Урок во 2 классе «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рудник Ольга Николаевна

Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока  русского языка во 2 «Г»  классе

Программа «Школа России»

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

Предметные:

- Осознания различия имён собственных и нарицательных и их правописания, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;

Личностные:

- Осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала;

Метапредметные:

Регулятивные:

- Определять, формулировать и сохранять цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные:

-  Уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, осуществлять поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

- Выражать свои мысли по предложенным критериям, делать выводы;

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, забайкаловедение

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, самостоятельная

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,  карточки для работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.  Организационный

II этап. Актуализация знаний

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Мы настроились с вами на работу, чтобы продолжить дальше сначала запишите в тетрадях число, классная работа.

Прежде, чем познакомиться с новой темой, давайте повторим с вами, что мы уже знаем об имени существительном. Проведём небольшой тест. (У каждого учащегося тест). И проверим его в парах.

Тест «Имя существительное»

  1. 1. Что обозначают имена существительные?

А). предмет

Б). признак предмета

В). действие предмета

2. Подчеркните имена существительные.

Девочка, бежали, люблю, фамилия, вишнёвый, город,  собака, улица, красивый, рисую, солнечный.

  1. 3. Допишите слова-синонимы, отвечающие на вопросы: кто? что?

Пища -……..

Конь -……..

Дети - ………

- Что такое имя существительное?

- Какие слова вы подчеркнули во втором вопросе?

- На какие две группы можно разделить имена существительные??

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

Сделайте вывод.

Положительный настрой на урок, создание ситуации успеха

Взаимопроверка. Самоконтроль

Различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Классификация по самостоятельно найденным основаниям.

Формулировка вывода.

III этап. Самоопределение деятельности

Давайте вернёмся к нашим словам, которые мы с вами распределили на одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.

На слайде слова: Маша, Барбос, Крылов, Москва, Красноармейская

- Посмотрите, вы видите записанные имена существительные. Выберите из них название городу, имя девочке, кличку щенку, фамилию баснописца, название улицы.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

на слайде:

Распределите слова по группам:

Сергеевич, Лев, Пушкин, Толстой, Александр, Николаевич, площадь

Может кто-то догадается, кто это?

Имя

Отчество

Фамилия

- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

Чьи имена, фамилии и отчества вы записали?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

( на слайде таблица)

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

Предварительная работа по осознанию имён собственных и нарицательных.

Классификация по самостоятельно найденным основаниям.

Сверяют свою работу с образцом.

Оценивают работу.  Формулируют своё собственное мнение.

IVэтап. Открытие новых знаний.

.

- Предположите тему нашего урока.

на слайде: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях»

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

                                   научимся …

                                   попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

Формулируют тему и цели работы на уроке

Участвуют в определении имён собственных и нарицательных.

Сверяют свой вывод с правилом данном в учебнике.

Формулируют свою точку зрения, делают выводы.

Строят понятные для собеседника высказывания, используют речь для регуляции своего действия

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

(слайд)

Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

Сделайте вывод

 Физминутка

Встали, немножко отдохнём
-  Если слышим имя нарицательное - приседаем,    имя собственное- встаём.
кошка (приседаем)   Пушинка,  (встаём)
собака   (приседаем)    Смешинка,  (встаём)
петух (приседаем)    Крикун,   (встаём)
корова  (приседаем)   Бурёнка,  (встаём)
воробей (приседаем)    Тишка,  (встаём)
красивая синичка. (приседаем)

- Молодцы, ребята! Тихо сели!

V этап. Применение новых знаний.

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

- А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные.

Выполним упражнение стр 52, упр 89

-  Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Применяют новые знания в практической деятельности.

Отрабатывают умения орфографически грамотно писать имена собственные и нарицательные.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

 Составляют алгоритм по инструкции

Делают выводы.

- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

Сформулируйте вывод.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как называется главный город нашего края?

Чита  имеет свою историю, традиции, праздники. В нем жили и живут замечательные люди. Г. Граубин написал:

Я живу на самой длинной долготе:
За Байкалом в славном городе Чите.
Здесь деревья удивительно длинны:
Достают макушкой чуть не до луны.
Да и люди проживают им под стать:
До макушки вам рукою не достать!

 (слайд)

Мы сейчас будем работать в парах.  У вас дан текст. А какое задание можно выполнить к этому тексту?

-Какой у вас получился рассказ? Слайд

Я вам прочитаю стихотворение. Когда я сделаю паузу, то вы должны найти имена девочек, спрятавшиеся в именах мальчиков.

На скамейке мальчик Толя.

В шашки с ним играет …  (Оля)

На футбол спешит Валера,

А за ним плетётся …  (Лера)

Познакомьтесь: это Ваня.

С ним под ручку ходит…. (Аня)

Всех смелей, конечно, Вася.

Дружит с ним сластёна …(Ася)

Если останется время карточки

Резерв упр 91

 

VI этап.  Рефлексия учебной деятельности

VII. Рефликсия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Продолжите высказывание (на слайде)

Оцените с помощью смайлика себя.

Домашнее задание:

У. стр. 53 правило, упр 90

по выбору

или

составить весёлый рассказ

(5 - 6 предложений) на тему «Моя семья» и подчеркнуть в нём имена собственные

Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».

 

Анализируют свою деятельность на уроке. Формулируют свои впечатления. Делают выводы.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс

Методическая разработка урока по теме: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс."...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...