).
С каким значением мы на уроке будем работать? Какие цели поставим перед собой на уроке? Узнаем..., научимся выделять... научимся подбирать...
Что такое корень слова, как выделить в слове корень, как на письме обозначить корень, как составить однокоренные слова...
- Давайте дальше разбираться. В тетради с новой строчки запишем слова: лес, лесник, лесной, лесть.
- Как вы думаете, какое слово будет лишним?( Лесть.)
- Почему?( У этого слова другое значение)
- Почему же мы выделили лишнее слово? (Потому что оно отличается от остальных).
- Чем?( Смыслом)
- Что это значит? ( у слов лес, лесник... общее значение, а у слова лесть – другое значение) У слов «лес, лесник, лесной» общий смысл – они связаны с лесом
- Итак: общая часть этих слов придает им общий смысл.
- Давайте уберем эту часть из слов – что останется? (Ничего. Слов не будет.)
-А теперь, наоборот, уберем из этих слов все остальные буквы, а только общие части оставим. Что получится? Смотрите – смысл есть?
Вспомните, как мы называем главную часть чего-то, какого-то предмета. То, без чего предмета не было бы.).( Существенной.)
Можем сказать, что мы выделили существенную часть из слов?
- Значит, какое открытие мы сделали? Что такое корень?
- Вернёмся к нашим словам, записанным в тетрадь. Корень обозначается специальным значком. Ваша задача – выделить корень в этих словах.
- Как называются слова, в которых есть общий корень? Что ещё общего есть в однокоренных словах?
- Сделаем вывод: что мы узнали о корне и однокоренных словах.
- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. У однокоренных слов общий корень и общее значение.
- Для того, чтобы закрепить наши новые знания о корне и его правописании сравним наш вывод корне с выводом в учебнике.
- Откройте учебник на стр. 61 и прочитайте определение.
- Кто обобщит наши знания о корне, включая те знания, которые мы узнали из учебника.
Ребята, что же мы узнали на уроке? (- Узнали, что такое корень и однокоренные слова.)
- Где нам пригодится новое знание? (Нам оно понадобится для того , чтобы умело находить корень слова, уметь подбирать однокоренные слова.
- Чему будем учиться дальше?( Будем выполнять упражнения на нахождение корня и однокоренных слов.)
Ребята, теперь предлагаю вам такое задание - на доске мы видим изображение дерева. На месте корня записано какое слово? Какое задание нам надо выполнить? (- Выбрать из предложенных слов только однокоренные слова к слову дом.)
(Домбра -Казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент с треугольным или полуовальным корпусом.)
- Отлично поработали. На что вы обращали внимание при подборе однокоренных слов? (На общий корень и лексическое значение)
- Теперь откроем учебник на стр. 62 и найдем упражнение 109. Что нам надо сделать?
- 1 колонка подбирает и записывает однокоренные слова к слову соль, 1 колонка- к слову звон, 3 колонка- сад. Проверим что получилось. Выделим во всех слова корень и над каждым словом запишем, какой частью речи являются эти слова.
-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-У вас на партах есть карточка.
-На ней вам нужно отметить, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работай, какое у вас настроение.
На уроке я: |
|
Своей работай на уроке я: |
|
На уроке я: |
|
Мое настроение |
|
-Кто расскажет, как оценил свою работу?
- Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку, УМК "ПНШ" "«Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков»", 3 класс
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...