Конспект урока по русскому языку (2 класс) "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_koren_slova.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Русский язык
Тема урока: КОРЕНЬ СЛОВА.
Учитель начальных классов: Андреева Е.С.
Цель урока | Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые | Познакомить с корнем, как частью слова, учить подбирать однокоренные слова, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе |
Личностные | Определять правила работы в парах, в группах, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Универсальные | Осуществлять самоконтроль, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Ход урока
Этапы | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма | |
осуществляемые | формируемые | ||||
Адаптационный этап | Вступительное слово учителя. | Приветствие. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Прозвенел уже звонок, Мы на ярмарку пойдём, Приключения найдём. (Проверить наличие на столе рабочей тетради, учебника, ручки, карандаша.) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку. |
Постановка учебной задачи. | Фронтальная. Словесный. Фронтальная. Практический, словесный.
| Пошел как-то богатырь Алёша на ярмарку. На людей посмотреть, себя показать. Найду, думает, Любаву, пойдем вместе на каруселях кататься. Да вот беда, забыл дорогу к её дому. Спрашивает он старуху, а та ему говорит «Скажи-ка мне Алёша, будет ли гусеница родственницей гусёнку?» – Задумался наш Алёша, кто такие родственники. – Ребята, а давайте поможем узнать, кого называют родственниками? – Где мы можем найти необходимую нам информацию? – Обратимся к словарю С.И. Ожегова. – Совершенно верно. Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. – Ребята, а как вы думаете, будут ли гусёнок и гусеница, родственниками? – Нет. И сегодня на уроке мы это докажем. – На прошлом уроке мы с Вами выяснили, что среди слов тоже есть родственники. Что общего у них? – А узнать, как называется эта общая часть, мы сможем, ответить, отгадав загадку. – Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов. я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту. – О чём идёт речь? – Сформулируйте тему нашего урока. –Ответьте, чему мы научимся сегодня, на уроке используя для ответа написанные на доске начала фраз: Различать и подбирать … и выделять в них … Находить … среди других слов. А девиз нашего урока сегодня будет звучать так: «Корень учения горек, да плод его сладок». – Объясните, как вы понимаете эту пословицу? Вот и Алёше трудно. Понял он, что проблему эту ему без Любавы не решить, пообещал старухе вернуться, как найдет ответ. | Слушают текст. – в словаре. – читают. определение. – Нет. – У них общее лексическое значение и общая часть? - О корне. - Что такое корень слова? Читают пословицу – Трудно учиться, но выучившись, можно много достичь. | Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы. |
Основной этап. | Фронтальная. Практический, словесный. | Поверила старуха богатырю, да объяснила дорогу. Но путь неблизкий, надо Алёше размяться и в путь отправляться. Да и нам с вами перед долгим путешествием вспомнить, кое – что нужно. В тетрадях заранее записано число и классная работа. | Заранее подготовленное стихотворение. Если ручкой я пишу, Не верчусь и не спешу По линейкам вывожу. | Внимательно слушают, выполняют упражнение с показом учителя. | Индивидуальный. |
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный практический. Объяснение с опорой на показ. | А вот и дом знакомый, да дверь закрыта, не хочет Любава выходить. – Подбери сначала, Алёша, к слову гриб родственные слова тогда выгляну в окошко. – Ребята, посмотрите и вы. На доске записано слов гриб, подберите к нему родственные слова. – Выделим в них общую часть. – А я записала слово подберёзовик и считаю, что это слово тоже родственное, если Вы не согласны, объясните почему? – Подберите родственные слова к слову подберёзовик.(устно) А чтобы сделать вывод по этому упражнению прочитаем правило со страницы 61. – Так почему же слова гриб и подберёзовик нельзя назвать родственными? Справился Алеша с заданием. Выглянула Любава из окошка и новое задание даёт. «Потеряла я давеча сережки свои на ярмарке. Найдешь, Алёша, сережки – пойдем с тобой на карусели кататься, но сначала выполни упражнение 91 со страницы 63». И когда Алёше все успеть. Поможем ему выполнить задание. (Запишите слова по образцу, выделите в них корень). Пока мы выполняли задание, Алёша всю ярмарку обошёл, не может найти. Тут мужик ему попался. Нашел, говорит, вчера одну серёжку на площади, да просто так я тебе её не отдам. | – Гриб, грибник, грибок, грибной. – Потому что у этих слов нет общей части. – У родственных слов не только общий смыл, но и общая часть (то есть корень). - Комментируя. | Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов. | Фронтальный. Наблюдение | |
Творческий этап 1. Выборочный диктант. 2. Работа в учебнике. с.64 упр.94 | Фронтальная индивидуальная Практический, словесный. Беседа, анализ результатов. | Покажи – ка мне Алёша, как ты с однокоренными словами справляешься. Но задание будет непростое, а диктант выборочный, напишем и мы вместе с Алёшей. Слушаем внимательно, записываем только однокоренные (родственные слова). Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был он фруктовым – был он только словом. Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – стало много новых слов. Из него вот вам рассада. Вот еще посадки рядом, А вот садовод с ним садовник идет. Обменяйтесь тетрадями для взаимной проверки. А у тех, кто сидит один - проверю я. Выделите корень. Удивился мужик, а вот с упражнением 93 со страницы 64, точно тебе не справиться. И это задание мы выполнили с лёгкостью. Вернул мужик Алёше серёжку, да где вторую искать подсказал. Устал наш богатырь бродить, вспомнил, как в детстве зарядку богатырскую делал. Сначала буду маленьким, | – Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё «растут» другие слова. | Выписывают слова, меняются тетрадями для проверки. Один из учеников зачитывает вслух. – Один ученик с обратной стороны доски. - Зачитывает слова, называет корень. | Взаимопроверка. У одного из учеников проверяет учитель. |
3. Работа по карточкам. | Индивидуальная Словесный, практический. | Идёт Алёша и видит, серёжка висит на дереве, не стал ломать дерево Алёша, знает богатырь, что природу нужно охранять. Посоветовал ему прохожий разноуровневое задание выполнить, чтобы достать серёжку. На ваших столах лежат карточки. Зелёная вам необходимо стрелочками соединить однокоренные слова. Жёлтая вам потребуется найти лишнее слово. И записать однокоренные слова без него. Красная, самостоятельно придумайте по одному однокоренному слову к заданным словам. Справился Алёша со всеми заданиями, нашёл пропажу, и счастливый пошёл к Любаве серёжки отдавать, пока не вспомнил, что его на ярмарке старуха ждёт. Вернулся с Любавой, и объяснил старухе, что гусь – это птица, а гусеница – насекомое. А как бы ответили вы? | Выполняют задания на оценку. | Самостоятельная работа. | Фронтальный. Наблюдения учителя. |
Рефлексия. | Фронтальная Словесный. Беседа. | – С какой темой познакомились на уроке? – Что нового узнали? Выберите фразеологизм, который описывает Вашу работу на уроке. Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами Зрить в корень | – Корень слова. – Выделяется дугой. Отвечают на вопросы учителя. | Оценивают свою работу на уроке. | Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...
открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"
Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи урока:...
открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"
Тема урока: Корень слова.Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи урока:...
Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».
Тема урока по русскому языку «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов». с детьми ОВЗ
Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы....
открытый урок по русскому языку 3 класс "Корень слова.Однокоренные слова
Открытый урок 3 класс с целью обмена опытом и распространения методики обучения ( мастер - класс)...