Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Золотых Екатерина Викторовна

Методическая разработка урока по теме: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Цели: формировать умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные;

учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;

развивать речь, память, внимание умение наблюдать;

воспитание аккуратности у учащихся, дисциплинированности.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ - описание по картине; работать с несколькими источниками информации.

Регулятивные: освоение способа написания имён собственных.

Познавательные: осмысление различия между именами собственными и нарицательными

Коммуникативные: формирование умения аргументировать.

Личностные: продолжат осознавать язык, как основное средство человеческого общения; устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспринимать русский язык, как явление национальной культуры.

Ход урока

1. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

Пора за дело браться 
Придется постараться,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.

2.Актуализация знаний

 - Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

1)   Минутка чистописания

- На минутке чистописания мы пропишем букву З з. Что вы можете сказать об этой букве? (Буква з может обозначать 2 звука - [з] и  [з']. Звук [з]-согласный, парный, твёрдый. Звук [з']-он согласный, парный, мягкий ).

- Пропишите самостоятельно большую и маленькую букву с от начала до конца строки.

 3)Словарная работа

. - Не всегда достаточно одного имени, чтобы позвать человека.

- Вот какая история может произойти.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: "Таня, встань!" –
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках....

- Как позвать ученика в классе, если у двоих ребят одинаковые имена?

-Фамилия есть у каждого человека. Он получает её при рождении, так же как и имя. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад  у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. У людей не было фамилий. А называли людей по-разному, например, так: Князь – князев, кузнец – кузнецов и т.д.

-Запишите слово фамилия.

А если у двух людей одинаковые имя и фамилия, как тогда их отличить? (По отчеству).

     Слово отчество означает "имя по отцу" человек получает отчество от отца, т.е. к имени человека добавляется имя, чьим сыном или дочерью он является.

 -Запишите слово отчество.

А теперь запишите имена ребят нашего класса. 1 вариант - имена девочек, 2 вариант - имена мальчиков.

- Все эти имена к какой группе имён существительных относятся? (Собственные)

3. Постановка учебной задачи

Какие имена собственные вы записали: одушевлённые или неодушевлённые?

- Определите тему урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как нужно писать собственные имена существительные, а именно имена, фамилии и отчества.

Работа по учебнику.

Как мы пишем имена и фамилии? (Всегда с заглавной буквы)

-А теперь посмотрите на доску. Вы видите слова. Составьте из этих слов полные имена писателей (Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович)

- Назовите полное имя 1-го писателя, 2-го писателя.

- Запишите полные имена этих писателей. Как запишем?

Физкультминутка. Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирает ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

4. Развитие умений-применение знаний.

1)- Скажите, можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца?

- Вспомните отчество своей мамы и назовите имя отца мамы. Вспомните отчество своего папы и назовите имя отца папы.

-Запишите.

- А теперь запишите фамилию вашей семьи.

- Что такое фамилия? Что такое отчество? Как мы пишем имена, фамилии, отчества?

2)-Давайте поиграем.

Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, записываете имя персонажа на листочек.

1) В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).

2) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

3) Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит).

-Проверка.

5. Итог урока.

- Давайте подведём итог. Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Как пишутся имена, фамилии и отчества людей?

- Приведите примеры имён. Это собственные или нарицательные имена существительные? (Собственные)

6. Рефлексия.

-Я раздам вам  листочки. Вам нужно их заполнить - оценить свою работу на уроке.

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок во 2 классе «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»

Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные....