Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Зимина Маргарита Владимировна

Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 6 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

2 класс. Школа России.

Составила: учитель 2-а класса Зимина Маргарита Владимировна

Цели:

Образовательные – познакомить с понятиями « неодушевлённые и одушевленные» имена существительные; научить распознать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

Развивающие – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательные – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудованиемультимедийный проектор, компьютер, презентация     учебник «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Совершенствование личностных УУД:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Использование метапредметных УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Формирование предметных УУД:

- первичное умение выражать собственное мнение, обосновывать его;

-умение распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;

- умение находить грамматическую группу слов – имен существительных, отличать их от других частей речи;

-умение определять у имени существительного тематическое и лексическое значение,

Ход урока.

I.Организационный момент.

Ребята, сегодня в гости на урок к нам пришла сказочная героиня. Угадайте, кто она и из какой сказки.

Загадка.

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет,

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный девочке встретится сейчас.

Кто расспросит девочку о ее пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можешь отвечать теперь! (Красная Шапочка). Далее КШ.

КШ принесла с собой корзинку. Но сегодня в ней не пирожки, а разные предметы. Что это? Показываю детям краски, карандаш, кисточка.

Какой частью речи являются эти предметы?

На какие вопросы отвечают имена существительные?

Как вы думаете, почему имена существительные могут отвечать на 2 вопроса? Хотите узнать об этом?

Сегодня мы узнаем новые сведения об имени существительном.

В тетради запишите число и классная работа.

 

II.Минутка чистописания.

   

С какой буквы алфавита пишутся существительные краски, карандаш, которые принесла КШ ?  (к)

 

Дайте характеристику буквы «к». ( на доске прикреплены слова: согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий, парный, ударный, непарный, безударный)

Сколько элементов  в букве «к»?

Напишите  букву К к строчку. (слайд )

 

III.Словарная работа.

Красная Шапочка любит рисовать и любоваться  произведениями художников. Посмотрите, КШ принесла несколько разных произведений живописи.

Что здесь нарисовано?

Как назвать одним словом? (картины)

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом КАРТИНА. (слайд)

Записывают слово, ставят ударение, находят непроверяемую безударную гласную в слове, подчеркивают её, делят слово на слоги.

Слово картина – какая часть речи. (имя существительное)

Докажите. (слово отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет)

Что такое картина?

(Произведение живописи в красках на холсте, доске, листе бумаги).

Подберите к слову  картина однокоренные слова.

Когда выставка картин проходит, можно сказать выставка какая? (картинная)

Как можно назвать маленькую картину? (картинка)

Однокоренные слова дети записывают, ставят ударение, подчеркивают орфограмму, выделяют в них  корень.

 Скороговорка.

У красавицы Карины красота, а не картины!

(прочитайте скороговорку медленно по слогам, быстро, какая буква часто встречается в словах? (к)

Написать скороговорку.

Назовите собственные и нарицательные имена существительные в скороговорке.

 

IV. Работа по теме урока.

  1. Ребята, Красная Шапочка нарисовала картину из своей сказки.  На ней она изобразила много предметов, то есть имен существительных. (слайд)

Что такое имя существительно?

На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? или что?)

 Назовите на картине имена существительные..

 (девочка, волк, домик, заяц, цветы, мостик,  деревья, речка, бабочка) (слайд)

 На какие две группы мы можем разделить имена существительные?

(отвечающие на вопросы кто? и что?)(дети делят слова на группы)

 Запишите имена существительные в 2 столбика.

 

Вопрос кто? мы задаем к каким именам существительным? ( которые обозначают людей, животных)

Как называются такие существительные? (одушевленные) (на слайде)

Вопрос что? мы задаем к каким именам существительным? (которые обозначают неживые предметы)

Как называются такие существительные? (неодушевленные) (на слайде)

 

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные).  

-Чему будем учиться? (Распознавать одушевленные и неодушевленные существительные).

Запомните. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?  и обозначающие людей и животных, называются одушевленными. 

Имена существительные, отвечающие на вопрос что?  и обозначающие все остальные существительные, называются неодушевленными. (слайд)

 

  1. Задания КРАСНОЙ ШАПОЧКИ.

I.Работа по карточкам в паре.

Прочитайте слова. Подчеркните те слова- названия предметов, к которым можно задать вопрос что? 

 

Проверим. Какие слова Вы подчеркнули? Как называются эти существительные?.

(неодушевленные).

Поднимите  зеленый светофор, у кого все правильно. Желтый – у кого 1 или 2 ошибки, красный – 3 и больше ошибки.

ФИЗМИНУТКА.

II. Игра «Рассади пассажиров»

(нужно в один поезд определить картинки, отвечающие на вопрос кто?, а в другой - на вопрос что?)

Придумайте с одушевленным существительным предложение, дайте человеку имя, а животному кличку.

 

III.  

 Работа по учебнику.

 Красная Шапочка очень любит на уроках выполнять задания в учебнике. В учебнике найдите упр. 81, с.49.  Дети выполняют коллективно упражнение.

Составляют  предложение с любым из слов. (НА ДОСКЕ РАБОТАЕМ)

- Назовите одушевленное существительное. Каким членом предложения оно является?

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

 V.  Закрепление и работа по словообразованию.

Найти среди букв имена существительные.

 

  Это одушевленные или неодушевленные существительные? Почему?

- Образуйте однокоренные неодушевленные существительные. (слайд)

Что они обозначают? Найдите и выделите корень в однокоренных  существительных.

VI.Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу, а мне так хочется еще раз убедиться, что он прошел не зря.Красная Шапочка  предлагает вам последнее испытание:

поиграем в игру «Да и нет». Отвечайте дружно и быстро! (показываю картинки и задаю вопросы):

- Волк – одушевленное имя существительное? (да)

- Весна – отвечает на вопрос «кто?» (нет)

- береза – одушевленное имя существительное? (нет)

- лиса – отвечает на вопрос «что?» (нет)

- дождь – неодушевленное имя существительное? (да)

- у вас сейчас хорошее настроение? (да)

- вам понравился сегодняшний урок? (да)

Покажите светофорик: зеленый -  было интересно

                                Желтый – нормальный

                                Красный – скучный урок

VII. Итог урока.

 Что нового узнали на уроке?”

- Чему научились на уроке?

 ДОМ. ЗАДАНИЕ. У.86, правила с. 48, 50

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...

Методическая разработка к уроку русского языка 2 класс "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"

Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии.с учётом особенностей детей....

Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...

Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку «Три склонения существительных» 4 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языкуТема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»3 класс...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное" 2 класс

Методическая разработка по русскому языку 2 класс. Тема "Имя существительное" УМК "Перспектива"...