Технологическая карта урока русского языка «Что такое местоимение». УМК «Школа России», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Познакомить с местоимением как часть речи;
2. Учить находить местоимения в тексте, употреблять в речи.
Развивающие:
1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;
2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
3. Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.
Оборудование: УМК “Школа России”, 2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 15.04.22 Школа: «МАОУ Многопрофильный лицей № 148» Класс: 2 «Е» Урок: 3 Время: 14:20 – 15:00 Кабинет: 211 | Студентка: Тачилкина Екатерина Николаевна Группа: 34 Учитель: Ашмарина Вера Николаевна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: Что такое местоимение?
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется
мягкий знак
Задачи урока:
Дидактические:
- Познакомить с местоимением как часть речи;
- Учить находить местоимения в тексте, употреблять в речи.
Развивающие:
- Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;
- Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
- Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
- Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.
Оборудование: УМК “Школа России”, 2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Инструктаж. Фронтальная форма. Слово учителя, постановка вопросов. | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак. - Давайте узнаем, какой ряд у нас самый тихий, сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд садится ещё тише, а третий садятся совсем как мышки. 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором): В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но мы исследовать начнем И сами до всего дойдём! -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока? | 1. Самоопределение 2. Включение в деятельность Учащиеся здороваются Проверяют готовность к уроку Настраиваются на урок - На уроке мы изучим то, что нам неизвестно. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме | Учебная презентация: Слайд 1 Слайд 2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Организует минутку чистописания - Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа. Сегодня у нас 15 апреля. - Теперь, записываем слова со слайда и вставляем пропущенные буквы. - Кто хочет прочитать и объяснить, то как вставил буквы. - Замечательно! | 1. Отвечают на вопросы учителя - Песочница, мечта: буквосочетания чн, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака. - Щука, чулок: гласные в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу – это орфограммы. - Вьюнок, ружьё: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающие согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. | П: анализ, сравнение, аналогия. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме П: повторение правописания буквосочетаний, правописание гласных в буквосочетаниях, правописание разделительного мягкого знака. | Слайд 3 Слайд 4 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог. Фронтальная форма. | 1. Выдвигает проблему На экране вы видите фрагмент известной сказки. Прочитайте его. - Обратите внимание на выделенные слова. - Произнесите их. - Что можете сказать о значении этих словах? - Они называют конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? - Кто называет себя словом я? - Правильно, называет себя я тот, кто говорит. Слово я указывает на того, кто говорит. - К кому обращаются, употребляя слово ты? - Верно. Ты называет того, с кем она (мышка) говорит. - Вместо каких слов употребляется слово они? - Мы можем сделать вывод, что есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них. - Посмотрите внимательно на текст, и скажите мне, где начало диалога? - Где конец диалога? - Скажите, что такое диалог? - Обратите внимание, как записывается диалог? - Запишите строчки, где встречались слова он, я, ты, они.
- Теперь подчеркните слова, которые не называют предметы, а указывают на них. - Как вы думаете, какую часть речи заменяют эти слова? - О каких словах мы будем говорить на этом уроке? - Да, вы правы, эти слова указывают на какой-то предмет и заменяют имя существительное, а как называются эти слова вы узнаете, разгадав шифр. - Посмотрите на слайд, вы должны зачеркнуть все букв «А» и прочитать слово. «Месааатоааааиаамаааеааанааиаае» - Какое слово у вас получилось? - Сформулируйте тему нашего урока. - Чтобы сформулировать цели для нашего урока, я написала для вас опорные слова, посмотрите на них и сформулируйте цели. - Какие цели мы можем поставить на урок? 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. - Чтобы достигнуть поставленной цели, я составила план урока, но он перепутался. Попробуйте исправить план. - Кто прочитает план, как он должен звучать? - Какой пункт плана мы выполнили? - Скажите мне, слова которые были у нас выделены в тексте, что это за слова? - А какой их главный признак? | 1. Высказывают свое мнение; Выразительно читают фрагмент сказки - Он, я, ты, они - Они указывают на героев. - Нет. - На теремок. - Мышка и лягушка. - К лягушке. - Лягушка и мышка. Читают диалог - Терем – теремок! - Иди ко мне жить! - Диалог — это разговор двух людей. - Каждая реплика с новой строки. Записывают строки - Они заменяют имена существительные. - О словах, которые заменяют имена существительные. 2. Пытаются сформулировать тему и цель урока. - Местоимение. - Что такое местоимение? - Узнать, что такое местоимение. - Наш план будет звучать так: 1. Выполним задание и узнаем, что такое местоимение; 2. Будем учиться находить местоимения в тексте; 3. Выполним самостоятельную работу; 4. Подведём итоги. - Первый - Местоимения - Они не называют предметы, а указывают на них. | П: подведение к теме урока; К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; П: постановка и формулирование проблемы; Л: сформировать мотивацию к учению и овладению; П: осознание на, что указывают слова я, он, ты. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16- 20 Слайд 21 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация. Словесный: беседа, учебный диалог. Фронтальная форма. | 1. Формулирует задание; 2. Подводит обучающихся к выводу. - Посмотрите на слово «местоимение» на экране. - Из каких двух слов оно состоит? - Да, слово местоимение похоже на словосочетание «вместо имени». И это не случайно. - Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, какие это слова? В чём особенность их значения? - Это нам говорит о том, что местоимения употребляются вместо какого-то другого слова. - Давайте теперь сравним то, что мы сейчас сказали и местоимении с правилом в учебнике. - Сейчас откройте учебник на странице 101. - Прочитайте правило. - Давайте составим с вами памятку. - Какая тема нашего урока? - Местоимение — это часть речи? - Местоимение указывает на предмет, не называя его? - Какие местоимения мы уже с вами узнали? - Правильно, так же существуют такие местоимения как, она, оно, мы, вы. - Давайте по нашей памятке расскажем, что такое местоимение, не называя примеры местоимений. Кто хочет ответить? - Молодцы, давайте выполним упражнение № 173 - Прочитайте стихотворение. - Кто понял, о чем это стихотворение? - Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся? - Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения. - Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается? - Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике? - Сколько строчек оно займет у вас? - Приступайте к записи предложения. - Подчеркните местоимения. - Каких местоимений нет в тексте? - Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение? - Назовите местоимения. | 1. Знакомятся с правилом. 2. Выполняют задание
- Вместо имени. - Это те слова , которые указывают на предметы Читают правило - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Что такое местоимение? - Да - Да - Он, я, ты, они.
- Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Читают стихотворение - О том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой. - Я, ты, мы – местоимения. - Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием. Читают предложение - Предложения записаны друг под другом. - 6 строчек. Записывают предложение Подчеркивают местоимения - Вы, он, она, оно, они. - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. - Второй. - Самостоятельную работу. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: осознание ответственности за общее дело. К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий П: овладение понятием о местоимении П: умение находить местоимения в тексте. | Слайд 22 Слайд 23 Учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Контролирует выполнение работы. - Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений. Он, Мы, Она - Кто хочет прочитать то, что у него получилось? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - Кто ещё хочет прочитать своё предложение? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - И последний, кто хочет рассказать то, что он написал. - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений? - Хорошо, молодцы. - Что мы с вами сейчас учились делать? - Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана? - Что мы будем дальше выполнять? - Правильно. Но перед началом, нам нужно немного размяться. | 1. Читают задания; 2. Объясняют свой выбор. Записывают свои предложения на доску - Он пошел гулять в парк. - Он - Мы посадили цветы в саду. - Мы - Она плавает в бассейне. - Она - Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама, - Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями. - Второй - Самостоятельную работу | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: осознание ответственности за общее дело; П: построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Слайд 24 Слайд 25 |
Динамическая пауза (1 мин.) | Смена вида деятельности учащихся | Организует проведение динамической паузы | Выполняют упражнения | Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы. | Слайд 26 | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная. Индивидуальная форма. | 1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения; 3. Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя. - На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 3 минуты. - Что вы сейчас тренировались делать? - Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд. - Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-». - Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа. - Обменяйтесь обратно. | 1. Объясняют свой выбор; 2. Выполняют задания самостоятельно. Слушают задание учителя Подбирают и записывают слова в каждый столбик - Мы тренировались находить местоимения в тексте. | Р: Контроль | Карточки Слайд 27 Слайд 28 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Повторение ранее изученного. - Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174. - Назовите предметы на рисунках. - Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске? - Посмотрите на образец. - Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать. - А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске. - Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? - Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку. - Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите 5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2. - Запишите домашнее задание №172 | 1. Вспоминают прошлый материал урока. Читают задание учебника - Пальто, цветок, лампа, коньки. Записывают слова Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). - Рюкзак, собака, велосипед, яблоко. Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно) Проверяют работы Записывают домашнее задание. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П). | Учебник Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Какой была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их? - Мы все пункты плана выполнили? - Что мы изучали сегодня? - Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений? - Какие трудности возникли у вас на уроке? - Что понравилось на уроке? - Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось? - Молодцы, ребята. - У кого что-то не получилось? Почему? - Я уверена, в следующий раз у вас все получится! - Спасибо вам за работу, до свидания! | 1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2. Оцениваю свою работу на уроке. - Что такое местоимение? - Узнать, что такое местоимение и для чего они используются в речи. - Местоимение - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Отвечают на вопросы учителя | Рефлексия способов и условий действия (П); Самооценка (Л); Планирование учебного сотрудничества (К). | Слайд 33 Слайд 34 Слайд 35 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Местоимение
Часть речи
Указывает на предметы
Я Ты Он Она Оно | Мы Вы Они |
ФИ |
Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте. |
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове мы сто тысяч я. |
ФИ |
Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте. |
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове мы сто тысяч я. |
ФИ |
Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте. |
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове мы сто тысяч я. |
ФИ |
Задание: подчеркнуть все местоимения в тексте. |
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове мы сто тысяч я. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Однородные члены предложения» (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: закрепить знания о расстановке запятых между однородными членами, соединенными союзами «и, а, но» и без союзов.Задачи урокаДидакти...
Технологическая карта урока русского языка «Части речи. Закрепление.» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование знаний учащихся о частях речи; формирование умений распознавать части речи.Задачи урокаДидактические:Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)
Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...
Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об употреблении местоимений в текстеЗадачи урока:Дидактические: 1. обобщить, повторить и закрепить знания об употреблении местоимении в тексте; 2. с...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение?" (2 класс)
Цель урока: формирование понятий о местоимении как части речи, его роли в предложении.Задачи урока:Дидактические:познакомить с местоимением как частью речи;формировать умения употреблять местоимения в...
Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о местоимении.Задачи урока:Дидактические:Знать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает;Уметь...
Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Местоимение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: систематизация знаний о роли местоимений в речи и формирование умения изменять местоимения по лицам и числам.Задачи урокаПланируемые результат...