Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коннова Татьяна Андреевна

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа: "Школа России".
Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока:формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx96.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.
Задачи:

1) Обучающие:  

  закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на

конце и перед другими согласными;

  способствовать формированию коммуникативных, информационных и  

ключевых компетентностей;  

  обучать учащихся приёмам самооценивания,  взаимооценивания.  

2) Развивающие:  

  развивать критическое мышление, умение ставить проблемные

вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать

выводы 

  развивать устную и письменную речь;

  развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление

учащихся;  

  развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и

результат своей деятельности

1) Обучающие:  

  закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на

конце и перед другими согласными;

  способствовать формированию коммуникативных, информационных и  

ключевых компетентностей;  

  обучать учащихся приёмам самооценивания,  взаимооценивания.  

2) Развивающие:  

  развивать критическое мышление, умение ставить проблемные

вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать

выводы 

  развивать устную и письменную речь;

  развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление

учащихся;  

  развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и

результат своей деятельности

1) Обучающие:  

  закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на

конце и перед другими согласными;

  способствовать формированию коммуникативных, информационных и  

ключевых компетентностей;  

  обучать учащихся приёмам самооценивания,  взаимооценивания.  

2) Развивающие:  

  развивать критическое мышление, умение ставить проблемные

вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать

выводы 

  развивать устную и письменную речь;

  развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление

учащихся;  

  развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и

результат своей деятельности

1.Образовательная:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-совершенствовать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, определять их род, число;

2.Развивающая:

-развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
-развивать у учащихся внимание, память, мышление, речь;

-расширять кругозор и словарный запас учащихся;
-формировать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.

3.Воспитательная:
-
 воспитывать культуру поведения, аккуратность, чувство коллективизма, любовь к русскому языку.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:

-формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
-формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

-развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
-контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:
-
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
-формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:
-
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач.
-развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

 Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, ТСО, кружочки для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Андреевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. А для того, чтобы  лучше настроиться на работу, я попрошу вас улыбнуться друг другу. Молодцы! Присаживайтесь.
Сели правильно, спинки держим ровно.

Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Ребята, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем?

Что вы можете сказать об имени существительном?

Приведите примеры слов, которые относятся к имени существительному.

-Имя существительное.
-Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

Ответы детей.

3.Целеполагание.

 Отгадайте слова, используя сразу все буквы (даны изографы).

hello_html_m15d9222f.gif

Утюг, поросенок, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет.

Посмотрите на полученные слова. Что их объединяет? Докажите
Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.
По какому принципу вы их разделили?
Ребята, скажите мне пожалуйста, как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
А на вопрос что?
А как их различить?
Кто может сформулировать тему нашего урока?
Молодцы!
А теперь все внимание на экран. Перед вами слова:
Гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица
Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные (работа выполняется самостоятельно)
Какие слова выписал I вариант? Почему?
Какие слова выписал II вариант? Почему?
А теперь сверим свои ответы. (Слайд)
Что заметили?
Что не так по сравнению с вашими ответами?
Как вы думаете, почему?
В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?
А слово роза?
Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё  лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. 
Ребята, еще раз скажите какая тема нашего урока?
Какую цель поставим перед собой?

Просматривают изографы, отгадывают слова.

- Утюг, поросенок, страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет.



- Это имена существительные, т.к. отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет.

-На вопрос кто? Отвечают одушевленные имена сущ.

-На вопрос что? Отвечают неодушевленные имена сущ.
-Ответы детей.

-Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

-Выполняют задание.

-Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках.

- В 1 столбике – животное, во 2 столбике – компьютерная мышка.

-В 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза.

-Ответы детей.

4.Работа по теме урока.  Работа с учебником.

Игра «Змейка»

(Работа в парах).

Ребята, откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Затем откройте учебники на странице 12. Сейчас мы будем с вами закреплять нашу тему урока.

Страница 12 упр.15. 

Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

Как называется эта орфограмма?

Как проверить написание этих слов?

 Выполните письменное задание к упражнению.

Назовите одушевлённые имена существительные.

Назовите неодушевлённые имена существительные.

Что обозначают одушевлённые имена существительные?

На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

А теперь выполним упражнение 16.

Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?

Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?
Да, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы,явления. А слова,которые они обозначали постепенно забываются , устаревают. Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке,наз. устаревшими.

Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Игра «Змейка» (работа в парах)

Задание: нужно заполнить «змейку», подобрав как можно больше слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос КТО?

П __ __ __

__ Р __ __

__ __ Е __ __

__ __ __ Д

__ __ М __

__ Е __ __ __

Т __ __ __

(паук, орёл, олень, удод, пума, зебра, тигр)

А теперь заполним эту же «змейку» словами, обозначающими предметы и отвечающие на вопрос ЧТО?

(парк, арка, осень, плед, зима, песок, туча)

-Следуют указаниям учителя.


-Читают задание, отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание.

-Слова с непроверяемым написанием.

-По орфографическому словарю.



-Ответы детей.

-Выполняют задание.

5.Физкультминутка.



На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

Выполняют действия за учителем.







Выполним Упр. 17 (с. 13).

Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова.

Найдите в тексте устаревшие слова.

Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами. А что такое синонимы?

Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

-Ребята ,отгадайте загадки. Запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ.

1.Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

2.Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет "ко-ко-ко"?

3.Снег идет, и ветер свищет.

      А малютка пищу ищет.

      Ты всегда его жалей –

      Это серый...

4. Снег на полях,

      Лед на водах,

      Вьюга гуляет,

      А мороз щипает,

      Когда это бывает?

5.   Гладит всё, чего коснешся, а дотронься – кусанется.

6. Белый камушек похудал сильно, а следы на доске видно.

7. Теремок ползет.

    На себе его везет

    Хозяюшка богатая,

    Рогатая.

-Какие слова вы записали?

Упр.18.стр 13.
Ребята, выполним с вами последнее упражнение. Прочитайте задание.

- Синонимы — это слова, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.

-лук. неодуш.

-курица.одуш.

-воробей. одуш.

-зимой. (зима) неодуш.

-мел. неодуш.

-корова. одуш.

-Ответы детей.

-Учащиеся работают в тетради.

9. Итог урока.

На какие группы делятся имена существительные?

На какой вопрос отвечают одушевлённые имя существительные?

На какой вопрос отвечают неодушевлённые имя существительные?

Что такое устаревшие слова?
Какие слова мы можем назвать многозначными?

Ответы детей.

8.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите зелёный круг, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите жёлтый круг, ну а если ничего не понятно – поднимите красный круг.

Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке.

9. Домашнее задание.

Ребята, я предлагаю вам дома выполнить упражнение 20 на странице 14,  а затем показать упр-е учителю, а он поставит вам оценку.

Записывают д.з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса...

Конспект урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Данную разработку можно использовать при проведении урока по русскому языку во 2 классе....

Конспект урока на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Учитель: Конькова Оксана ИльиничнаПредмет: Русский языкКласс: 2 «Б»Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: познакомить с понятием неодуш...

Технологическая карта урока на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление"

Технологическая карта урока на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление"...