Конспект урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цюрук Елена Петровна

Данную разработку можно использовать при проведении урока по русскому языку во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

2 класс

Цели:

           Формирование предметных умений:

  • Определять грамматические признаки имени существительного.
  • Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
  • Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
  • развивать внимание, связную речь.

Формирование УУД:

   личностные умения:      

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

    регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

     познавательные умения:             

- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

    коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе.  

Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность:

  • Из предметных компетенций – производить языковой анализ (начальный) слова как части речи; находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
  • Из регулятивных компетенций – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
  • Из познавательных компетенций – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
  • Из коммуникативных компетенций – с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия.
  • Из личностных компетенций – умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка.

Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для работы групповой. Презентация.                                          

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Решение дидактических задач:

1.Подготовка учащихся к работе.

2.Создание условий для включения в деятельность.

 - Добрый день, ребята!  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.

  • Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений.
  1.   Актуализация знаний.

- Разгадайте ребусы на доске (сорока, ворона, коньки, корова, мороз) СЛАЙДЫ 1-5

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

 - Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

     3. Выявление места и причины затруднения.

  • Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 - Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

 Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».

(Приложение №1).

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом  определяет свое незнание.

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

 Формулирование проблемы, планирование.

  • Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

 Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты, н-р, слово «трава» относится к одушевленным или неодушевленным существительным.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

- Что вы узнаете сегодня на уроке?

Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

Какая сегодня тема урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. СЛАЙД 6

- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+».

- Какими способами мы сможем добиться этого?

Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.

  1. Открытие нового знания.
  • Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

 - Прочитайте еще раз слова, записанные на доске.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?

- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)

Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы. СЛАЙД 7

Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. 

Слайд 8.   (табличка на доску)

Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. 

Слайд 9.    (табличка на доску)

  1.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд 10 -14

Работа в группах. Каждой группе (4 группы) даны 3 разноуровневых задания.

Выберите любое из трёх заданий и выполните его.

1 задание. 1 уровень (репродуктивный)

Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван.  

  1. Разделите слова на две группы.
  2. Если  среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли  никуда определить, пишите их внизу.

    2 задание.    2 уровень (продуктивный)

Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.

Папе с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.

«…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.

В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.

В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»

3 задание. 3 уровень (творческий)

Прочитайте слова.

  • Норка          
  • Свинка
  • Шах
  • Галочка
  • Ласка
  • Собачка

Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

  • А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы. (одновременно на слайдах появляются ответы на задания 1 и 2).

Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)

7.    Физминутка (СЛАЙДЫ 15 – 21)

8.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Решение дидактических задач:

1.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Работа по учебнику.

Стр. 91, упр 5

- Запишите ответы на вопрос. Запишите рядом с со словами вопрос, на который они отвечают.

- Двое детей – мальчик и девочка – у доски.

- Напишите имена своих мамы и папы, если знаете, то и с отчествами.

9.  Включение в систему знаний и повторение.

Работа в паре.

Найди 6 слов и обведи их в овал. (СЛАЙДЫ 22-24)

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

- Какие слова нашли?

Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.

Фронтальная работа по вариантам.

I в – выпишет одушевлённые имена существительные.

II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.

- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.

Вам встретилось слово гусеница. 

- Что вы себе представили?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?

II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

 Домашнее задание.

Упр.3 стр.90;  упр.7 стр.91 на размышление.

10.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Решение дидактических задач:

1. Анализ и оценка успешности достижения цели.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

- Что нового узнали?

- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше  «+», или остались  «?»

-Что такое имя существительное?

- На какие группы делятся имена существительные?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодисментов.

Приложение №1.

«Я знаю, я умею, я могу».

Ф. И.__________________________                

В начале урока                

В конце урока

1.        

Я знаю, что такое имена существительные.

2.                

Я умею находить существительные среди других слов.

3.                

Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

4.                

Я  смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Конспект урока по русскому языку "Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях"

Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях...

Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...