Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа: "Школа России".
Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока:формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx | 96.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.
Задачи:
1) Обучающие:
∙ закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на
конце и перед другими согласными;
∙ способствовать формированию коммуникативных, информационных и
ключевых компетентностей;
∙ обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
2) Развивающие:
∙ развивать критическое мышление, умение ставить проблемные
вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать
выводы
∙ развивать устную и письменную речь;
∙ развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление
учащихся;
∙ развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и
результат своей деятельности
1) Обучающие:
∙ закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на
конце и перед другими согласными;
∙ способствовать формированию коммуникативных, информационных и
ключевых компетентностей;
∙ обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
2) Развивающие:
∙ развивать критическое мышление, умение ставить проблемные
вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать
выводы
∙ развивать устную и письменную речь;
∙ развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление
учащихся;
∙ развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и
результат своей деятельности
1) Обучающие:
∙ закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на
конце и перед другими согласными;
∙ способствовать формированию коммуникативных, информационных и
ключевых компетентностей;
∙ обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
2) Развивающие:
∙ развивать критическое мышление, умение ставить проблемные
вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать
выводы
∙ развивать устную и письменную речь;
∙ развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление
учащихся;
∙ развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и
результат своей деятельности
1.Образовательная:
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-совершенствовать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, определять их род, число;
2.Развивающая:
-развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
-развивать у учащихся внимание, память, мышление, речь;
-расширять кругозор и словарный запас учащихся;
-формировать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
3.Воспитательная:
- воспитывать культуру поведения, аккуратность, чувство коллективизма, любовь к русскому языку.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
-формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
-формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
-развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
-контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
-развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
-формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
-формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач.
-развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, ТСО, кружочки для рефлексии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1.Организационный момент. | Прозвенел уже звонок. | Приветствие. | ||||
2.Актуализация знаний. | Ребята, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? Что вы можете сказать об имени существительном? Приведите примеры слов, которые относятся к имени существительному. | -Имя существительное. Ответы детей. | ||||
3.Целеполагание. | Отгадайте слова, используя сразу все буквы (даны изографы). Утюг, поросенок, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет. Посмотрите на полученные слова. Что их объединяет? Докажите | Просматривают изографы, отгадывают слова. - Утюг, поросенок, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет. - Это имена существительные, т.к. отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет. -На вопрос кто? Отвечают одушевленные имена сущ. -На вопрос что? Отвечают неодушевленные имена сущ. -Одушевленные и неодушевленные имена существительные. -Выполняют задание. -Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках. - В 1 столбике – животное, во 2 столбике – компьютерная мышка. -В 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза. -Ответы детей. | ||||
4.Работа по теме урока. Работа с учебником. Игра «Змейка» (Работа в парах). | Ребята, откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Затем откройте учебники на странице 12. Сейчас мы будем с вами закреплять нашу тему урока. Страница 12 упр.15. Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы. Как называется эта орфограмма? Как проверить написание этих слов? Выполните письменное задание к упражнению. Назовите одушевлённые имена существительные. Назовите неодушевлённые имена существительные. Что обозначают одушевлённые имена существительные? На какой вопрос они отвечают в начальной форме? Что обозначают неодушевлённые имена существительные? На какой вопрос они отвечают в начальной форме? А теперь выполним упражнение 16. Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова. Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему? Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова? Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) Игра «Змейка» (работа в парах) Задание: нужно заполнить «змейку», подобрав как можно больше слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос КТО? П __ __ __ __ Р __ __ __ __ Е __ __ __ __ __ Д __ __ М __ __ Е __ __ __ Т __ __ __ (паук, орёл, олень, удод, пума, зебра, тигр) А теперь заполним эту же «змейку» словами, обозначающими предметы и отвечающие на вопрос ЧТО? (парк, арка, осень, плед, зима, песок, туча) | -Следуют указаниям учителя.
-Слова с непроверяемым написанием. -По орфографическому словарю.
-Выполняют задание. | ||||
5.Физкультминутка. | На разминку становись! Вправо-влево покрутись Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать — Раз-два-три-четыре-пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.) | Выполняют действия за учителем. | ||||
Выполним Упр. 17 (с. 13). Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова. Найдите в тексте устаревшие слова. Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами. А что такое синонимы? Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) -Ребята ,отгадайте загадки. Запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ. 1.Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. 2.Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет "ко-ко-ко"? 3.Снег идет, и ветер свищет. А малютка пищу ищет. Ты всегда его жалей – Это серый... 4. Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет, А мороз щипает, Когда это бывает? 5. Гладит всё, чего коснешся, а дотронься – кусанется. 6. Белый камушек похудал сильно, а следы на доске видно. 7. Теремок ползет. На себе его везет Хозяюшка богатая, Рогатая. -Какие слова вы записали? Упр.18.стр 13. | - Синонимы — это слова, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению. -лук. неодуш. -курица.одуш. -воробей. одуш. -зимой. (зима) неодуш. -мел. неодуш. -корова. одуш. -Ответы детей. -Учащиеся работают в тетради. | |||||
9. Итог урока. | На какие группы делятся имена существительные? На какой вопрос отвечают одушевлённые имя существительные? На какой вопрос отвечают неодушевлённые имя существительные? Что такое устаревшие слова? | Ответы детей. | ||||
8.Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите зелёный круг, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите жёлтый круг, ну а если ничего не понятно – поднимите красный круг. | Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке. | ||||
9. Домашнее задание. | Ребята, я предлагаю вам дома выполнить упражнение 20 на странице 14, а затем показать упр-е учителю, а он поставит вам оценку. | Записывают д.з в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"
Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...
Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса...
Конспект урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Данную разработку можно использовать при проведении урока по русскому языку во 2 классе....
Конспект урока на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Учитель: Конькова Оксана ИльиничнаПредмет: Русский языкКласс: 2 «Б»Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: познакомить с понятием неодуш...
Технологическая карта урока на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление"
Технологическая карта урока на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление"...