Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Организационный
II этап. Актуализация знаний
| Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: - желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Мы настроились с вами на работу, чтобы продолжить дальше сначала запишите в тетрадях число, классная работа. Прежде, чем познакомиться с новой темой, давайте повторим с вами, что мы уже знаем об имени существительном. Проведём небольшой тест. (У каждого учащегося тест). И проверим его в парах. Тест «Имя существительное» - 1. Что обозначают имена существительные?
А). предмет Б). признак предмета В). действие предмета 2. Подчеркните имена существительные. Девочка, бежали, люблю, фамилия, вишнёвый, город, собака, улица, красивый, рисую, солнечный. - 3. Допишите слова-синонимы, отвечающие на вопросы: кто? что?
Пища -…….. Конь -…….. Дети - ……… - Что такое имя существительное? - Какие слова вы подчеркнули во втором вопросе? - На какие две группы можно разделить имена существительные?? (одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? -Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные. Сделайте вывод.
| Положительный настрой на урок, создание ситуации успеха
Взаимопроверка. Самоконтроль
Различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Классификация по самостоятельно найденным основаниям. Формулировка вывода. |
III этап. Самоопределение деятельности
| Давайте вернёмся к нашим словам, которые мы с вами распределили на одушевлённые имена существительные и неодушевлённые. На слайде слова: Маша, Барбос, Крылов, Москва, Красноармейская - Посмотрите, вы видите записанные имена существительные. Выберите из них название городу, имя девочке, кличку щенку, фамилию баснописца, название улицы. - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах. Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. Вспомните правила работы в парах и приступайте. на слайде: Распределите слова по группам: Сергеевич, Лев, Пушкин, Толстой, Александр, Николаевич, площадь Может кто-то догадается, кто это? - Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет. - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? Чьи имена, фамилии и отчества вы записали? - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? ( на слайде таблица) - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. | Предварительная работа по осознанию имён собственных и нарицательных. Классификация по самостоятельно найденным основаниям. Сверяют свою работу с образцом. Оценивают работу. Формулируют своё собственное мнение. |
IVэтап. Открытие новых знаний.
.
| - Предположите тему нашего урока. на слайде: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях» - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем … - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. | Формулируют тему и цели работы на уроке Участвуют в определении имён собственных и нарицательных. Сверяют свой вывод с правилом данном в учебнике. Формулируют свою точку зрения, делают выводы. Строят понятные для собеседника высказывания, используют речь для регуляции своего действия
|
| - А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас. С какой буквы пишутся имена собственные? - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. - В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные? - Прочитаем правило в учебнике на странице 52. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? А у кого еще может быть своё собственное имя? Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. (слайд) Приведите примеры собственных имён существительных. - Прочитаем правило в учебнике на странице 53. - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры нарицательных имён существительных. Сделайте вывод Физминутка Встали, немножко отдохнём - Если слышим имя нарицательное - приседаем, имя собственное- встаём. кошка (приседаем) Пушинка, (встаём) собака (приседаем) Смешинка, (встаём) петух (приседаем) Крикун, (встаём) корова (приседаем) Бурёнка, (встаём) воробей (приседаем) Тишка, (встаём) красивая синичка. (приседаем) - Молодцы, ребята! Тихо сели! |
|
V этап. Применение новых знаний.
| Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме. - А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные. Выполним упражнение стр 52, упр 89 - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?
| Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Применяют новые знания в практической деятельности. Отрабатывают умения орфографически грамотно писать имена собственные и нарицательные. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Составляют алгоритм по инструкции Делают выводы. |
| - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. Сформулируйте вывод. - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? - Как называется главный город нашего края? Чита имеет свою историю, традиции, праздники. В нем жили и живут замечательные люди. Г. Граубин написал: Я живу на самой длинной долготе: За Байкалом в славном городе Чите. Здесь деревья удивительно длинны: Достают макушкой чуть не до луны. Да и люди проживают им под стать: До макушки вам рукою не достать! (слайд) Мы сейчас будем работать в парах. У вас дан текст. А какое задание можно выполнить к этому тексту? -Какой у вас получился рассказ? Слайд Я вам прочитаю стихотворение. Когда я сделаю паузу, то вы должны найти имена девочек, спрятавшиеся в именах мальчиков. На скамейке мальчик Толя. В шашки с ним играет … (Оля) На футбол спешит Валера, А за ним плетётся … (Лера) Познакомьтесь: это Ваня. С ним под ручку ходит…. (Аня) Всех смелей, конечно, Вася. Дружит с ним сластёна …(Ася) Если останется время карточки Резерв упр 91 |
|
VI этап. Рефлексия учебной деятельности
| VII. Рефликсия деятельности Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей? Продолжите высказывание (на слайде) Оцените с помощью смайлика себя. Домашнее задание: У. стр. 53 правило, упр 90 по выбору или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Моя семья» и подчеркнуть в нём имена собственные Оцените «смайликом» свою работу на уроке. С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
| Анализируют свою деятельность на уроке. Формулируют свои впечатления. Делают выводы. Самооценка |