Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 2 класс.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Цели: формировать умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные;
учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;
развивать речь, память, внимание умение наблюдать;
воспитание аккуратности у учащихся, дисциплинированности.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ - описание по картине; работать с несколькими источниками информации.
Регулятивные: освоение способа написания имён собственных.
Познавательные: осмысление различия между именами собственными и нарицательными
Коммуникативные: формирование умения аргументировать.
Личностные: продолжат осознавать язык, как основное средство человеческого общения; устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспринимать русский язык, как явление национальной культуры.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Пора за дело браться
Придется постараться,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.
2.Актуализация знаний
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
1) Минутка чистописания
- На минутке чистописания мы пропишем букву З з. Что вы можете сказать об этой букве? (Буква з может обозначать 2 звука - [з] и [з']. Звук [з]-согласный, парный, твёрдый. Звук [з']-он согласный, парный, мягкий ).
- Пропишите самостоятельно большую и маленькую букву с от начала до конца строки.
3)Словарная работа
. - Не всегда достаточно одного имени, чтобы позвать человека.
- Вот какая история может произойти.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: "Таня, встань!" –
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках....
- Как позвать ученика в классе, если у двоих ребят одинаковые имена?
-Фамилия есть у каждого человека. Он получает её при рождении, так же как и имя. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. У людей не было фамилий. А называли людей по-разному, например, так: Князь – князев, кузнец – кузнецов и т.д.
-Запишите слово фамилия.
А если у двух людей одинаковые имя и фамилия, как тогда их отличить? (По отчеству).
Слово отчество означает "имя по отцу" человек получает отчество от отца, т.е. к имени человека добавляется имя, чьим сыном или дочерью он является.
-Запишите слово отчество.
А теперь запишите имена ребят нашего класса. 1 вариант - имена девочек, 2 вариант - имена мальчиков.
- Все эти имена к какой группе имён существительных относятся? (Собственные)
3. Постановка учебной задачи
Какие имена собственные вы записали: одушевлённые или неодушевлённые?
- Определите тему урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как нужно писать собственные имена существительные, а именно имена, фамилии и отчества.
Работа по учебнику.
Как мы пишем имена и фамилии? (Всегда с заглавной буквы)
-А теперь посмотрите на доску. Вы видите слова. Составьте из этих слов полные имена писателей (Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович)
- Назовите полное имя 1-го писателя, 2-го писателя.
- Запишите полные имена этих писателей. Как запишем?
Физкультминутка. Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирает ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
4. Развитие умений-применение знаний.
1)- Скажите, можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца?
- Вспомните отчество своей мамы и назовите имя отца мамы. Вспомните отчество своего папы и назовите имя отца папы.
-Запишите.
- А теперь запишите фамилию вашей семьи.
- Что такое фамилия? Что такое отчество? Как мы пишем имена, фамилии, отчества?
2)-Давайте поиграем.
Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, записываете имя персонажа на листочек.
1) В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).
2) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).
3) Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит).
-Проверка.
5. Итог урока.
- Давайте подведём итог. Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Как пишутся имена, фамилии и отчества людей?
- Приведите примеры имён. Это собственные или нарицательные имена существительные? (Собственные)
6. Рефлексия.
-Я раздам вам листочки. Вам нужно их заполнить - оценить свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:• формировать умение писать с заглавно...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:• формировать...
конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных".
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...
Урок во 2 классе «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»
Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные....