Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы И и Й".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока русского языка с применением технологии оценочной деятельности. 1 класс. Тема: "Буквы И и Й".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._russkiy_yazyk._1_klass._bukvy_i_i_y.docx947.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Туровская Марина Владимировна,

учитель начальных классов

Туровский филиал

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»,

2020 г

Конспект урока русского языка

(с применением технологии оценочной деятельности)

 1 класс

УМК «Школа России»,

учебник - Канакина В.П.  «Русский язык 1 класс»

Тема урока: «Буквы И и Й».

Цель урока: формирование представлений о существенных признаках звуков [й,] и [и] и букв и и й.

Задачи урока: учить умению различать согласный звук й и гласный звук и; учить навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным.

Планируемые достижения учащихся:  

Предметные: распознавать согласный звук й и гласный звук и, обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.

Метапредметные:

Познавательные: развивают способность смыслового восприятия окружающей действительности; осуществляют анализ объектов, выполняют действия по алгоритму.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять  пошаговый и итоговый  контроль; развивать умение формулировать собственное затруднение.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; договариваться и приходить  к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивать  свою роль в коллективной творческой деятельности.

Личностные: повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности; развивать умение следовать нравственному аспекту поведения; развивать учебно-познавательный интерес к изучению темы; развитие  способности  к самооценке  на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать ценностное  отношение  к совместной учебно-познавательной  деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: словесный; объяснительно-иллюстративный; исследовательский.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Обеспечение: раздаточный материал «Листы успеха» №1, №2, №3, планшеты, учебник, индивидуальная «Тетрадь успеха».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок

Встаньте прямо, не шумите

Все ль на парте, посмотрите.

  1. Актуализация знаний. Мотивационный момент.

- Начинаем урок. Запишем сегодняшнее число, месяц.

- Какой сегодня день недели?

- Ребята, отгадайте загадку:

«В клетке целый день сидит,

  И под нос себе твердит,

  Но услышав двери скрип,

  Он кричит "Филипп-Филипп",

  Кеше пить быстрее дай,

  Кто же это - ...» (Попугай)

- Какой звук слышится на конце слова? Дайте ему характеристику.

- Образуйте от слова «попугай» форму множественного числа? Какой звук на конце? Дайте ему характеристику.

- Чем звук отличается от буквы?

3.  Минутка чистописания.

- Повторим написание букв и, й.

- Из каких элементов они состоят? (Прямая наклонная с закруглением внизу вправо)

- Выполним в тетради такое упражнение: и, й, …

- Запишем слоги с буквой и.  Они должны быть такие, чтобы участвовали согласные, парные по звонкости-глухости. (Дети дают ответ и записывают: би, пи, ди, ти, жи, ши, ги, ки, ви, фи).

- А теперь запишем слова с буквами и и й. Но сначала отгадайте загадки. Запишите отгадки.

«В животе баня,

В носу решето.

На голове пуговица,

Одна рука и та на спине.» (Чайник) 

«Только бег его спасает.

От врагов он убегает.

Прыгает, как мячик

Быстроногий…» (Зайчик)

«Из железа тучка,

А из тучки – ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.» (Лейка).

- Ребята, посмотрите внимательно на слова. Какую орфограмму заметили? (Ча-ща пиши с буквой а).

- Какой общий согласный звук есть в словах – отгадках? (й) 

- Подчеркните в словах букву, которая обозначает звук й.

4. Целеполагание.

- Ребята, над чем будем работать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Сравните свои предположения с учебником на с.78. Прочитайте тему урока. (Буквы Й и И).

- Ребята, предположите, чему мы будем учиться на уроке. Уточните познавательную задачу. (Чем различаются звуки и и й).

- Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать согласный звук [й,]

и гласный звук [и].

5. Работа по теме урока.

1) Усвоение исходных знаний.

- Ребята, давайте выполним упражнение №2 на стр. 78

 «Из улья вылетел пчелиный рой. Рой мошек кружился над волной.

Попугай – птица с ярким и пёстрым оперением. Приученные попугай могут произносить слова.»

- Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары: рой-рои, попугай – попугаи? Объясните свой ответ. (Нет: рой - 1слог - 1гласный, рои - 2слога - 2гласных). 

- Давайте разделим эти слова на слоги.

- Может ли [й] составлять слог? (Нет, он согласный).

- А звук и может составлять слог? (Да, он гласный).

  • Выполнение письменного задания упражнения: выпиши слова с буквой «и краткое». Подчеркни в словах слог с этой буквой.

- Давайте прочитаем сообщение в рубрике «Обрати внимание!» Звук [й]  – это согласный звук. Без гласного звука он слога не составляет.

2) Первичная проверка понимания.

 Работа в парах. Упражнение №3 на стр. 78

Игра «Собери слова»

Мойка, зайка, лайка, сойка, тройка, лейка, копейка, майка, гайка, стройка

- Чем интересны эти слова?

- Объясните значение каждого слова.

- Выберите и запишите любые три слова.

- Какое слово является многозначным: тройка или майка?

- Оцените свою работу над этим упражнением по листу успеха №1. Раскрасьте нужный смайлик.

мне все понятно, могу объяснить другим

 

мне понятно, но другим объяснить не могу, есть вопросы

мне не понятно, нужна помощь

3)  Словарная работа со словом «ДЕЖУРНЫЙ».

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но сначала отгадайте загадку.

«Я порядок соблюдаю,

Нарушителей ругаю,

Нынче я совсем не шумный,

Потому что я… (Дежурный)

- Знаете ли вы обязанности дежурного в классе? Расскажите о них.

- Запишем слово в словарик. Определим ударение. Подчеркнём гласный, который необходимо запомнить. Запишем форму слова и однокоренное слово.

- Составим предложение и запишем его в тетрадь. Подчеркнём главные члены предложения. (1 человек работает у доски).

6. Физкультминутка.

«Приплыли тучи дождевые.

- Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые.

- Пей, рожь, пей!

И рожь, клонясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А дождик тёплый, дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.»

4) Самостоятельная работа.

Упражнение №4 на стр. 79

     «Русский язык, прилежный ученик, трусливый заяц, дежурный по классу, новый пенал, чёрный карандаш, хороший учитель, маленький воробей.»

  • Объясни, какие буквы пропущены в словах. Спиши три сочетания слов.
  • Устно подбери к выделенным словам противоположные по значению слова.

- Оцените свою работу над этим упражнением по листу успеха №2. Раскрасьте нужный смайлик.

мне все понятно, могу объяснить другим

 

мне понятно, но другим объяснить не могу, есть вопросы

мне не понятно, нужна помощь

5) Усвоение способов деятельности

- Групповая работа. Упражнение 5 на стр. 80 (задание повышенной сложности).

  • Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.

       

       чай–ка                 змей-ка                трой-ка

       мой-ка                 стай-ка                 двой-ка        

  • Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов?
  • Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й?
  •  Спиши любые два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса.

- Творческое применение знаний

Упражнение 6 на стр. 80.

Рассмотри рисунки. Прочитай слова.

- Соотнесите рисунки и слова. О ком и о чём можно сказать колючий?

- О ком и о чём можно сказать пушистый?

- Составьте предложение с любым словом.

- Запишем одно предложение под диктовку.

- Проверочная работа.

Выполнение заданий карточки «Учимся переносить слова с й.»

C:\Users\2\YandexDisk\Скриншоты\2020-06-10_18-47-26 (2).png

- Оцените свою работу над этим заданием по листу успеха №3. Раскрасьте нужный смайлик.

мне все понятно, могу объяснить другим

 

мне понятно, но другим объяснить не могу, есть вопросы

мне не понятно, нужна помощь

7. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- В чём отличие звуков [и] и [й]?

- Кто может объяснить, как разделить для переноса слова скамейка, дежурный?

8. Рефлексия.

- Закончите предложения:

- Мне было интересно…

- Теперь я могу…

- Мне было трудно…

- Самое интересное задание…

- У меня получилось…

- Я узнал новые слова с буквой й…

- Ребята, наклейте «Листы успеха» в вашу «Тетрадь успеха» на страницу сегодняшнего урока по порядку.

Список использованных источников:

  1. Крылова О.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2013
  2. Герасимова А. Н., Кривогорницына А. В., Сивцева Л. А., Сокольникова О. В. Способы оценочной деятельности в первом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 272–275. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56299.htm.

Ресурсы системы Интернет:

https://e-koncept.ru/ - КОНЦЕПТ,  научно-методический электронный журнал для учителей

https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования;

https://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305 - Педсовет;

https://kopilkaurokov.ru - kopilkaurokov.ru - сайт для учителей;

https://uchi.ru/ - Учи.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...